Карина Сейдаметова: Георгий Николаевич, знаю, что ко Дню рождения музея в этом году в Михайловском создали и уже представили первым зрителям самый масштабный портретный проект музея за всю его послевоенную историю — выставку “225. Галерея портретов А.С.Пушкина”. Расскажите подробнее об экспозиции.
Георгий Василевич: В экспозиции дома-музея А.С.Пушкина в сельце Михайловском представлена копия портрета А.С.Пушкина, написанного О.А.Кипренским в 1827 году. “Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит”, — отозвался поэт в послании к художнику. Копия портрета Кипренского, выполненная для Музея Александровского Императорского лицея, в послевоенное время была передана из фондов Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) в Михайловское. С этого портрета началась история коллекции портретов в собрании Пушкинского заповедника. Сегодня музей-заповедник хранит без малого четыре сотни живописных, графических и скульптурных портретов нашего великого поэта. Стали аксиомой слова о том, что Пушкин — народный наш поэт. Столь же верно, что, будучи нашим общим “предком”, у каждого из нас он составил своё представление о том, каков Пушкин. Стремление выразить удивление, восхищение, радость от встречи с наследием и личностью поэта подвигало и продолжает подвигать художников на создание портретов Александра Сергеевича. Всеми ими движет желание открыть тайну живого Пушкина, передать современникам частицу вдохновенного огня, силой которого создано бессмертное творческое наследие Поэта. Самые “старые” портреты отсылают нас к середине ХIХ века. Самые новые по времени написаны в 2000–2024 годах. К числу несомненных художественных достижений можно отнести портрет Пушкина на прогулке в Михайловском, написанный Леонидом Гервицем в 1978 году, и портрет А.С.Пушкина Кирилла Нестерика, созданный в 2000 году. Каждый посетитель экспозиции “Пушкин. 225 портретов” найдёт в собрании портретов художественный рассказ о жизни поэта, возможно, ответы на вопросы о творчестве русского гения. Будучи очень разными, эти портреты, собранные вместе, дают нам возможность увидеть А.С.Пушкина и “классиком”, и “современником”.
К. С.: 2024 год богат на юбилейные даты. Юбилейный год Пушкина совпал с тридцатилетием вашей работы по сбережению пушкинского наследия. В 1993 году вы написали концепцию развития музея “Михайловское” до 2024 года. Удалось ли вам реализовать всё задуманное? И какие изменения ждут “Михайловское” в будущем?
Г. В.: В октябре 2023 года Учёный совет принял четвёртую концепцию развития Пушкинского заповедника на период 2025-2037 годов. В 1837 году в Тригорском в семье друзей поэта Осиповых-Вульф был создан первый домашний музей памяти А.С.Пушкина. С этого момента можно вести отсчёт времени работы по мемориализации памяти о Пушкине. Первые же концепции Пушкинского заповедника, хотя они в то время так не назывались и не были записаны, появились в послевоенное время, когда коллектив музея под руководством Семёна Степановича Гейченко осуществил послевоенное возрождение Пушкинского уголка псковской земли. Тогда, без малого век тому назад, встала задача поднять из руин пушкинскую святыню, опираясь на литературный ландшафт. Сила и значение пушкинского литературного пейзажа таковы, что позволяют встроить в него воссозданные ансамбли усадебных построек, возрождаемых парков, старинных деревень. Эта реконструкция — напомним, что первое воссоздание Михайловского состоялось ещё в 1911 году, — остаётся достоверной, пока жив изменчивый, но верный пушкинскому слову пейзаж Пушкинского заповедника.
От воссозданного дома-музея Пушкиных-Ганнибалов в Михайловском и домика Арины Родионовны (1945-1947), няни поэта, через расширение пушкинского пространства посредством присоединения дома-музея друзей поэта — семьи Осиповых-Вульф в усадьбе “Тригорское” (1962) — и дома-музея предков поэта Ганнибалов (1974) к реставрации парковых и пейзажных пространств, а затем к расширению усадебного пространства, наполнению его воссоздаваемыми, утраченными в прошлом архитектурными постройками — таков путь развития Пушкинского заповедника. Меняющееся время, расширяющееся знание о жизни Пушкиногорья, новые требования посетителей к жизни и работе музея, научное и художественное осмысление пушкинского наследия — вот те основания, на которых построена теория и практика изменения заповедной территории.
В преддверии 225-летия со дня рождения Пушкина, в год 125-летия с момента основания музея, в год 200-летия начала Михайловской ссылки поэта, ставшей временем его творческого преображения, мы видим своё развитие в более полном воплощении идей, многие из которых были определены нашими предшественниками. По мере роста музейной коллекции необходимостью стало создание новых экспозиций в Тригорском, посвящённых роману “Евгений Онегин” и драме “Борис Годунов”, музеев стихов, написанных в Михайловском, истории Пушкинского заповедника, истории Всероссийского пушкинского праздника поэзии, выставки памяти С.С.Гейченко, экспозиции “Открытое фондовое хранение” — над этим сегодня работает коллектив музея.
Для осуществления этих планов потребуются постройки. В музеях-усадьбах — в Михайловском, Тригорском и Петровском — на старых фундаментах планируется возведение зданий, которые были частью усадебного ансамбля. Часть построек предполагается использовать под временные выставки, лекционные пространства, кассы, сувенирные магазины, без которых сегодня невозможна полноценная работа музея. На поляне, которая ежегодно становится местом проведения литературного праздника, предполагается на старых фундаментах разместить крестьянские дворы с использованием части из них для размещения музея Всероссийского праздника поэзии. Требуется реконструкция и расширение кафе, которые будут работать в круглогодичном режиме. Вблизи всех музейных усадеб планируется возведение стилизованных построек — домов доброхотов (волонтёров), которые необходимы сегодня в связи с развитием законодательства, предписывающего условия приёма школьных волонтёрских групп. В плане концепции значительные работы по уходу, реставрации и реконструкции исторических усадебных парков, ремонт и реконструкция аллей, дорог и туристских троп. Осуществление планируемых работ должно увеличить время комфортного пребывания экскурсантов, путешественников и паломников на территории Пушкинского заповедника в течение всего года, при разных погодных условиях.
К. С.: Российский реставратор Савелий Ямщиков говорил: “Императору за то, что он выслал Александра Сергеевича в Михайловское, надо два памятника поставить! Может быть, не попади он туда, остался бы вертопрахом. И не было бы у нас “Бориса Годунова”, которого мог написать только истинно русский человек, окунувшийся в народную жизнь, припавший к “отеческим гробам…” Пушкин сам писал о Михайловском как о “приюте спокойствия, трудов и вдохновенья”.
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Весёлым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца...
Именно здесь он обрёл внутреннюю гармонию, воплотившуюся в главах “Евгения Онегина”, “Графе Нулине”, “Пророке” и других его произведениях. Здесь он слушал сказки Арины Родионовны, которыми, по его словам, “вознаграждал недостатки проклятого своего воспитания”. Что вы скажете об образе вошедшего в творческую зрелость Пушкина, который сохранился в нынешнем Михайловском?
Г. В.: Александр Сергеевич Пушкин в Михайловском обрёл свой райский сад, подобно библейскому предку Адаму; он превратил его в сад слов, в сад Литературы. Вслед за Поэтом мы открываем для себя не только рукотворное место, в котором десятки поколений русских людей пестовали родную землю, очеловечивали её, воспевали и защищали. Михайловское и его окрестности вписаны в русскую литературу и нашу историю Пушкиным. Здесь оттачивался и совершенствовался пушкинский русский язык. Здесь рождалось понятие о двуединой основе нашей цивилизации, где город и деревня — две стороны одного явления. Александр Сергеевич сравнивал своё Михайловское с рабочим кабинетом, где он проводит большую часть своего времени. Здесь, у лукоморья, он поселил своих героев и сказочных персонажей. Мы и сегодня вместе с ними открываем пушкинский мир Пушкиногорья, вслед за ними учимся видеть простую гармонию и неповторимую красоту литературного пространства, введённого в мировую культуру русским гением.
К. С.: Историк литературы и литературный критик Вадим Кожинов говорил о необходимости воскрешения всеобъемлющей мысли, проникнутой подлинным историзмом, свойственной Пушкину. Согласны ли вы с таким утверждением?
Г. В.: Пушкинское Михайловское хранит и являет нам историю в её развитии. Городища и курганы, окопы Отечественной войны и стены Святогорского монастыря-крепости времён Иоанна Грозного, строки поэта, напоминающие нам о непреходящей ценности любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам, — всё это пушкинская реальность, живая история. Её почувствовал и передал в своих произведениях Поэт. “Борис Годунов”, стихотворения “Пророк”, “Отцы пустынники и жены непорочны...”, размышления над своей родословной, изучение истории императора Петра Великого, его письма к друзьям из сельца Михайловского — плоды мысли гения, стремящегося воспринять и передать потомкам историю Родины. Древности Псковской земли стали для поэта источником вдохновения и осознания смысла своей жизни, своего призвания.
К. С.: Вы часто говорили в своих интервью и беседах о необходимости совмещения творческой и хозяйственной работы на посту директора этого уникального музейного комплекса, в частности, о преобразовании историко-культурного ландшафта. Как вам удаётся сочетать два столь разных направления в своей работе?
Г. В.: То, что вы полюбили, позволяет вам исполнять долг служения — человеку ли, месту со всей полнотой дарованного вам таланта. Служить любимому месту — радость и счастье. Трудное счастье. Но, как верно замечено в очень точной народной поговорке: “Глаза боятся, а руки делают”. Одной из величайших ценностей Пушкинского заповедника были и остаются люди, сотрудники музея. В музее работает 398 человек, владеющих семьюдесятью специальностями, которые нужны для полноценной жизни музея. Здесь нет случайных людей. Каждый из тех, кто пришёл сюда и трудится в Пушкинском заповеднике, — пушкинский человек. Музейный труд — служение. В нашем случае — служение светлому русскому гению. Это придаёт силы и позволяет преодолевать трудности с верой в то, что нам всё по силам. Успехи и достижения музея, заслуженная им слава — труд всего коллектива.
К. С.: Вашим предшественником был легендарный Семён Степанович Гейченко, который, по вашим словам, “доказывал, что Пушкин — живой, что он писал прозу, стихи и письма, что его ещё сегодня можно встретить в усадьбе. И ведь добился того, что многие утверждали: они сами, своими глазами видели Александра Сергеевича...”. Имя Гейченко часто звучало и в нашей семье: с ним был хорошо знаком мой отец, поскольку родители сразу после свадьбы некоторое время жили и работали в Пушкиногорье. Расскажите о Семёне Степановиче, о его работе, о том, что вы переняли лично от него.
Г. В.: Справедливости ради уточним, что предшественником моим на посту директора Пушкинского заповедника был Владимир Семёнович Бозырев, поступивший в музей в 1952 году. Владимир Семёнович был заместителем С.С.Гейченко. Он сменил Семёна Степановича Гейченко на посту директора в 1988 году. У Владимира Семёновича в 1994 году я принял эстафету служения Александру Сергеевичу Пушкину. Но с полным правом можно утверждать, что труды, замыслы, свершения Семёна Степановича Гейченко — то наследие, которым и сегодня во многом живёт Пушкинский заповедник. С.С.Гейченко — гений музейного дела, разносторонне одарённый человек, который совмещал в себе разносторонние дарования. “Вещевед”, прекрасно понимающий и чувствующий музейные предметы, он умел “разговорить” их, умел найти им своё особое место в экспозиции. Кабинет А.С.Пушкина в Михайловском — пример классической реконструкции реальности. Это фантазия, ставшая реальностью. Такое в музейном мире случается крайне редко. Выросший в Петергофе, заставший дореволюционную жизнь, во многом несущую на себе свет пушкинской эпохи, Семён Степанович многое передал Пушкинскому заповеднику, многое, без чего сохранить пушкинское усадебное наследие было бы невозможно. Он строил не просто музей. Гейченко воссоздавал пространство памяти, в которое можно войти, где жизнь сочетает в себе два века: девятнадцатый пушкинский век и двадцатый век — век воплощённой мечты. Как-то так получалось, что Александр Пушкин и Юрий Гагарин были людьми единой и неделимой русской истории, были почти современниками. Семён Степанович Гейченко был великим мечтателем, “тружеником музейной нивы” и режиссёром спектакля, длившегося изо дня в день. Имя этого спектакля — “Пушкин в Михайловском”. Великий фантазёр и скрупулёзно точный бытописатель, “шахматист” музейных предметов, писатель, краевед и архивист, архитектор и садовод — каких только ролей не приходилось ему исполнять, вовлекая в “пушкинский театр” единомышленников. Пушкинскому заповеднику несказанно повезло в том, что на протяжении более сорока лет во главе музея стоял Гейченко. Сегодня продолжаются многие начинания, появившиеся при С.С.Гейченко: старейшая научная конференция, посвящённая приезду Пушкина в Михайловское, практика студентов Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, ежегодные “трудовые семестры” пушкинских доброхотов. В память о С.С.Гейченко ежегодно проводятся музейные чтения, неизменными предметами исследования которых остаются личность и наследие Гейченко, история и развитие музейного дела, история и современная жизнь Пушкинского заповедника.
К. С.: В июне нынешнего года исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Как Михайловское готовится к юбилею великого русского поэта?
Г. В.: В 2024 году Пушкинский заповедник отмечает три юбилея: 225-летие со дня рождения А.С.Пушкина, 200-летие приезда А.С.Пушкина в михайловскую ссылку, способствовавшую духовному и творческому преображению поэта, 125-летие со дня основания Пушкинского заповедника, одного из первых в России подлинно народных музеев, созданного на средства всероссийского “кружечного сбора” пожертвований. Музей — это, прежде всего, музейная коллекция. Пушкинский заповедник располагает без малого 55000 предметов. Часть из них находится в постоянных музейных экспозициях, другая часть экспонируется на выставках. Более сорока пяти выставок в юбилейном году покажет наш музей. География их экспонирования широка: от Ставропольского края до Беларуси. Одна из самых необычных выставочных экспозиций — “Пушкин. 225 портретов” из фондовой коллекции музея. Неизменным успехом пользуются выставки Василия Михайловича Звонцова (1917-1994), художественная пушкиниана Игоря Дмитриевича Шаймарданова и Николая Петровича Предеина. К юбилею Поэта совместно с Фондом друзей Пушкиногорья осуществлён проект 52-серийного мультфильма “Пушкин и... Михайловское”. Летом сразу три проекта украсят творческую афишу музея: фестиваль “Пушкин. Музыка. Михайловское”, праздник балета “Под звездой Геннадия Селюцкого”, концертный музыкально-поэтический абонемент “Музыка в русской усадьбе”. Традиционным событием, приуроченным ко дню рождения А.С.Пушкина, станет 57-й Всероссийский пушкинский праздник поэзии в сельце Михайловском. Юбилейный год будет отмечен выпуском 100-го научно-просветительного сборника “Михайловская пушкиниана”, ежегодной практикой-пленэром студентов Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, фестивалем народных театров, конкурсами, малыми усадебными праздниками. Событием 2024 года станет появлением на карте рабочего посёлка Пушкинские Горы “Площади имени А.С.Пушкина”.
К. С.: Опишите, пожалуйста, один день из жизни Георгия Василевича.
Г. В.:
Хозяйство Пушкину большое
Досталось, много с ним хлопот.
Коль день хороший — еду “в поле”.
Пишу, когда не повезёт.
День пролетает незаметно
В беседах, выставках, и что ж?
Ночь быстротечна, а с рассветом
По кругу вновь себе бредёшь.
К. С.: Чем актуален Пушкин в наши дни? Что он мог бы сказать сейчас нашим современникам?
Г. В.: Пушкин с нами каждый день: его строки живут в памяти своей особой жизнью. Учитель и друг, мудрый советчик и утешитель, автор, от чьих книг трудно оторваться, с какой страницы ни начни чтение. Пушкин прост и мудр. Он до сих пор говорит с нами на одном языке. Он наше прошлое, настоящее и будущее. Не случайно Николай Васильевич Гоголь когда-то предположил, что Александр Сергеевич — “русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится чрез двести лет”. И вообще, каждый говорящий на пушкинском русском языке с полным правом может претендовать на второе отчество — “Александрович”. Если захочет!
Беседовала
Карина Сейдаметова
ПРИЮТ СПОКОЙСТВИЯ, ТРУДОВ И ВДОХНОВЕНЬЯ
- Комментарии
Загрузка комментариев...