Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        АНДРЕЙ ВОРОНЦОВ НАШ СОВРЕМЕННИК №11 2023

        Автор публикации
        АНДРЕЙ ВОРОНЦОВ

        Описание

                “НЕ ВСЕ МЫ УМРЁМ...”


                Тайна апостола Павла в поэзии Юрия Кузнецова

                “Поэма презирает смерть”, — такова была тема последней (2023) Кузнецовской конференции. И творчески, и по-человечески мне близка эта мысль. Даже Иосиф Виссарионович Сталин, прочитав поэму Горького “Девушка и Смерть”, написал: “Эта штука сильнее, чем “Фауст” Гёте (любовь побеждает смерть)”. Однако есть и другая сторона медали: смерть презирает поэму. По сути своей презирает, что хорошо отражено в известном стихотворении Державина. Там не идёт речь о презрении, но идёт речь о забвении, которое в каком-то смысле сильней презрения:

                Река времён в своём стремленье
                Уносит все дела людей
                И топит в пропасти забвенья
                Народы, царства и царей.
                А если что и остаётся
                Чрез звуки лиры и трубы,
                То вечности жерлом пожрётся
                И общей не уйдёт судьбы.

                Есть некая тень надежды в этих строках: “А если что и остаётся / Чрез звуки лиры и трубы...” То есть посредством искусства. Это к нам обращено — к тем, кто искусством занимается. И подсознательно стремится каким-то образом “застолбить” своё имя в вечности, избегнуть забвения. Но это не всегда удаётся, о чём мы отлично знаем. Страшная река Забвения шумит где-то совсем рядом.
                Смерть, как мы, грешные люди, её понимаем, это нечто в корне меняющее и наше представление о мире, и наше положение в нём, чем был очень озабочен Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь. Ведь даже в знаменитом гамлетовском монологе не идёт речь о выборе между жизнью и смертью, хотя он всегда позиционируется именно как размышление о выборе. Но выбор возможен при известности альтернатив, а с чем имеет дело Гамлет?


                …Умереть, уснуть. — Уснуть!
                И видеть сны, быть может? Вот в чём трудность;
                Какие сны приснятся в смертном сне,
                Когда мы сбросим этот бренный шум, —
                Вот что сбивает нас; вот где причина
                Того, что бедствия так долговечны...

                (Перевод М.Лозинского)

                Какие сны нам там приснятся, в том смертном сне? Не будут ли они ещё кошмарней земных? Полная неизвестность! Гамлет не выбирает, он боится смерти, и не потому, что она прекращение существования, а потому, что совершенно непредставимо новое существование. Это тайна. Смерть — это тайна и, в каком-то смысле, одна из главных тайн. Ибо она связана — в христианстве, по крайней мере, — с идеей воскрешения, и тут есть единственный Победитель смерти — Иисус Христос, и известна единственная поэма, презирающая смерть, — Символ веры, где сказано: “Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века”. Смерть связана с воскресением, и это основная тайна христианства, и апостол Павел в своём известном 1-м Послании к коринфянам так и называет её тайной:
                 “Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся...” (ст. 51 52).
                Этот короткий стих вызвал, наверное, наибольшее количество комментариев к Посланиям апостола Павла. Что это значит: “не все мы умрём”? А то, что “при последней трубе”, то есть при последней трубе Страшного суда, некоторые из нас будут живыми (хотя неизвестно, когда и с кем это случится). Им, ещё не умершим, тоже предстоит умереть, а потом воскреснуть? Из 1-го Послания к коринфянам апостола Павла можно понять, что либо этот период будет очень коротким — мгновенная смерть и мгновенное же воскресение, либо мы, как Илья-пророк, живыми уйдём на небо. Мы не будем, перейдя из тленного состояния в нетленное, сохраняться в прежнем качестве — мы изменимся.
                Но любопытно, что на заре христианства существовали списки 1-го Послания к коринфянам, где фраза о тайне имела совершенно противоположный смысл, в связи с чем знаменитому комментатору Посланий апостола Павла, Максиму Исповеднику, византийскому святому, жившему в VI-VII веках, задали вопрос: “Поскольку в одних списках Апостола содержатся слова “все мы уснём, но не все изменимся”, а в других — “не все мы уснём, но все изменимся”, то я прошу объяснить, какое из чтений следует считать верным и что эти слова означают?”
                 Максим Исповедник ответил: “Поскольку оба <чтения> содержатся уже в древних списках, то я полагаю, что, следуя и тому, и другому чтению, понимающий текст согласно благочестию не отдалится от апостольской цели. Слова “все мы уснём, но не все изменимся” следует понимать так: мы все подвергнемся сну смерти, но не все получим взамен славу и дерзновение. В другом <месте> тот же апостол утверждает это яснее. А слова “не все мы уснём, но все изменимся” следует воспринимать так: не все мы уснём сном длительным, так чтобы была необходимость в погребении и распаде, <ведущем> к тлению, но те, кто будут жить в то <время>, перенесут краткую смерть, и долго спать им будет не нужно (как хорошо сказано: “не нужно”! — А.В.), ибо тотчас же произойдёт воскресение, <и тогда> все изменятся, то есть облекутся нетлением”.
                То есть Максим Исповедник фактически говорит о том, что два варианта этой фразы: один — “все мы умрём, но не все изменимся”, а другой — “не все мы умрём, но все изменимся” есть некий философский палиндром. Будучи сам отличным философом, он указывает нам, что это, в сущности, одно и то же, “отзеркаленная” посылка: “…следуя и тому и другому чтению, понимающий текст согласно благочестию не отдалится от апостольской цели”.
        Подобные антиномии очень любил Юрий Кузнецов. Особенно учитывая, что тема смерти — одна из основных в его позднем творчестве. Точнее, о смерти он писал всегда, с младых ногтей, а в духе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам — лишь с начала 1980-х годов прошлого века. Так, в стихотворении “То не лето красное горит...” (1982) он пишет:

                Я уже не знаю, сколько лет
                Жизнь моя другую вспоминает.
                За окном потусторонний свет
                Говорит о том, что смерти нет,
                Все живут, никто не умирает!

                Эти строки есть развитие вечной для русской литературы и нашего народа темы: “У Бога все живы”. Но для Кузнецова понимания этого мистического феномена было недостаточно. Его властно тянуло то, что апостол Павел назвал “тайной”: КАК живы. И вот мы читаем в стихотворении “В день рождения”:

                Горит свеча в созвездье Водолея.
                А на земле идут мои века,
                Напоминая, что душа Кощея
                От самого Кощея далека.

                Я одинок, я жду освобожденья,
                Как хвост кометы, жизнь свою влача.
                Мне всё темней в день моего рожденья,
                Всё громче Богу молится свеча.

        То есть мы будем у Бога живы, но вовсе не так, как живы в своей телесной ипостаси: мы уйдём из жизни тьмы в жизнь света. Однако если это жизнь, то ей претит статика. Свет не может быть однороден по своей природе, и в зазеркалье жизни за светом угадывается ещё свет, как при многослойном северном сиянии. Там, в сияющей юдоли, нет смерти, а значит, продолжается процесс познания бытия, который Кузнецов сравнил с сетями в стихотворении “Бой в сетях”:

                 Делать нечего! Я погибаю,
                 Самый первый в последнем ряду.
                 Перепутанный мрак покидаю,
                 Окровавленным светом иду.

                Бог свидетель, как шёл я по жизни
                Дальше всюду и дальше нигде
                По святой и железной отчизне,
                По живой и по мёртвой воде.

                Я нигде не умру после смерти.
                И кричу, разрывая себя:
                — Где ловец, что расставил мне сети?
                Я свобода! Иду на тебя!

                У Кузнецова, как и у многих знаменитых поэтов, например, у Николая Заболоцкого, есть стихотворение о русском космогоническом мифе — “Голубиной книге” — “Былина о строке”, но он подошёл к нему с другой стороны, чем подходили доселе. Распахнутые на всю ширину небес страницы “Голубиной книги” — те же расставленные сети, что и в стихотворении “Бой в сетях”, когда собственная жизнь представляется лишь строкой среди неисчислимого количества других строк...

                Глянешь вдоль неё — взгляд теряется.
                По строке катать можно яблоко,
                А в самой строке только смерть искать.
                На конце она обрывается,
                Золотой обрыв глубже пропасти —
                Головою вниз манит броситься.
                Я читал строку мимо памяти,
                Мимо разума молодецкого.
                А когда читал, горько слёзы лил,
                Горько слёзы лил, приговаривал:
                — Про тебя она и про всячину.
                Про тебя она, коли вдоль читать,
                Поперёк читать — так про всячину.

                “Вдоль читать” — значит жить линейно, в земной системе координат, однако строка неизменно “на конце обрывается”, а точки нет, вместо неё — “золотой обрыв глубже пропасти”, и читать уже можно только “поперёк”, “про всячину”. Эта невидимая точка судьбы в “Голубиной”, или “Глубинной книге”, подводит поэта к разгадке тайны мгновенного перехода из тленного состояния в нетленное, минуя физическую смерть, при последнем звуке труб Страшного суда, о котором говорит апостол Павел в 1-м Послании к коринфянам. В стихотворении, которое так и называется “Невидимая точка”, читаем:

                Смешалось всё и стало бесполезно.
                Я растерял чужое и своё.
                В незримой точке зазияла бездна —
                Огонь наружу вышел из неё.

                И был мне голос. Он как гром раздался:
                “Войди в огонь! Не бойся ничего!” —
                “А что же с миром?” — “Он тебе казался.
                Меня ты созерцал, а не его...”

                И я вошёл в огонь, и я восславил
                Того, Кто был всегда передо мной.
                А пепел свой я навсегда оставил
                Скитаться между солнцем и луной.

                Можно даже сказать, что перед нами — не просто стихотворение на тему 1-го Послания к коринфянам апостола Павла, а его поэтическое толкование. И Кузнецов уже по-другому осмысляет свои же строки из стихотворения “То не лето красное горит...” 1982 года, помните?

                …За окном потусторонний свет
                Говорит о том, что смерти нет,
                Все живут, никто не умирает!

                Теперь, в середине 1990-х, в стихотворении “Тёмные люди” он уточняет:

                Мы все исчезали в сияющей тверди,
                Где свет до рожденья и свет после смерти.

                Истинно: “Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся...”
                 “Только бы нам и одетым не оказаться нагими…” (2 Кор. 5:3).



        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог