Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        ЕЛЕНА АРЦИМОВИЧ НАШ СОВРЕМЕННИК № 1 2025

        Направление
        Проза
        Автор публикации
        ЕЛЕНА АРЦИМОВИЧ

        Описание

        АРЦИМОВИЧ Елена родилась в 1976 году в Армавире. Окончила Ставропольский государственный университет. Участник проектов, организованных Ассоциацией союзов писателей и издателей России. Живет в Светлограде (Ставропольский край).
        ТЫ СТОИШЬ В СТОРОНЕ

        РАССКАЗЫ

        НИНА В ОГНЕ

        * * *
        Никто не знал, но обыкновенная на первый взгляд семиклассница Нина была волшебницей: она умела плохое превращать в хорошее, а страшное в смешное. Поэтому, когда Даня Макеев дёрнул её за хвостик, аккуратно собранный на макушке, и крикнул: “Ведьма!” — она спокойно поправила волосы, потом воротник старой блузки, перешитой из маминой, и улыбнулась:
        — Видел бы ты себя!
        В такие моменты Нина переносилась в другой мир, с которым уже не первый год безуспешно боролись родители и врачи. И сейчас в этом мире Макеев был уморителен — один в один разноцветный бородатый клоун на пружинке-ноге, которого Нина видела полгода назад на ярмарке мастеров.
        — Борода у тебя зачётная! — она хлопнула Макеева по лбу “Геометрией” и, взяв портфель, вышла из класса.
        — Дура! — крикнул вслед Даня, но рукой по подбородку всё же провёл: кто её знает, эту ведьму...
        * * *
        Дома всё было как всегда: мать возилась на кухне, отец смотрел “Новости”.
        — Садись есть, — позвала мать, быстро убирая что-то в буфет.
        — Можно потом? Я не голодная.
        Мать махнула рукой, неловко опустилась на стул и стала в одиночестве хлебать суп. Нина положила лист бумаги, взяла цветные карандаши. Она не любила краски: те были мокрыми. А карандаши сухие: не посадишь пятно, и бумага не пойдёт пузырями. Ещё карандашами можно было штриховать, производя особый, еле слышный, приятный звук, — и это тоже плюс. Нина нарисовала голубое небо, два облачка, маленькое шаровидное дерево и поле, по которому друг за другом шагали жирафы.
        — Нинка, иди “Новости” смотреть, — позвал отец. — Совсем не знаешь, что в мире творится. Израиль на Палестину напал. Тебе что, всё равно, что ли?
        — Нет, — поспешно ответила Нина.
        Её рука быстрее задвигалась по листу. Когда Нина волновалась, рука начинала жить своей жизнью — она словно стремилась поскорее нарисовать мир, в который Нина сможет юркнуть, как кролик в нору. Но слова отца упали на лист кассетными бомбами, и милые жирафы, которых она не успела украсить пятнышками, загорелись. Они шли и пламенели... Горящего жирафа Нина видела во время экскурсии в музей. Картина Сальвадора Дали называлась “Жираф в огне”. На первом плане были страшные человеческие фигуры, а за ними — беззащитный жираф с горящей гривой.
        — Нет, нет, нет, — забормотала Нина, пытаясь стереть пламя.
        — Господи, что ты там опять бормочешь? — расстроилась мать. — Просила же: говори нормально. Что случилось? Как я устала от всего этого! От врачей толку нет. Одни шарлатаны...
        Пока она говорила, маленькие белые облачка на рисунке набухли, словно почки. Секунда — и они стали серыми и тяжёлыми, а потом лопнули — пролились на жирафов благодатной водой.
        — Ф-фух, — выдохнула Нина.
        — Есть иди! — крикнула мать. — Кожа да кости стала...
        * * *
        На следующий день Нина решила не завязывать хвостик. Закинув руки назад, неумело заплела французскую косу, снизу подвернула и заколола: попробуй теперь дёрни...
        — Мам, купим мне блузку для школы?
        — Купим, — отозвалась та, — но потом. Я же говорила, что денег нет: цены растут, а у нас кредит.
        Мать работала на трёх работах: на двух мыла полы, а на третьей ночь через две сторожила какой-то склад. Отец не работал. В их семье так повелось, что он сидел дома, и все воспринимали это как должное. В его обязанности входили покупка продуктов и уборка.
        — Нинка, вещи в шкаф повесь! — крикнул из другой комнаты отец. — Опять на стуле бросила.
        — Я опаздываю, — крикнула в ответ Нина. — Повешу, как приду.
        * * *
        Она выскочила за дверь. Мир встретил смогом, который каждое утро повисал над городом, словно мамин застиранный пуховый платок.
        — Видел бы ты себя, — шепнула Нина миру.
        Тот моментально взорвался сотней красок! По серым обшарпанным стенам Дома культуры поползли ярко-зелёные лианы с сочными бордовыми цветами, проезжавший мимо старый автобус стал котобусом из любимого аниме Хаяо Миядзаки, а трубы местного металлургического комбината превратились в органные и зазвучали пятой фугой Себастьяна Баха.
        По другую сторону длинного забора, хрипя от ярости, за Ниной привычно бросилась немецкая овчарка. Нина улыбнулась, и злой пёс преобразился в белоснежного пуделя с красным бантиком на хвосте. Он заскулил.
        — Не грусти, — посоветовала Нина, — ведь в душе ты милашка.
        Она была уже в седьмом классе, но всё ещё наивно верила в то, что в душе каждый (даже очень злой человек или пёс) добр, и даже если делает что-то нехорошее, достаточно поговорить с ним, объяснить — и тот исправится. Эта вера помогала, она придавала её жизни тот смысл, о котором на уроке литературы велела порассуждать учительница.
        * * *
        — Ребята, сегодня у нас интересная тема, — сказала Ольга Ивановна. — Вы уже не маленькие, — думаю, справитесь. Напишите, в чём для вас смысл жизни.
        — Не-е-ет, — дружно запел класс. — Это трудно! Мы не знаем, что писать...
        — Много не нужно, хватит и полстранички, — утешила Ольга Ивановна.
        Дети вздохнули. Кто-то взялся за ручку, кто-то уставился в тетрадь соседа в ожидании момента, когда можно будет списать. Макеев сполз под стол: видимо, смысл его жизни находился именно там. Ольга Ивановна включила компьютер и принялась выставлять оценки в электронный журнал.
        Нина закрыла глаза: “В чём смысл жизни? Моей жалкой жизни. А почему жалкой?.. Ладно, это неважно. Время идёт, а я ничего не написала. Когда-то мама сказала, что смысл в детях. Но у меня нет детей. Папа говорил, что смысл в служении родине. А сам даже в армии не был... Так, это тоже неважно”.
        — Костина... Заснула?
        Нина вздрогнула:
        — Отстань.
        — Что написала? Пиши: “Мой смысл в том, чтобы быть ведьмой”.
        Она всегда была чужой для класса, словно и правда жила в своём параллельном мире. Большинство одноклассников просто не замечало её, а вот Макеев, наоборот, проходу не давал.
        Неожиданно рука сама потянулась к ручке. Мысли накатывали друг на друга, словно волны: “Смысл моей жизни в том, чтобы создать новый мир, — писала Нина, — яркий и добрый, в котором каждому есть место. В моём мире не будет отравленного воздуха и грязной воды. Это значит, что у моего мира будет будущее”. Она остановилась: “будет будущее” звучало странно. Наверное, ошибка... А как исправить? Потом упрямо мотнула головой и продолжила: “Взрослые всё испортили. Надо спасать то, что осталось, а они заняты только тем, что ненавидят друг друга. Разве не видно, что летом теперь совсем плохо? Дождей нет, а от домов идёт жар, как будто у них температура...”
        — Нина, что с тобой? — Ольга Ивановна приложила к её лбу ледяную ладонь. — Опять... Макеев, медсестру зови!
        Последнее, что увидела Нина, было бледное лицо Дани.
        * * *
        Она не в первый раз теряла сознание. Вот и теперь, закрыв глаза в классе, открыла их уже в палате. Над ней, словно голубое небо, качался потолок. Нина плыла по волнам на белом кораблике. Она лежала на палубе. Где-то вдали кричали чайки, было прохладно. Нина попробовала встать, чтобы оглядеться, но не смогла. “Бояться нечего, — сказала себе одними губами, — впереди только хорошее”. Так и вышло: слабой рукой она поправила пышную юбку своего роскошного платья и услышала шаги — над ней склонился парень из дорамы “Токкэби”, которую посмотрела неделю назад, улыбнулся. Раскосые глаза, фарфоровая кожа...
        — Нина! Господи, да что же это такое? Нина!
        — Мама?..
        — Как ты? Доктор говорит срочно нужна операция... — мама заплакала.
        Нина смотрела, как парень из дорамы плачет: слёзы оставляли бороздки на его щеках, и кожа там становилась не розовой, а серой. “Тональный крем? Разве парни им пользуются?”
        — Доченька...
        Когда Нина проснулась, было темно. Её белый кораблик всё так же плыл по мягким волнам, вдали перемигивались звёзды. Она снова машинально поправила платье, опустила глаза — и... рука её задрожала: вместо платья — белая простыня, вместо кораблика — кровать.
        * * *
        В больнице дар периодически пропадал: ей что-то кололи. Следующий день был тяжёлым, и Нине никак не удавалось из него вырваться.
        — Девочка моя, тебе нужна операция: опухоль растёт, — взяла её за руку мама. — Но прогноз хороший...
        “Прогноз... — подумала Нина. — Хороший прогноз — это значит “солнечно”.
        — Нина, ты меня слушаешь? Вот и папа говорит, что всё будет хорошо.
        Отец молчал, опустив глаза на руку дочери, в которую была воткнута игла капельницы. Мать перехватила его взгляд и неожиданно задохнулась:
        — Куда ты смотришь? Как ты смеешь? Это ты, ты!..
        — Мам... — растерянно позвала Нина.
        Но та выскочила из палаты. Отец слабо пожал руку дочери и вышел следом. Впервые за много месяцев Нина заплакала. Рядом лежали карандаши и листы бумаги. Нина взяла лист, положила на колени и начала рисовать: её рука привычными движениями штриховала голубым — реку, нежно-зелёным — склонившуюся над ней иву, розовым — заходящее солнце... “Беги, беги”, — шептала она, но двери в её сказочный мир не открывались.
        * * *
        Зато открылась дверь в палату. Рисунок подхватило сквозняком, и он плавно опустился на пол. На пороге стоял Макеев.
        — Это я. Можно?
        Он сел на стул в другом конце комнаты. Помолчали.
        — Что сказали отец с матерью?
        — В смысле?
        — Это же они виноваты.
        — В чём?
        — Ну, что ты... умираешь.
        — И был дураком, и остался.
        — Я в коридоре был, всё слышал. Мать сказала, что он на игле сидел, когда она... ну... стала беременной. А он ей: мол, на себя посмотри, алкоголичка.
        Щёки Нины вспыхнули, в грудь словно вогнали тяжёлый кол — она не могла как следует ни вдохнуть, ни выдохнуть. Наконец спросила:
        — Зачем ты рассказал?
        Даня пожал плечами:
        — Всегда лучше знать правду. Так мои родаки говорят.
        — А сам ты как думаешь?
        Минут пять посидели в тишине.
        — Ладно, я пошёл? — встал со стула Даня.
        Нина кивнула.
        Когда дверь за ним закрылась, она с трудом оторвала спину от подушки и наклонилась: рисунок лежал рядом с кроватью — заходящее солнце, ива, река... Нина протянула руку. Ещё чуть-чуть, ещё немного! Она набрала в лёгкие побольше воздуха — и наконец с головой нырнула в прозрачную воду.



        ТЫ СТОИШЬ В СТОРОНЕ

        — Надень мою. Смотри, тебе идёт. Носи...
        Рассматривает себя в зеркале. И правда, ей к лицу. Она в этой блузке — словно я в молодости, только сильнее: сквозь тонкую ткань видны крепкие руки.
        Когда завтракаем, на тарелке остаётся мой кекс. Киваю:
        — Бери: я уже наелась.
        Она ест кекс, смотрит в телефон, быстро нажимает кнопки. Пишет что-то. Улыбается кому-то. Когда она перестала смотреть на меня и улыбаться мне?
        После уроков звонит, в трубке протяжный голос:
        — Ма-а-а-ам...
        Ей что-то надо. Просто так она теперь не звонит.
        — Ма-а-а-ам...
        — Да...
        — Купим брюки? Сегодня. Эти давят.
        — Я же предлагала сходить в воскресенье. Ты сказала, что всё нормально.
        — А теперь давят.
        У меня много работы, и она знает об этом, но ей всё равно. Ей всё равно, даже когда я плачу из-за её порезов на руках и ногах.
        — Зачем ты это делаешь?
        Молчит.
        — Поговори со мной. Пожалуйста!
        Молчит.
        — Почему ты молчишь? Я хочу понять тебя, помочь тебе. Я люблю тебя!
        Молчит.
        Когда мы идём к психологу, она берёт с собой гитару и тетрадь со стихами. Она улыбается психологу. Но не мне.
        Я:
        — Я всё и всегда ей рассказывала. Почему она ничего не рассказывает мне?
        Психолог:
        — Вы позволили ей читать книгу вашей жизни полностью, а она вам — только оглавление. Что ж, имеет право.
        Она (торжествующе):
        — Имею право.
        Психолог спрашивает, на сколько процентов мы доверяем друг другу. Я говорю, что на сто, она — что на двадцать.
        Она поворачивается ко мне спиной. Надо упасть не глядя, а я должна поймать. Оглядывается, смотрит через плечо недоверчивым глазом. Внутри меня всё кричит: “Да что с тобой? Это же я! Я поймаю тебя, даже если придётся умереть!”
        — Можно я не буду падать? — как сквозь сон, доносится голос.
        — Можно, — говорит психолог и обращается ко мне: — Теперь ваша очередь.
        Я раскидываю руки, закрываю глаза и падаю — навзничь, словно срубленное дерево. Мои ветви ломаются, и птицы, которые свили в них гнёзда, разлетаются с прощальными криками...
        — Это уже слишком! — У самого пола меня под мышки сердито держит психолог.
        Ты стоишь в стороне. Кто ты? И что между нами?

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог