В ТРУДНЫЕ ГОДЫ
Отражение событий Великой Отечественной войны в картинах художников А. П. и С. П. Ткачёвых.
Нелегко художнику-солдату,
Краток на путях войны привал, —
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.
Алим Кешоков
1945
В 2025 году вся Россия и многие страны постсоветского пространства празднуют 80-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. В честь такого масштабного события нынешний год по приказу президента РФ В.В.Путина объявлен годом Защитника Отечества.
Тема войны сложна для восприятия и понимания людьми, т.к. война противоестественна человеческому существованию, это всегда и во все времена трагическая страница истории любого народа, пережившего военные события. В различных видах искусства сюжеты войны освещены широко и разнообразно. В живописи данная тема раскрыта у множества художников: А.Дейнеки, А.Пластова, К.Юона, М.Савицкого, П.Кривоногова, С.Герасимова, Ю.Пименова, М.Хмелько и других. Не обошла стороной она и творчество народных художников СССР, академиков, представителей русской реалистической школы живописи Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачёвых, уроженцев Брянского партизанского края.
Братья Ткачёвы родились в посёлке Чучуновка Брянской губернии Бежицкого уезда Овстугской волости. Старинное село Овстуг — усадьба дворянского рода Тютчевых. Художники признавались, что с гордостью осознавали себя сыновьями Брянщины. Дед художников Афанасий с гордостью повторял: “Мы не какие-нибудь там сумкотрясы, мы — тютчевские”. Любовь к Родине и высокая гражданственность прививались в семье детям от отца Петра Афанасьевича, который сам был очень деятельным человеком и часто повторял: “Дети, берегите Советскую власть; если бы не она, то вы в лучшем случае стали бы пастухами”1.
Сергей Петрович был старшим из художников, он родился 10 ноября 1922 года, скончался 28 марта 2022 года. Алексей Петрович родился 11 сентября 1925 года и, к сожалению, так же, как и брат, немного не дожил до своего векового юбилея – умер 3 апреля 2025 года.
В 1931 году многодетная семья Ткачёвых перебиралась из посёлка в город Бежица, который позднее, в 1956 году, был присоединён к Брянску и стал одним из его районов. В Бежице семья жила на улице Тульской, дети обучались в школе № 4, открытой княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, в Бежицком доме пионеров посещали кружок рисования.
Сергея Петровича война застала в Белоруссии, где он к тому времени учился на 3 курсе Витебского художественного училища. Вот как он описывает начало войны: “Уже на второй день войны над Витебском мрачно пролетали немецкие “юнкерсы” с фашистской свастикой. Звук их моторов резко отличался от наших самолётов. Заработали зенитки, от взрывов снарядов которых вокруг самолётов появились чёрные и белые облачка. Кто-то истошно заорал: “Немцы пустили газы”. Началась паника. Толпы людей устремились искать газоубежище. Вечером бомбили город. Было страшно. Не знали, куда себя девать. Не верилось, что это уже война, которая продлится целых четыре года. Ночами дежурили на улице в ожидании ночного налёта. Студенты призывного возраста атаковали военкоматы, желая быстрее попасть на фронт. А тем временем немцы стремительно приближались к Витебску. 27 июня мне с небольшой группой минских ребят удалось сесть в поезд, следовавший в сторону Брянска... Бежица встретила нас непривычной тишиной. Только голос Левитана оповещал по радио, что на всех фронтах идут тяжёлые бои. Но с приближением фронта начались бомбёжки Бежицы... Отец, глава семьи, авторитет которого был непререкаем, решил ехать в эвакуацию в город Свердловск вместе с заводом “Красный Профинтерн”. 16 августа 1942 года эшелон, нагруженный станками, разным оборудованием, женщинами, детьми, рабочими, тронулся на восток. В этот жаркий августовский день бродили по улицам провинциального городка Бежицы, тревожно мыча, недоенные коровы, на огородах зрели помидоры, картошка, ветви яблонь гнулись под тяжестью созревающих плодов. И всё это оставляли кому-то. Старшие плакали, бросая своё добро, добытое в трудах. Это была настоящая трагедия. Рушилось всё: семьи, уклад, жизни. Ехали куда-то в неизвестность”.
Из Свердловска в Нижний Тагил юного Сергея Петровича, а также младшего брата Василия забрал старший брат Серафим. Устроившись токарем на военный завод № 63, Сергей Петрович тосковал по своему близкому по духу брату Алексею, который остался с родителями в Свердловске. Об этом этапе жизни он отзывался так: “Мне всё не нравилось в этом городе. На душе тоскливо, опять порознь с Лёшей, рисовать некогда. Да и до рисования ли, когда после 12-часовой смены приходишь домой и валишься, словно мёртвый, на кровать. Было к тому же голодно. Ездили с Марусей по выходным в Черноисточинск и меняли своё последнее барахлишко на картошку. На призывном пункте, скрыв, что я имею бронь, решил идти в армию. А там будь что будет”2.
Вступив в ряды Красной Армии, летом 1942 года попал в 5-й Гвардейский пулемётный батальон прорывного действия 21-й Гвардейской дивизии. Вот его воспоминания того периода: “Однополчане часто просили: “Сделай фотку”.И мои наброски отсылали домой... В июле 42-го находился во Львовском пехотном училище. Вдруг нас собрали по тревоге и зачитали приказ Сталина “Ни шагу назад!”. Командир роты Твердохлеб спрашивает: “Кто умеет рисовать?” Указали на меня. Он говорит: “Чтобы к вечеру портрет Верховного Главнокомандующего был готов!” И с этим знаменем наша рота шла воевать...”3.”На фронте не расставался с альбомчиком, приходилось оформлять боевые листки, рисовать с натуры солдат. Мои рисуночки, сложенные в треугольник, они посылали по полевой почте родным. Мой друг Миша Атаманов недавно рассказал мне (он подполковник в отставке, имеет пять боевых орденов и множество медалей), что рисуночек, который я делал с него летом 1942 года, он проносил в кармане гимнастёрки всю войну, пока не истёрся. Жалеет, что не сберёг”4. По словам Сергея Петровича командир Михаил Атаманов был бодрый жизнерадостный рязанский парень, на каких держится русская земля. Он говорил: “Держись меня, Сережка, и будешь жив. Я везучий!”5
Бои шли ожесточённые. В одном из них, холодной зимой в лютый мороз, будущий художник был ранен в правое плечо. Молодой боец не сразу понял, что у него ранение. Встретившись на поле боя с комбатом, старшим лейтенантом Юрием Кузнецовым (впоследствии Героем Советского Союза, погибшим в 1944 г. стал докладывать об обстановке. Комбат опытным взглядом увидел ранение солдата и приказал идти на перевязку. Сняв с правой руки варежку, которая к этому моменту вся наполнилась кровью, Сергей Петрович впал в отчаяние. Ведь он свято верил в то, что война скоро закончится и снова можно будет приступить к работе, писать картины и даже поступать в институт. Но ранение могло пагубно сказаться на функциональности правой руки. Молодая девушка Вера, которая на поле боя помогала раненым, по-мужски приказала бойцу не распускаться, а скорее следовать в госпиталь. Взяв с собой ещё одного раненого спутника, которому осколками повредило щёку так, что были видны зубы, оба бойца последовали к дороге. Этого паренька Сергей Петрович поместил в проезжавший грузовик, полностью набитый ранеными, а ему самому не хватило там места. Встретил ещё одного раненого лейтенанта, они вместе побрели по деревне. Зашли в пустую избу, из которой ещё не выветрилось тепло, в печке нашли засохшую картошку и остановились перевести дух и подкрепиться. В какой-то момент из-под печки вылез маленький котёнок. С собой у солдат был ломоть хлеба, который они разделили, и стали хлебными крошками кормить котёнка. Этот автобиографический эпизод позднее войдёт в сюжет картины “В трудные годы”, которая будет одной из первых картин в творчестве братьев Ткачёвых, написанных на тему Великой Отечественной войны.
Лечился Сергей Петрович в городе Кирове, в эвакуационном госпитале № 3157. Отчаяние не отпускало бойца — очень боялся, что не сможет дальше писать. Хирург Плотников, зная об этой мечте пациента, не стал полностью вынимать осколок из плеча, понимая, что таким образом можно совершенно повредить нервные окончания руки. Предупредил, что будет “в непогоду поднывать”. Незадолго до выписки в терапевтических целях доктор принёс ему краски, кисти, бумагу и велел рисовать великих русских полководцев, таким образом, способствуя сохранению подвижности кисти и развитию руки в целом. Впоследствии Сергей Петрович будет часто с благодарностью вспоминать этого чуткого врача, который с серьёзностью и трепетом отнёсся к его мечте.
После госпиталя Сергей Ткачев снова отправился добровольцем на фронт и воевал до самого конца войны. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “За победу над Германией”.
Старшие братья Ткачёвых Серафим и Василий также попали на фронт. А старшая сестра Шура в войну после срочной эвакуации всего детского сада, куда ходили её дети Володя и Тамара, потеряла их. После окончания войны она в течение трёх лет разыскивала детей по детским приютам, чудом получив пропуск с подписью Сталина, который позволял ей ездить с военными эшелонами и товарными составами по Союзу. В конце концов, Шура достигла своей цели — нашла...
Серафим Петрович Ткачёв погиб где-то в Белоруссии.
На одном из портретов мать художников Мария Васильевна держит в руках пенсионные квитанции. В чёрном платке со скорбью на лице получала мама денежные компенсации, целовала конверт и говорила: “Это за моего сыночка”6.
На момент начала войны младший из художников Ткачёвых Алексей Петрович был учеником одного из самых престижных учебных заведений столицы — Московской средней художественной школы для одарённых детей (МСХШ). В 1939 году, став одним из победителей всесоюзного конкурса “Наша Родина”, который был организован журналом “Юный художник”, Алексей получил премию и по приглашению самого Игоря Эммануиловича Грабаря был зачислен без экзаменов на обучение в МСХШ. Вместе с Алексеем учились В.Гаврилов, В.Стожаров, Г.Коржев, А.Суханов, В.Пурыгин, В.Сидоров и другие. Эти имена впоследствии станут известны всему миру.
В годы войны школа была эвакуирована в село Воскресенск в Башкирию. Будучи с семьёй в эвакуации в Свердловске и работая на военном заводе Уралмаш размётчиком танковых моторов, Алексей Петрович пытался найти свою школу. Он писал письма своим педагогам. Одно из них дошло до преподавателя Сергея Павловича Михайлова, который немедля послал вызов. Директор завода Уралмаш Г.Б.Мазруков, дважды Герой Социалистического Труда, очень внимательно отнёсся к просьбе преподавателя Михайлова и отпустил Алексея в Башкирию для дальнейшего продолжения обучения в МСХШ, произнеся слова, которые Алексей Петрович запомнил на всю жизнь: “Ну что ж, сынок, если тебя ищут, значит, ты талант, и большой, и я не имею права тебя задерживать тут. Благословляю тебя на учебу, ехай. С удовольствием я тебе подписываю”.7
До Воскресенска Алексей Петрович ехал с десятью пересадками, но он твёрдо следовал своей цели — учиться. Режим дня в школе был строгим, а условия сложными, но, несмотря на это, Алексей Петрович отмечает, что в башкирский период школа достигла такого расцвета, которого до этого не знала. Знания и навыки, которые ученики получили в тот период, стали крепкой основой у многих на всю жизнь. Кроме занятий живописью и рисунком, большое внимание уделялось композиции. Многие ребята уже тогда, в школе, начали создавать работы на военные темы.
По возвращении МСХШ в Москву лучшие работы учеников (в том числе Алексея Ткачева) были показаны на выставке, организованной в 1943 году в залах Третьяковской галереи.
“Там где-то еще полыхала война, а мы стремились постигать высоты искусства. Оказывается, мы тоже были нужны стране, раз она не бросила нас на произвол судьбы. В военной и суровой Москве мы увидели, что искусство живёт и действует... Этот факт очень острый для сегодняшнего времени. Посмотрите, какое было отношение к искусству! Люди гибли, всем страшно, а настоящие мудрецы, типа Грабаря, всё равно думали об искусстве, о будущем страны. В итоге они оказались правы. Из этой школы вышли великие художники: Коржев, Иванов, Оссовский, Стожаров...”8.
О Победе объявили рано утром 9 мая 1945 года. Страна встречала эту новость с огромным ликованием! Повсеместно на площадях, в парках городов и сёл выступали коллективы художественной самодеятельности, артисты, играли оркестры, грузовики с откидными бортами служили стихийными сценами, совершенно незнакомые люди обнимались и целовались, подбрасывали на руках вернувшихся солдат-победителей. В 21.00 прозвучала речь Иосифа Сталина из громкоговорителей. В Москве на Красной площади было дано 30 залпов из тысячи орудий, московское небо прорезали лучи прожекторов, аэростат высоко над городом поднял алый стяг. Потом запустили грандиозный Салют Победы!
Когда мы пришли вместе, мать так растерялась! За четыре года мы изменились, усики у нас появились... Она: “Лёнь? Вась? Сергей?” Запуталась, кто есть кто9.
Послевоенное время было голодным. Отец Пётр Афанасьевич и сестра Шура брались за любую работу, мать Мария Васильевна приглядывала за внуками, брат Виктор поступил в юридический институт, а младший брат Василий в 1944 году добровольно ушёл в армию после окончания авиашколы. В 1944 году состоялся первый выпуск учеников Московской средней художественной школы, и все выпускники были приняты в художественный институт им. В.И.Сурикова, таким образом, Алексей на момент окончания войны уже являлся студентом этого вуза. Родственники очень поддерживали его: писали письма с добрыми пожеланиями, отправляли посильную помощь. Сергей поступил в Суриковский институт в 1946 году, через год после Алексея.
Первые работы на тему войны художники Ткачёвы начинают писать почти через 10 лет после её окончания. В своих трудах практически избегают батальных сцен. В связи с этим картина “Высота безымянная” является необычной для их творчества. На картине изображён смертельный поединок, в ходе которого погибли солдаты, защищая стратегически важную безымянную высоту.
В 50-х годах у Ткачёвых рождаются такие работы как “В трудные годы”, “Сёстры”, “Сельский почтальон”, “Дети войны”, “Следы минувшей войны” и другие.
После окончания Суриковского института братья Ткачёвы по распределению были направлены в Белоруссию. Там же началось их становление как творческого тандема. Через 3 года художники переезжают в Подмосковье, а позже в Москву. В Тверской области на академической даче им. И.Е.Репина они получили мастерскую, в которой создали большинство своих самых известных работ. Там же, в Тверской области, Ткачёвы знакомятся с местными жителями, с которыми поддерживают многолетние тёплые дружеские отношения. С некоторыми семьями Ткачёвы общались особо тесно, и члены этих семей часто были натурщиками у художников. Семья Пакетовых запечатлена во многих образах героев картин Ткачёвых. Пакетовы были близки художникам по духу, т.к. это была такая же крестьянская многодетная семья. Члены семьи Пантюшкиных также часто изображаются на полотнах Ткачёвых. А Лидия Алексеевна Пантюшкина стала женой Алексея Петровича.
Тверская речка Мста и её крутые берега, изрытые минами и бомбами минувшей войны, её окрестные жители будут героями многих полотен: “Память народная”, “Товарищи”, “Дети мира” и другие.
Многие картины с военными сюжетами впоследствии войдут в один из живописных циклов братьев Ткачёвых “Они сражались за Родину”. За картину “В трудные годы”, с которой начался этот цикл, художники получили серебряную медаль Министерства культуры СССР.
К 54-летию Победы была написана картина “Русское поле. Лихолетье”. Часто приезжая в село Овстуг Брянской области, братья познакомились с местной жительницей Клавдией Поляковой, рассказ которой и послужил сюжетом к этой картине. Она рассказала, как в 1943 году, когда Брянская область была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, она в возрасте 23 лет была назначена председателем колхоза в Овстуге. В селе на тот момент не было ни техники, ни мужской силы, ни даже лошадей. Клавдия Полякова организовала бригаду из женщин и детей, которые впрягались в плуг вместо лошадей и вспахивали землю для посадки урожая. В процессе работы над картиной художники получают письмо от бывшего полкового разведчика Константина Ильича Назарова, в которое он вложил вырезку из газеты с похожим сюжетом на фотографии — женщины, запрягшись в плуг, вспахивают поле. Назаров даже сам карандашом набросал эскиз этого сюжета и тоже приложил к своему письму. В письме бывший военный очень просил братьев-художников, чтобы они обязательно изобразили такой сюжет, дабы будущие поколения, глядя на картину, понимали, как труден и горек был хлеб войны, какими нечеловеческими усилиями взращивали его на своих плечах хрупкие русские женщины. Ткачёвы стали воспринимать эту картину как социальный заказ.
Партизанская Брянщина отображена на картине “В партизанском крае”. Картина была написана к 30-летию Победы. На ней партизанка отложила своё оружие, чтобы подоить корову, молоком которой она напоит босоногого ребенка и раненого солдата на повозке. В крутом развороте к зрителю изображено лицо партизанки, в глазах её не только страх и усталость, но и ответственность за тех, кого она должна доставить в населённый пункт. Осенний лес приобретает тяжелый свинцовый оттенок, усиливая эмоции страха и напряжения. В левой части полотна ярким акцентом запечатлена рябина. Бывшие военные, ветераны, видя эту картину, уверяли, что примечают на ней именно партизанские леса, так точно художники отобразили особенности местности.
Не оставляют без внимания художники Ткачёвы и судьбы ветеранов ВОВ. В 90-е годы, когда наступили тяжёлые времена, в одном из московских дворов Ткачёвы увидели пожилую женщину, которая стояла под аркой дома, повесив на водосточную трубу пиджак своего мужа, увешанный орденами и медалями Великой Отечественной войны, она просила милостыню. У её ног было блюдце для людских подаяний, а на пиджаке была табличка с надписью “Люди, помогите похоронить мужа — ветерана войны”. Ткачёвы решили, что такой сюжет также имеет право быть изображён на холсте. Ведь в образе этой женщины читалась трагедия того времени, когда семьи воинов-победителей вынуждены были выживать в условиях тяжелого экономического кризиса.
Братья Ткачёвы всегда считали своим гражданским долгом сохранять память о Великом Подвиге Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Своим трудом и правдой в живописи они постарались донести эту идею и до будущих поколений. В их картинах много боли и скорби, как напоминание нам всем о той цене, которой нам дарована Победа и свобода. Но одновременно с этим выражается надежда на сохранение самосознания и самобытности народа-победителя, на формирование внутреннего крепкого духовного стержня, гордости и чести за свою страну!
“Мы все не только дети своей матери, но и дети своего времени. И вновь переродиться могут люди, кто не дорожит своими корнями, своей историей...”10
“Долг подлинного патриота-художника сказать правду о той Великой, показать, что это был великий подвиг всего народа нашего. Ибо в те грозные годы не спрашивалось, молодой ты или старый, партийный или беспартийный, верующий или атеист, к какой национальности принадлежишь. Мы все были в одинаковой степени отвественны за судьбу Родины!”11
ПРИМЕЧАНИЯ
1 И.Круглый. Алексей и Сергей Ткачёвы. — Л.: “Художник РСФСР”, 1979. — 264 с. С. 11.
2 Ткачёв С.П., Ткачёв А.П.О времени и о себе. — Брянск: Придесенье, 1996. — 192 с. С. 12.
3 Там же.
4 Братья Ткачёвы (А.П. и С.П.Ткачёвы) Из нашей жизни. — НИИ Российской академии художеств. 1998. — 154 с. С. 28-29.
5 К.Воротынцева. Алексей и Сергей Ткачевы: “Без Советской власти мы стали бы пастухами”// Культура: газета. 2014. URL:https://portal-kultura.ru/articles/person/39101-aleksey-i-sergey-tkachevy-bez-sovetskoy-vlasti-my-stali-by-pastukhami/ (дата обращения: 25.01.2025).
6 Братья Ткачёвы (А.П. и С.П.Ткачёвы) Из нашей жизни. — НИИ Российской академии художеств. 1998. — 154 с. С. 44.
7 С.Уваров. Подхожу к дому, а его нет. Художники Сергей и Алексей Ткачёвы — о картинах войны, обиде от Фурцевой и работе с осколком в плече // Известия: газета. 2020. URL: https://iz.ru/971351/sergei-uvarov/podkhozhu-k-domu-ego-net (дата обращения 4.02.2025).
8 Там же.
9 Там же.
10 Братья Ткачёвы (Алексей Петрович Ткачёв и Сергей Петрович Ткачёв). Они Сражались за Родину. — М.: НИИ Российской академии художеств, 2005. — 192 с. — Книга-альбом. С. 62.
11 Там же. С. 63.
АННА РЫЖИКОВА НАШ СОВРЕМЕННИК № 5 2025
Направление
ЭХО ВОЙНЫ
Автор публикации
АННА РЫЖИКОВА
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос