Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        АНТОН ЗВЕРЕВ НАШ СОВРЕМЕННИК № 5 2024

        Направление
        Книжный обзор
        Автор публикации
        АНТОН ЗВЕРЕВ

        Описание

        ПУТЁМ НАДЕЖДЫ

        Фредрик Бакман “Тревожные люди”. М., Издательство “Синдбад”, 2021. – 416 с. 

        Несмотря на популярность и книги, и автора в России и в мире (а возможно, именно благодаря ей), отзывы читателей на эту книгу сильно разошлись: некоторые восторгались реалистичностью описываемых событий, другие, наоборот, посчитали книгу набором не отличающихся глубиной цитат с уклоном в популярную психологию, а не цельным полотном повествования. К таким цитатам можно отнести: “Я покупаю дистанцию, которая отделяет меня от других людей”. С такого обсуждения известной книги современного шведского писателя стартовала встреча Литературного клуба “Сокровища Севера”. Дискуссия прошла в начале марта в недавно открывшемся независимом книжном магазине скандинавской литературы “Ska vi LÄSA”, что по-шведски означает приглашение к совместному чтению.

        Сюжет книги строится вокруг незадачливого грабителя, который после неудачной попытки ограбления банка захватывает в заложники группу людей при осмотре квартиры, выставленной на продажу. Поскольку действие сюжета начинается с раскрытия центрального эпизода фабулы, то автор практически сразу вводит в текст преступника (не называя его) и поясняет его мотивы. А далее следует ретроспективное повествование о каждом из заложников и о самом грабителе. В ходе этих рассказов о жизни каждого читатель спускается еще на уровень глубже и в конце понимает, как все персонажи книги были связаны между собой — получается ретроспекция в квадрате. У читателя есть большой риск посчитать эту книгу детективом, поскольку в ней для этого есть все классические составляющие: ограбление, захват заложников, преступник, детективы, следственные действия, но эта детективная составляющая, следует признать, очень условная, поскольку автор легко вращает сюжет как кубик Рубика, заставляя аудиторию книги задаваться вопросом о том, что происходит в романе. Сумбур в понимание событий вносит и прерывающийся хронотоп, в котором быстро переключаются кадры из жизни героев. Щёлк! Детство. Щёлк! Старость. Щёлк! Свадьба. Автор стремительно мешает события прошлого и настоящего, предлагая читателю оказаться то в квартире с заложниками, то поприсутствовать на допросах с потерпевшими после спасения, то в банке в момент ограбления.     

        Верной спутницей ретроспективы на протяжении всего повествования является рефлексия героев, оказавшихся перед лицом смерти, но внешне как будто не замечающих опасность, игнорирующих ее и демонстрирующих полнейшее безразличие к своей жизни даже перед дулом направленного на них пистолета. Это отсутствие страха может поначалу удивить читателя. В этой связи уместно обратить внимание на оригинальное название романа “Folk med Еngest”, что можно попробовать перевести не только как люди с тревогой, но и люди со страхом. Причина этих тревог кроется в том, что они либо глубоко несчастны и зациклены на собственных проблемах, либо слишком эгоистичны, чтобы увидеть вокруг что-то более значимое, чем собственная персона. В итоге единственным персонажем, вызывающим сочувствие читателя под конец книги, является сам преступник. Он же становится спасителем для всех заблудших душ, оказавшихся в злополучной квартире. И даже полицейские, ведущие дело, уже зная преступника, отпускают его строить новую жизнь на обломках старой.

        Но даже при счастливом в целом финале книга не производит впечатление простой истории спасения. Секрет успеха кроется, с одной стороны, в историях персонажей, которые взяты из реальной жизни, а с другой стороны — в языке повествования: юмор без пошлости, краткость и лаконичность, местами афористичность, которая не выглядит чрезмерной.

        Взыскательному читателю может не хватить глубины переживаний или детального раскрытия персонажей, но этой книге не занимать увлекательности, и в конечном счете она сумеет подарить надежду отчаявшемуся, что не так уж и мало в современном мире.

        Книгу “Тревожные люди” часто называют сказкой для взрослых, поскольку в ней много случайных и нереалистичных совпадений, связывающих всех героев романа воедино. И финал истории по всем сказочным канонам счастливый: перерождение злодея в героя. Книга пропитана светлой печалью своих героев и их же жизнерадостностью. Автор с великой заботой показывает нам всех персонажей, искренне считая их хорошими людьми, даже когда они совершают ошибки: “Знаешь, что самое паршивое, когда ты родитель? О тебе всегда судят по худшим твоим проявлением. Ты можешь всё делать правильно, но достаточно одной-единственной осечки, и ты навсегда останешься тем отцом в парке, который смотрел в телефон, когда ребёнку прилетело по лбу качелями. Мы сутки напролёт не спускаем с них глаз, но стоит отвлечься на сообщение в телефоне, и все лучшее мгновенно обесценивается”.

        “Тревожные люди” — это сказка, рассказанная человеком, который родился в настоящем королевстве Швеции.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог