СВЕТЛОЕ ТРИЕДИНСТВО
Кто-то из писателей сказал, что зря Бог человеку фамилию не дает. А я бы добавил, что порой данное родителями имя является девизом жизни человека, ведь не часто, но случается, что настолько человек соответствует своему имени, что остается только изумляться. Светлана Вьюгина из числа таких людей!
Светлая эта женщина скоро будет праздновать свой юбилей — слово, которое не вяжется с этой ее моложавостью и свежестью, но тем не менее это так. Порой вспоминаешь ее и думаешь, что та сельская девчонка, она появилась на свет в подмосковном селе Красногорского района, так и осталась жить в этой женщине, ставшей известной писательницей, получившей престижную профессию журналиста, и не где-нибудь, а в лучшем вузе страны — на факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Когда-то Светлана Вьюгина начала свою журналистскую карьеру в газете “Советский патриот”. Но потом, как не часто, но все-таки случается (а с журналистами особенно!), выбрало Светлану призвание писателя. Пошли публикации в журналах “Мурзилка”, “Весёлые картинки”, “Юный натуралист”, “Аврора”, “Балтика”, “Огни Кузбасса”, “Дон”, “Север” и других известных периодических изданиях. Ныне она автор многих книг для детей — книг с такими солнечными названиями, как “Конопастик”, “Солнечные краски”,
“Черемуховое крылечко”... С 1976 года начала работать в правлении Союза писателей России, и вот уже как минимум три десятка лет трудится в приёмной коллегии Союза писателей России.
Как много света в книгах Светланы!.. Для примера начну со своего любимого “Вьюнка”, и опять придется вернуться к волшебной правде имен: в народе говорят, что хороший конь сам себе хозяина выбирает. Я бы добавил, что настоящий хороший конь выбирает себе не только хозяина, но и имя. Так случилось и с главным героем одного из рассказов Светланы Вьюгиной. А главным героем стал даже не человек, а жеребенок по кличке Вьюнок.
С такой любовью и пониманием глубинного мира этого четвероногого “лирического героя” написана его героическая биография, что не зазорно поместить ее в жизнь замечательных зверей. Хотел было хозяин жеребенка, сельский зоотехник, своему питомцу, у которого ко времени официального поименования уже было “детское” имя Вьюнок, дать солидное звучное имя — Самсон.
Однако дело даже не в том, что любящие жеребенка сельчане не сочли это имя подходящим для жеребенка. Сам жеребенок отверг это имя, категорически на него не отзываясь! Вьюнок пожелал остаться Вьюнком, даже став великолепным конем. Чувство собственного достоинства этого коня распространилось не только на выбор собственного имени, но и продолжилось тем, что свободолюбивый Вьюнок считал, что вправе сам себе выбирать наездника. И как только его пытался оседлать некий начальственный дядя, чтобы покрасоваться на красивом коне, Вьюнок вставал на дыбы и безжалостно сбрасывал непрошеного наездника, всякий раз ставя своего любимого хозяина в неудобное положение. Был Вьюнок талантливым в спортивных конных состязаниях, но как у нас часто водится, не любит начальство строптивых и гордых. И отправлен был прекрасный конь на хозяйственные черные работы. Да только не горюнился, потому что жил среди простых, его любящих, людей, когда краюшка хлебушка или кусочек свеколки из рук любящего мальчишки дороже сахара из начальственной руки. Когда есть счастье лунной летней ночью вместе с мальчишками купаться в реке, а не подставлять угодливо спину под начальственный зад...
Все мы, да не все, немного кони, заезженные жизнью-наездницей. Но когда встречаем в жизни ли, в книге ли — коня с настоящим русским характером, это ли не событие? И как важно, чтобы это событие произошло в детстве, а вдвойне важнее, чтобы случилось оно с детьми города, которые коней только на экранах смартфонов и видели. Чтобы смогли увидеть в “брате нашем меньшем” живое одухотворенное существо, а не красивую картинку, потому что если смотреть только на киборгов, то человечности не добудешь. У Светланы Вьюгиной, как правило, светло книги и заканчиваются, даже если повествуют о трудных временах. Вьюнок на войне спасет своего хозяина, примчится к его сотоварищам, и те поймут, что Николай Николаевич ранен и нуждается в помощи...
Я уже тут упомянул о киборгах и прочих фантомных порождениях человеческой фантазии. Они победно шествуют по страницам современных детских книг, что по-хозяйски разлеглись на полках с детской литературой.
Вот так придет молодая мама в книжный магазин, чтобы купить книгу ребенку, а что выбрать? Полиграфически книги выполнено богато, стоят дорого, а что на поверку несут они душе юного читателя? Более-менее читающая мама, что ориентирована не только на яркую картинку, полистает-полистает всякие “гарри-поттерианские” подделки, да и выберет испытанные временем советские книги вроде рассказов Носова и “Бронзовой птицы”.
Потому что придуманные истории с невообразимыми персонажами, надуманные герои и неумно срежиссированные отношения главного героя со сверстниками и взрослыми бесконечно далеки даже от нашей такой, порой фантастической жизни. Все меняется — времена, эпохи, технологии. Но подлость не перестает быть подлостью, сколько бы ни внушали нам, что это толерантность. И дружба не перестает быть дружбой, сколько бы ни учили нас ставить во главу жизни рыночные отношения. А юный читатель, только входящий в жизнь, должен узнать эту самую жизнь — пусть вначале из книг, потому что столкновение с ней неизбежно, это и называется взрослением.
Узнать жизнь надо сначала из хороших книг, чтобы иметь образец того, что такое хорошо и что такое плохо. Как писал Высоцкий: “Значит, нужные книги ты в детстве читал!”. Понимал Владимир Семенович, как много зависит от прочитанных, особенно в детстве, книг, ведь плохие книги могут испортить нас не меньше, чем плохие друзья. И конечно, книги должны быть именно друзьями, что способны, когда надо, сказать нам нелицеприятную правду. И не какими-то лукавыми “партнерами”, уводящими от реальности в мир, которого не существует. Умение видеть чудо не в приключениях киборга, а в реальности вроде бы обыденной — это качество великой души, которую можно и нужно воспитывать.
И это способны сделать не сочинители “страшных рассказок”, а писатели, подобные Вьюгиной, умеющие показать реальность такой интересной, что виртуальность становится не нужна. Научить юного читателя любить родину реальную, начинающуюся от порога родного дома, а не грезить о некой общечеловеческой стране, где нет войн, где булки запросто в рот падают. Все это качества настоящего ума, который можно и нужно воспитывать. Уметь быть добрым даже тогда, когда вынуждают быть злым. И быть добрым не теоретически, а на деле, когда порой раздражают не какие-то сказочные киборги, а вполне реальные люди... Всему этому учат (или не учат) книги, помогают понять в ней главное, осознать вещи, без которых сложно стать личностью.
И опять вернусь я, благодаря Светлане Вьюгиной, к теме русской деревни, как истоку России. Одной из отдушин современного горожанина стали дачи, иначе тяжко переносить блага цивилизации, если лишен возможности хотя бы изредка походить босиком по родной земле и окончательно не потерять с ней связь. Где еще можно так непосредственно ощутить, что ты часть этой природы, этой страны, которая не есть что-то отвлеченное, а вот именно этот лесок, эта маленькая речка, эти камушки, сверкающие на дне, эта, прекрасная даже в своем увядании черемуха...
“...Черемуха душисто отцветала, потом тихо осыпала крылечко легкими лепестками и теперь скромно наклонилась над нами, как бы прислушиваясь к маминой сказке”. Дети просят маму придумать сказку про черемуху, но мама отвечает: “Черемуха сама о себе рассказывает...”. Какая глубокая русская мудрость в словах мамы! Тютчев об этом гениально сказал: “Мысль изреченная есть ложь...”. А мама в книге Светланы Вьюгиной сказала проще, но оттого не менее глубоко и философски. А сама краткость, с которой писательница буквально несколькими штрихами рисует исконный русский быт, похожа на краткость Чехова. Так и видишь, что утомленная мать варит варенье на зиму, разливая его по банкам, и похожа мама в это время на усталую пчелу, а варенье струится, как свежий мед. Как просто, без лишних слов сказано о единстве человека и природы, что все мы в чем-то пчелы, и каждый трудится по-своему. И сразу, читая это, вдруг вспоминаешь Аксакова и его детские воспоминания о варке варенья его мамой, и сразу видишь ту преемственность поколений, на которой стоит русская традиция, непоколебимая никаким новым строем правления...
Философское мышление заключено обычно в самых простых вещах, когда говорит настоящий философ. А именно русским философом, по сути, является это светлая улыбчивая женщина-писатель Вьюгина, которая дает нам образцы практически идеального общения отцов и детей. Она не рассуждает об ответственности за тех, кого мы приручили, словами Сент-Экзюпери. Когда у героя рассказа “Конопастик” маленького Вовы пропадает любимый хомячок, мама говорит Вове: “Ты перестал с ним заниматься, вот он и убежал”. “Я ведь только немножко, на один денек перестал”. — “А если бы я тебя на денек оставила?”. И никаких тебе нудных нотаций, ссылок на французского писателя — все просто и гениально! Побольше бы таких мам в жизни. И побольше бы таких писателей, которые способны увидеть этих мам и привести на страницы своих произведений.
Автор горазд на выдумку, но не громоздит фантазии, а учит нас, своих читателей, таланту видеть чудесное вокруг, рядом, увидеть чудесное в обычном. В рассказе “Земля” мальчик с папой идут на пруд. И по дороге они разговаривают о цветах, папа вспоминает свое деревенское детство, когда был ровесником сына... “– Да-а, — говорит папа. — Красота! — Где красота? — Где-где... — смеется папа. — Везде! Вокруг нас! На всей нашей земле красиво”.
Может, потому так много среди нас впоследствии, когда вырастаем, блудных сыновей и дочерей, что ищут добра далече от того места, где родились, что вовремя не обратили их детское внимание на те чудеса, что постоянно творятся вокруг нас на нашей родной земле. И вот уходят блудные дети за какой-то не вполне понятной мечтой, которую, возможно, вычитали в одной из фантомных своих книг. И только лишившись малой родины, вдали от нее неожиданно для себя начинают ценить то, что почему-то не видели раньше вокруг себя. А если и видели, то не замечали! А она, мечта, оказывается, течет недалече от родного крылечка, аукается в ближнем лесу...
“В городе, где живет Вадик, нет ни океана, ни моря, есть только реки — Сейм и Тускарь... Но это тоже замечательно, что у нас есть целых две реки! Многие вон в пустыне живут, там стакан воды дороже всякого золота...”.
Многие книги Вьюгиной, да почти все — родом из детства, во многих видна автобиографичность, потому что простые чудеса – это вам не байки про киборгов, и их не придумаешь. Их надо прожить и увидеть! Одним из таких чудес был прекрасный творческий союз Светланы с поэтом Иваном Тертычным — союз двух светлых, добрых талантливых людей, глядя на которых, всякий писатель понимал, что устоявшееся мнение о том, что два таланта, два писателя плохо уживаются друг с другом, имеет счастливые исключения. Мне не раз посчастливилось бывать в их доме на проспекте Вернадского очень часто не только одному, но и с женой Тамарой Михайловной и наслаждаться атмосферой того воистину пушкинского дружества, любви и созвучности, что царила меж этих людей и одаривала теплом и светом всех, кто оказывался рядом с ними. Два красивых русских человека, два таланта, два света — они как бы усиливали все лучшие качества друг друга... Увы, свет не бесконечен, но уверен: Иван Тертычный сегодня смотрит с неба на свою любимую Светлану и радуется, что даже такое горе его безвременного ухода не подкосило ее, не погасило свет ее глаз и книг!
ЭДУАРД АНАШКИН НАШ СОВРЕМЕННИК № 8 2024
Направление
Критика
Автор публикации
ЭДУАРД АНАШКИН
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос