Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        АЛЕКСАНДР ДЕМЧЕНКО НАШ СОВРЕМЕННИК № 3 2025

        Направление
        Книжный обзор
        Автор публикации
        АЛЕКСАНДР ДЕМЧЕНКО

        Описание

        О ПОВЕСТИ ИЛЬИ КОЧЕРГИНА “ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД”

        “Запасный выход” — хороший пример новой мужской искренности в современной русской прозе. Видимо, “старая” искренность, которую тридцать лет массово, по-бунтарски, приятно-неприятно навязывал тот же Лимонов (а сейчас этакое пробует делать, к примеру, Павел Селуков), должна была эволюционировать: уйти от поднадоевшего буйного “мужского” в нечто более спокойное, совсем якобы не “мужицкое”. В такую мужскую прозу, где меньше страстей, выставляемой напоказ борьбы, маскулинности, а больше честности, откровенности без перегибов, даже не отталкивающей, к делу вписанной слабости. И, конечно, поверх — признание ошибок, а в идеале — простое, не направленное на выдавливание слёз, покаяние (на что сегодня способен не каждый лирический герой). Книга “Запасный выход” собрала всё это. При этом исповедавшийся перед читателями герой Кочергина сохранил мужское лицо. Может показаться, что по сюжету персонаж “ныл” больше, чем нужно, но за тем “нытьём”, как представляется, скрывалась не саможалость, а большая сила. Признавая свою некую несостоятельность в тех или иных вопросах, персонаж лишь выпускал пар, а потом всё-таки старался решить проблемы. Поступки характеризует его как мужчину, Героя.
        Но о поступках позже. Пока же перед нами глухая деревня в центральной полосе. А здесь стоит дом. А дом тот построил герой “Запасного выхода”: мужчина самодостаточный, и на первый взгляд — спокойный. В прошлом запойный, а сейчас непьющий, работящий, сильный, но... и потерянный. Почему? Все вроде бы у персонажа хорошо: есть работа, прекрасная жена-психолог, семнадцатилетний сын. Силы есть, таланты (от написания книг и до строительства бань и прочих нужных в деревенском быту объектов). Самоирония даже присутствует. Прекрасное детство позади: там, где добрые книжки, интересные поездки, заботливые родители. А сколько взрослых воспоминаний! — от увлекательно-опасной работы лесником в заповеднике на краю мира и до приятно-шебутных разъездов “под коньячок” по матушке-России, будучи автором путеводителей. Насыщенная жизнь “вчера”, но и не менее насыщенная жизнь “сегодня”. А герою все равно больно. И как будто без причины. Позади все возможные и невозможные кризисы: и экономические, и политические, и среднего возраста, и семейные. Ну, живи, чудак! Продолжай как настоящий мужик “делать дело своей жизни”, которое “очень интересное и важное”. А он не может. На людях делает вид, что может, а себе говорит, что нет. И здесь бы возникнуть фигуре вампиловского Зилова, того заблудшего надломленного мерзавца, который плюнет на всё, бросит жену, дом, уйдёт в необязательный запой, очнётся без документов на третьей полке плацкарта “Москва — Хабаровск”, но Кочергин выбирает для героя более сложный путь. Всё готовый спустить в унитаз моральный бедолага — это неинтересно. Герою по Кочергину, как настоящему мужику, нужно новое дело, новая взятая высота, ощущение победы. То, что не только взбодрит, успокоит душу, но и приблизит к ответу на вопрос: для чего я пришел в этот мир?
        Такой будущей победой может стать списанный спортивный конь Феня, которого семья персонажа берет в своё хозяйство. Углубляться в тонкости содержания лошадей не будем. Важно другое: подтекстом автор как бы намекает, что герой и Феня похожи. Типа оба списаны. Но это не так: конь списан людьми, а персонаж сам себя списывает, причем без существенной причины. Этакая временная дурость, которую иногда практикуют люди. Детали же, отдельные сцены “Запасного выхода” указывают на обратное: герой востребован, любим. Так, это видим на примере взаимоотношений в семье персонажа. На первый взгляд жена героя якобы лишь занята собой и своей работой. Да, она не проявляет шаблонной любви к мужу. Иногда даже кажется, что между ними уже не привычка, а холодок (если не холод). Впрочем, такие читательские домыслы опровергаются простым искренним разговором о планах на второго ребёнка. Если женщина готова родить от тебя вновь — это большая любовь. Готов ли к этому герой — другой вопрос. Ему бы себя собрать, вновь ощутить силу, а там уже всё возможно. К концу повести, как мне кажется, это удаётся. “Собирательство” себя идёт через добрую ностальгию по минувшим победам. Прошлое, там, где смелость, юношеский задор, весь мир у ног и все двери открыты, даёт персонажу надежду на сегодняшнее, будущее, прибавляет сил, даже его молодит. И перед нами уже не мужичок “за пятьдесят”, а бравый пацан, который вновь готов оседлать жизнь. Мужчина.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог