ПРИКЛЮЧЕНИЯ СЕРЁЖИ В СТРАНЕ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
Дмитрий Данилов. Саша, привет! — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. — 248 с.
Главный герой романа Дмитрия Данилова “Саша, привет!” преподаватель и филолог Сергей (Серёжа) Фролов живёт в Российской Республике середины 2020-х годов. В стране в рамках реформы системы правосудия вводится смертная казнь за экономические преступления и преступления против нравственности.
Серёжу приговаривают к смерти за связь с его двадцатилетней студенткой: в новой реальности она всё ещё считается несовершеннолетней. Впрочем, “Саша, привет!” вовсе не о том, как преподаватели злоупотребляют своими полномочиями ради личной выгоды. Кажется, Данилов специально не заостряет внимание на отношениях Серёжи и его студентки Илоны: это лишь повод подчеркнуть абсурдное несоответствие наказания совершённому деянию.
После оглашения приговора Серёжа отправляется жить в Комбинат — тюрьму для смертников, по условиям содержания напоминающую трёхзвёздочный отель. Серёжа сохраняет право пользоваться всеми благами цивилизации: он может вести лекции по зуму, общаться с подписчиками в фейсбуке и даже заказывать алкоголь в онлайн-приложении.
Есть лишь одно “но”: ежедневно он обязан выходить на прогулку вместе со своим конвоиром. Охранник Серёжи идёт по синей полосе, сам Серёжа — по белой, и направляется он к красной зоне, где его поджидает пулемёт, который местные сотрудники ласково называют Сашей. Когда выстрелит Саша — неизвестно. Он может убить Серёжу сегодня, завтра, в следующем году, через десять лет. Ходят слухи, что пулемёт не стреляет никогда.
После первого прочтения роман “Саша, привет!” хочется наречь антиутопией и поставить на одну полку с “Процессом” Франца Кафки, “Приглашением на казнь” Владимира Набокова и даже “Приговором” японского классика Кага Отохико. Но, кажется, несмотря на бело-сине-красный символизм, Данилова интересует не столько критика тоталитаризма, сколько скрупулёзное исследование реальности. То есть в этом тексте он занимается не конструированием антиутопического будущего, а препарированием настоящего.
Вместо скальпеля главным инструментом автора становится язык. Текст романа сухой, документальный, нарочито протокольный. Вы не найдете в нём никаких эпитетов, метафор и прочих художественных изысков. Как и в своих предыдущих прозаических работах, Данилов не чурается многократных повторов, он дотошно описывает ничем не примечательные повседневные ритуалы: завтрак или телефонный разговор. Но как только эти ритуалы становятся частью жизни Серёжи в Комбинате, их описания вызывают холодок по коже — нас ужасает скорость, с которой герой привыкает к новой жизни.
В романе “Саша, привет!” Данилов будто возводит свой излюбленный приём остранения в квадрат. Сделать это ему помогает воображаемая камера, которую автор помещает между собой и текстом. Через её объектив автор приглашает читателя наблюдать за происходящим. Но лично я ощущала себя не режиссёром фильма, а охранником, который смотрит на происходящее сквозь прицел камеры наблюдения.
Удивительно, что, занимая позицию наблюдателя и будто дистанцируясь от собственного текста, Данилову удаётся активно комментировать явления современности, давать им оценку. Причём нельзя сказать, что он придерживается какой-то определённой идеологической позиции. Достаётся всем: и сторонникам новой этики, и бюрократам, и либералам, и консерваторам.
Отдельно стоит сказать о главном герое. Дать характеристику Серёже можно одним словом: он никакой. Блёклый, максимально обычный и абсолютно среднестатистический. Серёжа не пытается себя оправдать и обжаловать несправедливый приговор. Один раз он пытается сбежать из тюрьмы, но после провала единственной попытки даже не думает о последующих. Серёжа — типичный конформист, который полностью покоряется несчастливой судьбе.
Интересно, что автор его за это не осуждает. Он будто предлагает посмотреть вокруг и убедиться, что Серёжа такой не один. Именно такие серёжи — герои нашего времени, которые в экстремальных обстоятельствах предпочтут просто смириться и плыть по течению, потакая естественному свойству человеческой натуры.
Смотришь на Серёжу и понимаешь, что свойственная ему выученная беспомощность возникла не просто так, а в результате десятилетий бесплодной борьбы с системой, которая даже в мелочах всегда побеждает. Не зря действие романа перенесено на пару лет вперёд, вдруг это сигнал, что сейчас — самое время что-то менять, не допустить создания общества тотального равнодушия?
Или уже поздно?
ДИНА ОЗЕРОВА НАШ СОВРЕМЕННИК № 6 2024
Направление
Книжный обзор
Автор публикации
ДИНА ОЗЕРОВА
Описание
ОЗЕРОВА Дина Валерьевна родилась в городе Тирасполе, республика Молдова. Окончила Мурманский государственный гуманитарный университет по специальности “История”. Лауреат премий “Литблог-2022” и “Ясная Поляна” в номинации “Лучшая рецензия”. Участник межрегиональной творческой мастерской для молодых писателей Северо-Западного федерального округа Ассоциации союзов писателей и издателей России по направлению “Критика и публицистика”. Также принимала участие в мастерских АСПИР в качестве мастера секций. Член блогерского жюри литературной премии “Лицей” им. А. С.Пушкина. Публиковалась в журналах “Прочтение” и “Teatr to go”.
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос