ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВОЛГИ
Пять лет в нашей стране реализуется масштабный национальный проект “Оздоровление Волги”, призванный улучшить экологическое состояние реки, снизить объем загрязненных сточных вод, отводимых в Волгу объектами водопроводно-канализационного хозяйства. Время проанализировать, почему в регионах Волга остается на грани экологической катастрофы, а десятки построенных очистных сооружений работают неэффективно либо вообще не работают. Не на ветер ли выкидываются выделенные 205,4 миллиарда рублей? Или разворовываются, как у меня в Ярославской области?!
Не пора ли, как справедливо заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, взять на контроль внедрение очистных сооружений?! Тем более что на Волге складывается катастрофическая ситуация и с обмелением, и с кислородным истощением, ведущим к резкому сокращению популяции рыбы. А виновата в бедах Волги не сама река, а человек. Масштабный рост сине-зеленых водорослей и цианобактерий, поглощающих кислород, чрезмерное цветение воды связаны с попаданием в реку громадных объемов фосфатных удобрений и азота. На цветение воды влияют и безответственные методы управления водохранилищами.
Объем финансирования Ярославской области на реализацию мероприятий по строительству и модернизации объектов водопроводно-канализационного хозяйства составляет 7 миллиардов 437 миллионов рублей. Так как первые важные 6 объектов, согласованные с Минстроем, построены и введены в строй, то задаешься вопросом, а почему они не работают как положено?! Почему природоохранная прокуратура то и дело направляет исковые заявления о возложении на органы местного самоуправления и эксплуатирующие организации обязанности обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод, а очистные все равно не работают?!
Начало строительства очистных сооружений в Рыбинском районе в поселках Каменники и Судоверфь было ознаменовано тем, что ФСБ возбудило уголовное дело по факту хищения денежных средств.
Далее прокуратура Некоузского района устанавливает факт некачественного выполнения комплекса работ по реконструкции очистных сооружений в поселке Октябрь Некоузского района, в том числе замены оборудования на более дешевое, что привело к причинению ущерба бюджету района. Возбуждено и расследуется уголовное дело.
По факту мошенничества при производстве работ по строительству системы общепоселковой канализации в поселке Некрасовское тоже расследуется уголовное дело. И в Борисоглебском районе строительство очистных сооружений закончилось уголовным делом.
Как так получается, что очистные сооружения вводятся в эксплуатацию, однако они не могут обеспечить нормативных показателей стоков по целому ряду показателей? Специалисты утверждают, что причина в качестве проектно-сметной документации, в которой были упущены существенные моменты. Например, неверно произведена оценка объемов стоков и их состав, заявлено оборудование, которое не может обеспечить должную очистку по ряду показателей, не предусмотрена химическая очистка и т.д.
При этом надзорные и контролирующие органы не видят в этом ничего страшного. Просто, мол, идет процесс отладки очистных. Полгода идет, год идет, полтора идет, два года... Но это же обман, мошенничество, ибо и на третий год они все равно не могут выйти на установленный режим работы ни в Тутаеве, ни в Рыбинске.
Возмущает то, что Минстрой России прекрасно осведомлен об этом мошенничестве. Заместитель министра Ересько на мой запрос, почему не работают очистные сооружения, введенные в эксплуатацию в 2020 году, ответил так, цитирую: “Сложившаяся ситуация обусловлена недобросовестным выполнением либо полным отсутствием выполнения пусковых работ эксплуатирующими организациями, которые проводятся на объекте капитального строительства до достижения очистки, установленной проектом”. И далее пишет: “Объект передан эксплуатирующей организации после окончания строительства без проведения пусконаладочных работ под нагрузкой, так как контрактом указанные работы не предусмотрены”.
Казалось бы, куда проще — директивно установить, что генподрядчики обязаны не только построить или реконструировать очистные, но и ввести их в эксплуатацию. То есть сдать эксплуатанту полностью готовый к работе объект. А ведь сейчас все по-другому — строительство само по себе, а его ввод — сам по себе. Именно такой подход породил проблемы. Почему не решается этот вопрос? Почему Минстрой занял в нем пассивную позицию наблюдателя?
Почему до сих пор не детализированы требования ни к техническому заданию по строительству очистных сооружений, ни к проектно-сметной документации? Да, основные вопросы содержания этих документов имеются. Они изложены в Своде правил, утвержденных Минстроем. Но практика показывает, что этого мало. Именно отсутствие детализации ведет к тому, что местные муниципалитеты выдают некачественное техническое задание, а потом на его основе разрабатывается такой же некачественный проект со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В настоящее время на очистных сооружениях в поселках Рыбинского района эксплуатирующей организацией — ГП ЯО “Северный водоканал” — не обеспечено достижение нормативных показателей стоков хозяйственно-бытовой канализации по ряду показателей.
Как так случилось, что очистные после завершения строительно-монтажных работ были переданы заказчику — администрации Рыбинского района в декабре 2020 года, а ГП ЯО “Северный водоканал” по сей день не вывел очистные на проектные показатели? В феврале 2022 года ФСБ возбудило уголовное дело в отношении подрядной организации ООО “Техмонтаж”. Поможет ли следствие работе очистных? Нет, так как по данному факту усматривается попытка сместить акценты в имеющейся проблематике, скрыть действительную ситуацию, которая напрямую влияет на вопросы обеспечения экологической безопасности бассейна реки Волга.
Результаты эффективного использования средств нацпроекта связаны в первую очередь с достижением нормативных показателей очистки сточных вод. Но следствием по каким-то причинам дается оценка не проектным решениям и применяемому на очистных оборудованию, а неким недостаткам строительных работ.
Разработкой проектной документации для большинства очистных сооружений Ярославской области занималось ООО “Волжскэкострой”. В нарушение закона № 44-ФЗ “О контрактной системе”, оно включило в проектные решения технологическое оборудование производства ООО НПФ “Экосервис” (на очистных поселка Судоверфь данная организация в том числе осуществляла и технический надзор за строительством объекта).
Почему ООО НПФ “Экосервис” является и разработчиком, и изготовителем оборудования? В технических паспортах на данное оборудование есть прямые ссылки на то, что оно находится в постоянном процессе технической модернизации. То есть априори производитель оборудования указывает на возможность отклонений от заявленных технических характеристик. Между тем, на рынке имеется аналогичное оборудование, выпускающееся серийно, имеющее более низкую стоимость и более высокие эксплуатационные характеристики, а также гарантийный срок службы за счет применения материалов с более длительным сроком эксплуатации в агрессивных средах.
Так, включенное в проект оборудование выполнено из “черного” металла, срок его службы ограничен 5 годами. Между тем в стоимости муниципального контракта стоимость оборудования составляет порядка 80%. Использование оборудования с такими показателями потребует регулярных бюджетных дотаций.
Подрядчик честно сказал мне, что выход на проектные показатели очистных сооружений поселка Каменники невозможен в связи с наличием нарушений в организации технологии очистки сточных вод в части низкого качества проектной документации. В проекте отсутствует цех химической очистки: включенное в проект оборудование фактически не в состоянии произвести очистку по ряду химических показателей. А в очистных сооружениях поселка Судоверфь неверно произведена оценка объемов стоков и их состав, поступающих от сторонних потребителей, что также делает невозможным выход на нормативные показатели.
Между тем, со стороны эксплуатирующей организации — ГП ЯО “Северный водоканал” данные факты умалчиваются. Как же так получилось, что на очистные получено заключение Государственной инспекции строительно-бухгалтерской экспертизы о соответствии объекта проектной документации, а эксперты говорят о ее низком качестве?
В нарушение Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” при производстве работ на объектах очистных сооружений в поселках Судоверфь и Каменники заказчиком — администрацией Рыбинского района — не была разработана рабочая документация.
Между тем, в постановлении Правительства РФ указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, по которой осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный надзор и строительный контроль (технический и авторский надзор).
Таким образом, с помощью уголовного дела в отношении подрядной организации по неизвестным причинам смещен акцент с действительных причин низкого качества очистки стоков. Получение адекватной оценки проектной документации, оборудования поставщика, которого чиновники искусственно, в нарушение законодательства, сделали монополистом на рынке реконструкции очистных сооружений в Ярославской области, с целью регулярного получения дополнительных финансовых вливаний из бюджета России, затруднено в связи с активным противодействием со стороны руководства эксплуатирующей организации — ГП ЯО “Северный водоканал”.
Более того, губернатор области Евраев М.Я. вместо того, чтобы включить в нацпроект город Мышкин, загрязняющий Волгу, включает Ростов, где не протекает Волга. На мой запрос, почему Мышкин не включен, губернатор ответил, цитирую: “Правительством области неоднократно направлялись в адрес Минстроя обращения о возможности выделения средств”. Однако Минстрой опроверг этот ответ, цитирую: “Субъект не представлял заявку на включение объекта в реализацию проекта “Оздоровление Волги”. Вот такой подход к оздоровлению Волги у губернатора и Минстроя, обманывают друг друга, а Волга страдает.
Не помогло Волге и наше с Вами, уважаемый Вячеслав Викторович, обращение к Счетной палате о проверке неработающих очистных сооружений в области. Вначале, после Ваших решительных слов, они позвонили мне, пообещали выехать и разобраться, а затем прислали бумагу, что переадресовали решение о проверке в область... Ну, а из области, знамо дело, сообщают — Волга в порядке, очистные сооружения в будущем заработают, ждите... Жаль, неизвестно, сколько ждать, да и Волга устала уже от пустых ожиданий.
АНАТОЛИЙ ГРЕШНЕВИКОВ НАШ СОВРЕМЕННИК №2 2024
Направление
Очерк и публицистика
Автор публикации
АНАТОЛИЙ ГРЕШНЕВИКОВ
Описание
АНАТОЛИЙ ГРЕШНЕВИКОВ депутат Государственной Думы
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос