Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        АНТОН РАКУШИН НАШ СОВРЕМЕННИК № 8 2023

        31.10.2023
        Направление
        Проза
        Автор публикации
        АНТОН РАКУШИН

        Описание

        РАКУШИН Антон Владиленович родился в посёлке Андреевка Солнечногорского района Московской области в 1979 году, где проживает по сей день. Окончил экономический факультет Российского православного университета (г. Москва), а также катехизаторское отделение Перервинской православной духовной семинарии (г. Москва). Более 15 лет работал в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В настоящее время является помощником председателя Миссионерского отдела Московской епархии Русской Православной Церкви, а также методистом Автономной некоммерческой организации содействия развитию гуманитарного образования "Клевер Лаб". Данная публикация — дебют.

                МЕМЕНТО МОРИ

                Рассказ

                Автор выражает благодарность своей старшей сестре Елене, чьи воспоминания о главном герое во многом помогли в воссоздании его образа.

                Около трёх часов дня 4 февраля 1982 года к современному многоэтажному дому по Селезнёвской улице подъехали тёмно-вишнёвые "Жигули" шестой модели, из которых вышел высокий элегантный человек лет сорока. В дублёнке кофейного цвета с меховой оторочкой, клетчатой серой кепке, с кожаной сумкой через плечо, с покупками в руках.
                При входе в подъезд он столкнулся со смеющейся молодой парой, слегка улыбнулся и скрылся за дверьми. До него донеслись полные восхищения и волнения слова девушки:
                — Лёш, это же Миронов!
                Улыбнувшись ещё раз, он, поднялся на лифте к себе на двенадцатый этаж, вошёл в квартиру и окликнул жену:
                — Ларис, я дома.
                Из кухни вышла жена:
                — Ну что, Орландо, готов к борьбе?
                — Ещё как! Я — ух! Никуда наш Александр Наумович не денется. Лёня классный актёр, но мне эта роль важнее... Смотри, я тут кое-что прикупил ещё.
                — Будет сделано, товарищ Миронов.
                — Маша пришла?
                — Гуляет.
                — Хорошо. Я к себе. Поднастрою ещё немного струны души.
                — Камертон нужен?
                — Конечно! — Андрей подошёл, обнял и поцеловал Ларису.
                Напевая: "Времени нет постоять, опомниться. Времени нет, и приходится мучиться. Там без меня ничего не исполнится. Тут без меня ничего не получится", — и слегка пританцовывая, он вошёл в свой кабинет. Как всегда, окинул его взглядом. Остановился на фамильных иконах. Сел на диванчик и погрузился в раздумья.
                Борьба за роль. В творческой биографии Миронова такое случалось нечасто. Какие-то роли предлагались именно ему, на какие-то он не проходил пробы. Но случаев, когда после удачных проб режиссёр из-за трудного выбора ещё оставался в нерешительности, а Миронов продолжал добиваться утверждения, было немного. И вот этот случай.
                Режиссёр — Александр Митта. Фильм — "Сказка странствий". Давние-давние века. В одном городе есть брат и сестра — Май и Марта. Когда золото близко, Маю становится плохо. Марта жалеет его, поэтому дети живут в бедности. Мальчика похищает злодей, желающий разбогатеть на его таланте. Марта отправляется на поиски. На своём пути она встречает Орландо — гениального учёного, философа и лекаря. Теперь они вместе разделяют тяготы странствия, преодолевают препятствия. Но в один трагический момент Марта остается одна. Она продолжает поиски и находит...
                Прошло около трёх часов. Маша уже вернулась. Миронов вышел из кабинета и оценил обстановку:
                — С таким меню он точно не устоит.
                — Я ещё голубцы не принесла.
                — Ну, это будет прямо наповал.
                Прозвенел звонок. Пристально, с горьковатой улыбкой Миронов посмотрел на блистательного актёра в зеркале и направился отворять дверь.
                — Привет мэтрам! — обратился он к Митте.
                — Хелло мастодонтам! — ответил режиссёр.
                Появилась Лариса. Митта поклонился и произнёс:
                — И мэтры, и мастодонты отходят в тень.
                Он поцеловал руку актрисы, когда-то сыгравшей бесподобно в "Гусарской балладе". Она светло улыбнулась.
                — Дай поухаживаю за тобой и повешу вот здесь, — продолжил Миронов.
                — Да я ещё пожить собирался, а живому неплохо бы и руки сполоснуть.
                — Туда.
                Митта вышел из ванной комнаты.
                — Хотел тебе сказать, что посмотрел. Блестяще, Андрей!
                — Спасибо, Саша. Мне важно.
                Речь шла о только что вышедшем в эфир телефильме "Фантазии Фарятьева". Миронов предстал в совершенно непривычном для кинозрителя драматическом амплуа неловкого, чудаковатого, одержимого странной идеей, слабого и одновременно сильного человека.
                — А ты чего такой коротко стриженный? Герман постарался?
                — Он самый. Такая вот в тридцатые годы мода была.
                Все вошли в гостиную. Справа от входа — аккуратный овальный стол. Вокруг него — стилизованные под прошлое, обтянутые бежевой тканью в полоску небольшая кушетка и стулья. В углу на столике — видавший виды полувековой граммофон. Напротив кушетки — небольшое пианино. Сверху по стенам — старинные гравюры и литографии. Слева от входа во всю длину — новая стенка, где в нишах стояли современная аудиоаппаратура, собрание пластинок и большой японский телевизор.
                — Хорошо у вас, — произнёс Митта и разместился на кушетке.
                — Предлагаю на выбор "Балантайнс" или "Джонни блэк лейбл".
                — "Балантайнс" буду. Не пробовал раньше.
                — Лёд?
                — Давай.
                Миронов подал гостю виски, налил Ларисе её любимое "Цинандали" и опустился на стул.
                — Друзья, — произнёс Андрей. — Давайте выпьем за искусство, за творчество! Оно каждого из нас одухотворяет, наполняет и, верю, делает лучше. Без него мы себя не мыслим, а следовательно — не существуем. Это не я, это ещё Декарт говорил.
                Пошёл разговор о театре, кино, об общих знакомых.
                — Саш, ты же у нас на "Бешеных деньгах" не был, тогда не смог?
                — Да, не получилось приехать.
                — Приходи. Играем шестнадцатого и двадцать первого. Буду очень рад твоему отклику.
                — Напомни, это твоя первая режиссёрская работа?
                — Ну, честно говоря, уже третья.
                — Ух ты! Очень рад, коллега!
                — "Назначения" тоже жду. Дошли слухи, что скоро может выйти. Уже больше года, как закончили работу, — поделился Миронов и произнёс реплику Лямина: — “Раньше я думал, что эти слова: "Мементо мори" — звучат мрачно. Наоборот! Это весело! Это значит — умей радоваться жизни, умей забывать плохое и помнить хорошее. Не может быть, что у вас никогда не было ничего хорошего. Так не бывает!..” Мои любимые слова.
                Через некоторое время Андрей вновь упомянул о работе с Германом:
                — Он заставил с обычными астраханскими работягами обо всём говорить часами. В морг нас притащил. Со смертью столкнул... До дрожи... Видишь её прямо перед собой. И что дальше? Что за ней? "Моя душа бессмертна и нетленна. Я не уверен в этом совершенно. Что делать, делать что? Я жить хочу!" — почти прокричал Миронов произнесённые в агонии слова Мэкки-Ножа. — Знаешь я подумал и о себе, — продолжал он. — Сколько ещё жить? Как жить? И понял. Так жить, будто каждый день — последний... И вот что, Саш. Чума у тебя — это же, по сути, и есть смерть, зло, взявшее в плен весь город, всю жизнь. Орландо её узнает, она его главный враг.
                Тут Миронов встал и разместился в центре — и гостиной, и вселенной заодно:
                — “А клюка у тебя на что? — сказал воображаемой Чуме изнурённый, проницательный Орландо. — Шла бы ты из города, убогая. Или будешь тут бродить, пока всех не переморишь? Я-то понял, кто ты на самом деле”. — И тут же дал комментарий: — Орландо не вступает с ней в прямую конфронтацию. Он не один. Не только за себя отвечает. Да и страшно. А потом, когда он с ней сражается и сжигает, полагаю, не сразу должно быть ясно, что Чума его задела. Вначале нужна радость. — И Миронов-Орландо запел и заплясал: — “Рады мы потому, что прогнали чуму! Чумы больше нет!” — И тут же Орландо скорчился, упал на колени, а затем лёг: — “Не подходите ко мне. Старуха всё-таки дотронулась до меня. Странно. Всё тело горит... В глазах темно, а голова ясная, как никогда. Ты обязательно найдёшь брата. Будь ему опорой. Судьба дала ему талант, а тебе силу. Такая любовь, как твоя, — великая сила. Может быть, даже больше, чем талант. Марта… прощай...” — Орландо умер.
                Ещё секунд пятнадцать Миронов лежал на ковре. Затем поднялся потрясённым.
                — Саш, он побеждает смерть. Он умирает, спасая весь город, и духом воскресает в обновлённом Мае. Жизнь торжествует! Смерти нет!
                И тут актёр, сделав небольшую паузу, запел:

                “О чём твоя песня, певец незнакомый,
                Над чем ты смеешься? О чём ты грустишь?”

                В дверях гостиной появилась голова восьмилетней Маши:
                — Мам!
                Тут Миронов обратился к дочери:
                — Вот ты-то мне и нужна. Иди сюда.
                — Пап!
                — Иди, иди.
                С упрямым видом в голубом платье в цветочек вошла Маша, поздоровалась с Миттой.
                — Маш, — произнёс Миронов, — нужно от лица Марты, помнишь, я тебе читал сказку...
                — А, эту мрачную, — протянула Маша.
                Все засмеялись.
                — Да, вот эту самую. Помнишь, когда они были в плодородном местечке на спине дракона? Марта собирается идти дальше, а Орландо хочет остаться.
                — Не помню.
                — Неважно. Тебе после моей первой реплики надо сказать: "Нам надо спешить".
                — Ну, ладно, — протянула Маша.
                Орландо жалобно простонал:
                — “Марта! Марта! Может всё-таки сделаем маленький привал? Поедим, отдохнём перед дорогой...”
                — “Нам надо спешить”, — бойко и целеустремлённо выпалила Маша, ставшая на минуту Мартой.
                Очень хотелось смеяться, но Миронов сдержался. Орландо продолжал, глядя на Марту-Машу:
                — “Что за человек! Поесть не даст. Хочешь идти — иди. А мне надоело, понимаешь? Надоело голодать, надоела унизительная беготня за куском хлеба. Я учёный. У меня тысяча важных мыслей, которые нужно додумать. Тысяча важных дел, которые я, кстати, из-за тебя, не успел доделать. А здесь, в тиши и сытости, я всё это доведу до конца. Хочешь идти — иди. Ну, что ты встала? Иди, иди! А я остаюсь”.
                — Ну, и пойду, — показала язык Маша и широким шагом направилась из комнаты. — Мам! — уже из коридора прокричала она. Лариса вышла за ней.
                Миронов продолжал:
                — Орландо по всему повествованию не бесстрашный супергерой. Он живой человек, со слабостями, страхами, несовершенствами. Он как "Поэт" Пушкина: "Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, — Миронов вскинул руки, — как пробудившийся орёл". Но перед лицом смерти он оживает, раскрывается, перерастает себя. А это лицо повсюду. Опять "Мементо мори".
                Миронов вновь сделал паузу.
                Потом были ещё монолог Орландо перед судом, полёт с башни, слова о любви к Марте. А между тем остроты, импровизации. Митта внимательно и жадно следил за каждым словом и движением артиста. Филатов или Миронов? Серьёзная философия или фантастическая буффонада на грани жизни и смерти? Выбор из двух потрясающих вариантов, но его надо сделать.
                Миронов в те дни записывал пластинку и теперь исполнил заглавную песню с неё "Ну, чем мы не пара?" Потом он подвёл Митту к коллекции пластинок. Здесь был джаз, блюз — великие западные исполнители.
                — О, Фрэнк, — воскликнул Митта.
                — Сейчас всё будет.
                Миронов поставил стул и с торжественным трепетом скомандовал Митте:
                — Садись. Слушай.
                Он стряхнул несуществующую пылинку с крышки проигрывателя и, держа за края, аккуратно поставил пластинку.
                — Он этот священный процесс никому не доверяет, — с улыбкой уточнила Лариса.
                Запел Синатра: "Fly Me to the Moon", "Let It Snow!", "I’ve Got You Under My Skin". Потом Фрэнк умолк, но запели клавиши под чуткими пальцами Миронова, и проникновенно зазвучал голос, то ли его, то ли Орландо:

                And now, the end is near;
                And so I face the final curtain.
                My friend, I’ll say it clear,
                I’ll state my case, of which I’m certain...

                Через полчаса попрощались. Митта вышел на улицу. В голове всё крутилось: "My way" в исполнении Миронова, Синатры или Орландо — он не знал. Жизнь. Смерть. И вновь жизнь! Лёгкая, изящная, искрящаяся, всепобеждающая.

                Когда дверь закрылась, Лариса спросила:
                — Ну что?
                — Мементо мори, — прошептал Миронов, потом повернулся и увидел в зеркале уставшего живого человека с горьковатой улыбкой.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог