Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        АНАТОЛИЙ АВРУТИН НАШ СОВРЕМЕННИК № 7 2025

        Направление
        Поэзия
        Автор публикации
        АНАТОЛИЙ АВРУТИН

        Описание

        ПОЭЗИЯ

        АНАТОЛИЙ АВРУТИН

        ЖИТЕЙСКИЕ ПУТИ

        *   *   *

        Снилось мне, что Рубцов предлагает сдружиться домами,
        Потому что друзья согревают, от горя храня:
        “Был бы ты в тот момент...
        И, как друг, просто встал между нами...
        Может, я бы остыл... И она б не убила меня...”

        Он, конечно же, прав... Но как быть? Между нами эпоха.
        Я бы встал между ними, но время, увы, развело.
        Я б дыханье вдохнул в друга после последнего вздоха,
        Я бы солнца плеснул, чтоб в зрачки воротилось светло.

        Я бы женщине той, что ещё улыбается мило
        С той журнальной страницы, где ценится новая ложь,
        Хмуро глянув, сказал: “Вы немного остыньте, Людмила,
        Научитесь прощать... Он же гений! А вас не поймёшь...”

        Может, вправду тогда, чуть остынув, она б отступила?
        Может, вправду и он в ситуации той протрезвел.
        И вернулась к нему та волшебная силушка-сила,
        За которую прежде поэтов вели на расстрел...

        Что эпохе пенять? Нынче гениев нет и в помине.
        И домами поэты не очень-то любят дружить.
        Просто мрак за окном...
        Просто чайник всё стынет и стынет...
        Просто тоньше и тоньше сознания бледная нить...

        *   *   *

        Это осень пришла... Как обычно — не поздно, не рано.
        Загудело в трубе, и завыли своё сквозняки.
        Поздно даже туда, где Онегин влюбился в Татьяну,
        Где зовут на дуэль из-за нежного взмаха руки.
        Где живут на разрыв, где в цене только честь и Держава,
        Где и царь волочится за ветреной той Натали.
        Ну а если и слава, то только посмертная слава,
        А без славы попробуй, гордыню свою утоли...
        Но года промелькнут, и не станет гусарского класса,
        Загремит Маяковский, палить призывая в толпу.
        — Сколько лет? — Восемнадцать!
        — Учился?.. — Дык ента... Два класса...
        — Назначаешься классиком... Текст получи в ГПУ...
        И попробуй, скажи тем приверженцам мистификаций:
        “У такого романа и автор, конечно, титан.
        Ну а этот — безлик, вечно пьян, и в речах — не Гораций...”
        И услышишь: “Клевещешь!.. И Моцарт был изредка пьян...”
        Это осень пришла... Будто женщина в жёлтом халате.
        Всё смешалось — проблемы, обиды, иные дела...
        А с экрана — война, фестиваль и турнир в Цинциннати,
        Новость — порнозвезда в сорок лет, наконец, родила...
        Не до славы теперь... Это осень пришла... Это осень...
        Не до мыслей о светлом среди ненаписанных книг.
        Помнишь, как ты шептала: “Родной... Я люблю тебя очень...”,
        Как звенела струна и Христос нам явился на миг?
        Впрочем, я и в душе — не Онегин, и ты — не Татьяна,
        Это осень пришла... И кружит поржавелый листок.
        Эта женщина мне всё дороже, хоть реже — желанна,
        Так всегда в сентябре... Остальное прочтёшь между строк.
        И кого укорять в том, что белое сделалось серым,
        И что трудно ступать, если спину размять не успел,
        Что у осени этой сегодня иные манеры —
        Слово скажешь, в ответ: “Будь доволен, что всё ещё цел!..”
        Так случается... Что ж... Так сегодня и осень случилась.
        Отгремели оркестры... Наружная хлопнула дверь.
        Ты дарована мне, будто Божья дарована милость,
        Мне и верить не нужно, ты осени просто поверь!


        ПЫЛЬ

        Серая пыль над дорогой пустой,
        Серые птицы в причудливом гаме.
        Это судьба... Не дано нам иной —
        Пыль бесконечная под сапогами.

        Ветер... От пыли не видно ни зги,
        С пылью смешался и запах ковылий.
        Серою пылью полны сапоги,
        Ноздри полны одуряющей пыли.

        Те, кто по пыли шагать рождены,
        Молча бредут от бессилья к бессилью...
        Серою пылью их души полны,
        Очи забиты слепящею пылью.

        Серой пылищи причудлива вязь...
        След наступает на след осторожный...
        Пылью и сами в пути становясь,
        Люди по пыли шагают дорожной.

        Так, от попутчиков неотличим,
        Одолевает и вёрсты, и мили
        Пыли клубок... И клубятся над ним
        Пар от дыханья да облачко пыли...

        *   *   *

        Настала осень, хоть ещё жара,
        Всё так же лучезарны вечера,
        И лишь слегка прохладнее к закату.
        Заметнее, что стал короче день,
        Да чуть длиннее — тень и полутень...
        И больше фруктов купишь на зарплату.

        А остальное — нет, не ерунда...
        Сказала: “Нет!” та женщина, что “Да!”
        Так много раз напрасно говорила.
        А я не слышал ласковых речей,
        Лишь повторял, что я — ничей, ничей...
        И женщина, согнувшись, уходила.

        И вот теперь бунтуют плоть и кровь...
        Сам повторял: “Судьбе не прекословь,
        Любовь одна, но разных женщин любишь.
        Меняются черты и имена...”
        А оказалось — женщина одна,
        А жизнь — тот самый сук, который рубишь.

        И всё смешалось — осень и тоска,
        И тот комар, звенящий у виска,
        И эта тень вселенского разлада.
        Так хочется не думать ни о чём,
        Но ангел наклонился над плечом
        И повторяет: “Милый мой, так надо!”

        И ты стоишь, не нужный никому,
        Струится свет, но видишь только тьму,
        И чувствуешь предзимнюю тревогу.
        Так много слов, а нечего сказать...
        И Лермонтов припомнился опять —
        Там, где один выходишь на дорогу...

        *   *   *

        Стоптаны ноженьки, плакать не велено,
        Братец наставил рога...
        Всей и надежды, что печка Емелина,
        Крякнув, пойдёт на врага.

        Что, разозлившись, ногами затопает,
        Жарко золою пахнёт,
        Горе затопчет, а после Европою
        Снова привычно пойдёт.

        Там на рейхстаге Емеля распишется,
        Вспомнив, что он — исполин.
        Сплюнет... И вытащит красную книжицу
        Вдруг из широких штанин.

        Спрячет в карман, перед Богом покается,
        Влезет на печку назад.
        И ничего-то у нас не меняется
        Столько столетий подряд.

        *   *   *

        Неужто возможно? Конечно, возможно
        О чём-то спросить у неё осторожно.
        Дождаться ответа, заранее зная,
        Что есть между вами искринка сквозная.
        Что в эту минуту ей тоже тревожно,
        Что хочет спросить у тебя осторожно,
        Дождаться ответа, заранее зная,
        Что есть между вами искринка сквозная.
        Как это зовётся? Я знаю не много,
        Когда на двоих и тоска, и тревога,
        Душою к душе — через все расстоянья,
        Когда совпадают и страсть, и желанья,
        Когда не помеха дороги кривые,
        Разлука и все пояса часовые.
        И даже возможно, конечно, возможно
        О чём-то спросить у неё осторожно,
        Дождаться ответа, заранее зная,
        Что есть между вами искринка сквозная.

        *   *   *

        На стылом небе ангела печать,
        А мне бы только слушать и молчать,
        Когда щебечет серенькая птица.
        Прощаемся... Сюда мне не прийти —
        Запутаны житейские пути,
        И только птичий щебет длится, длится...

        Совсем-совсем безлюдно на душе,
        И всё, что будет — съёжилось уже,
        И сжалось, как шагреневая кожа.
        И молодой душою не понять,
        Что это ты теряешь стан и стать,
        А время на безвременье похоже.

        И зря ты шаришь нервною рукой
        Тот ключ, которым заперт непокой —
        Что шарить ключ, когда замка-то нету.
        Есть лишь на лицах времени печать,
        Посмотришь — и захочется кричать,
        И закурить — хоть бросил! — сигарету.

        Пусть мы “Отчизны верные сыны”,
        И понимаем — лишь мечты и сны
        Способны воротить нам те мгновенья,
        Когда с любимой пальцы сплетены,
        Когда не детство к нам приходит в сны,
        А зрелости мгновенные мгновенья.

        Пока же в небе ангела печать,
        И жаждется лишь слушать и молчать,
        Прощая тех, кого мы не простили.
        Чтобы, держась за краешек стола,
        Вдруг женщина ступила из угла,
        Да птенчик щебетал на суахили.

        *   *   *

        Плохо вымощен, не знаменит,
        Этот город под сердцем болит,
        Сквозь года обращаясь в химеру.
        Это я ль в магазинчик пустой
        Всё спешил сквозь кустарник густой?
        Это мне ль кто-то пел под “фанеру”?

        Городишко, где был я влюблён,
        Где до срока состарился клён
        И досрочно состарилось небо...
        Тусклый воздух других городов
        Я повторно вдыхать не готов —
        Мне б туда, чтоб проплакаться немо.

        Это здесь остановка моя,
        Где стоял я, обиду тая,
        А та женщина не приходила...
        А когда наконец-то пришла,
        Все признанья мои отмела,
        Улыбнувшись: “Любовь — это мило...”

        Это здесь я потеряно брёл,
        Это здесь тот багульник расцвёл,
        Что зачем-то мне снится ночами.
        Здесь за мной увязался щенок,
        Что всё тихо скулил возле ног,
        А ворона смеялась над нами.

        Как давно это было!.. Уже
        Я стою на таком рубеже,
        Где с годами так хочется к маме...
        Мне архангел твердит Гавриил,
        Что он тоже когда-то любил,
        А кого — позабылось с годами...

        *   *   *

        Октябрь... Не хочется душе
        Уже ни воли, ни покоя,
        Когда стоишь на рубеже,
        Где впору думать про другое.

        Где весь в кровоподтёках сад...
        И там, забытые под кроной,
        Угрюмо яблоки висят
        Среди раздумчивости сонной.

        И понимаешь, чуть в зенит
        Поднимешь голову от быта,
        Что ты ведь тоже позабыт,
        Как это яблоко забыто.

        И ощущая в горле ком,
        Обнимешь дерево нагое,
        И станешь думать о другом,
        Не зная — где оно, другое...



        АВРУТИН Анатолий Юрьевич родился в 1948 г в Минске. Окончил БГУ. Автор двадцати семи поэтических сборников, изданных в России, Беларуси, Германии и Канаде, нескольких книг переводов, двух книг прозы, лауреат Национальной литературной премии Беларуси, Большой литературной премии России, международной литературной премии им. Марины Цветаевой и многих других. Обладатель “Золотого Витязя -2022” в жанре поэзии. Академик Международной Славянской Академии литературы и искусства (Варна, Болгария), главный редактор журнала “Новая Немига литературная”. Указами Президента Беларуси награжден орденом Франциска Скорины (2019), а также одноименной медалью (2009). Название “Поэт Анатолий Аврутин” в 2011 году присвоено звезде в созвездии Рака. Живёт в Минске.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог