БЕСКОНЕЧНО ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ
О книге Ирины Барановой "Чудеса без уведомления"
Предположу: у каждого человека есть объяснимое желание — однажды прочитать такую мудрую и важную книгу, которая расскажет и покажет, как надо правильно жить. А кто из нас знает, как надо правильно жить? И что такое правильно, а что — неправильно? Где лакмус, что проверяет жизнь на истинные, верные смыслы? Где пролегает дорога к счастью? Счастья хотят все, но иной человек ждёт его, как праздничного подарка, как с неба манны, а другой пытается его строить собственными руками, но на этой "новостройке" он подчас теряет силы, ошибается, оступается и ищет счастье совсем не там, где оно в действительности таится. Но такая ли уж тайна счастье? А может быть, оно всего лишь понятие, красивый символ-образ, философская абстракция, несбыточная мечта? И все наши усилия достигнуть его тщетны?
Молодой писатель Ирина Баранова пытается ответить на эти животрепещущие вопросы бытия своей первой книгой. Мы понимаем всё прекраснодушие автора, пожелавшего запечатлеть "Библию счастья", её непреложные заветы в обращённом к читателям слове. Нет ничего лучше беллетристики, если хочешь обратиться к широкому кругу читателей; и именно жанр романа, да ещё романа, стилистически ориентированного на женский, на дамский, как нельзя лучше подходит к жесту, направленному навстречу молодой (а впрочем, и разновозрастной...) и преимущественно женской читательской аудитории.
Не открою тайну, если скажу, что в России основной потребитель книг — женщины. Женщины грамотны и любознательны, но... большой минус обширной (миллионной!) женской аудитории в том, что женщинами в основном востребуется не серьёзная интеллектуальная проза, а развлекательная книжная продукция — то, что "легко читается", то, что именуется традиционным и, увы, печальным словом "чтиво".
Ирина Баранова хочет выйти из этой дамской "экологической ниши". Она своей прозой пытается достучаться, что называется, до сердец. Обратиться не только к естественному читательскому любопытству, к развлечению, но и к искреннему, глубокому чувству. А ещё (и это важно!) — дать человеку увидеть вектор, путь судьбы.
Маяковский писал, как "делать жизнь с кого", а Ирина Баранова, рассматривая в романе жизненные коллизии молодых женщин — подруг, что оказались на отдыхе в Италии и встретили там (случайно? или неслучайно?) женщину пожилую, уже прожившую большую и непростую жизнь, — пытается и нас, читателей, вовлечь в солнечную атмосферу доверия и искренности; эта старая итальянка в процессе каждодневного совместного приготовления еды и за общей трапезой рассказывает девушкам не только эпизоды собственной биографии, но и учит их, как на самом деле надо жить.
И вот этот посыл и делает книгу не только лёгким дамским романом, в котором — на поверхности сюжета — застольные беседы подруг и красоты Италии, но и романом поучительным, учительным, не столько дидактическим, сколько советным — добрым прозаическим "путеводителем" по созиданию судьбы; здесь автор выступает в роли не только рассказчика, но и учителя-сострадателя, знающего, как выбраться из коварных сложностей, из невосполнимых трагедий, как научиться наслаждаться жизнью. Не просто радоваться фрагментарно и праздновать изредка, но как вернуть себе потерянную радость. Основополагающую, постоянную, захватывающую всё твоё существо радость жизни.
И старая Мария не обходится здесь без упоминания Бога...
"В мире много хороших людей, которые не способны предать друга или любимого. Во-вторых, я сейчас про доверие к себе и Богу говорю, а это куда важнее всего остального. Не одну тысячу лет человечество пытается познать Бога, используя для этого молитвы, ритуалы, читая философские трактаты, но, по мне, всё намного проще. Нужно быть честным с самим собой, принимать свою внутреннюю силу и безоговорочно верить Тому, кто создал тебя и всё то, что тебя окружает (...)".
Подруги, собирающиеся за столом на вилле у итальянки Марии, — все молодые красивые женщины. Всё при них: свежесть лиц, горящие глаза, неподдельный интерес к бытию, к его прекрасным новым впечатлениям, а если у них что-то не получается в работе и в личной жизни, значит (так думают они), получится завтра.
Но старая Мария (и недаром Ирина Баранова даёт этой пожилой женщине имя Божией Матери, всеобщей Матери-Богородицы!..) пытается сказать девушкам: никакого завтра нет, есть только сегодня. И это сегодня, то, что происходит здесь и сейчас, надо ценить и любить всем сердцем. Она говорит им о том, что в жизни надо стремиться делать то, что хочешь, о чём мечтаешь, что воистину любишь. Само в жизни ничего не получится. Никто нам не принесёт счастье на блюдечке. Мы сами должны прикладывать усилия к его рождению, к его появлению. И тут мы, читатели, понимаем: то, что поначалу могло показаться нам привычно-дидактическим ("мы это слышали!.. мы это знаем!.."), на самом деле обретает новую силу. Играет новыми красками.
Мария говорит с подругами о природе, о её силе, о стихиях, которые благотворно воздействуют на человека; и да, она, конечно, говорит и об умных книгах, в которых эта древняя мудрость хранится, но важнее всего то, что такие знания передаются из рода в род, от предков — к потомкам...
"(...) — Вода прекрасно развивает интуицию, и она благотворно влияет на восприятие мира женщиной. Стоит побродить по берегу открытого водоёма или, ещё лучше, посидеть рядом с водой, как мы в прямом смысле насыщаемся новой силой. Для женщины очень полезно быть у воды, купаться, сидеть на берегу, гулять — всё это повысит вибрации души и усилит интуицию. Земля даёт мощь и мудрость. И здесь важно заземление. В городах с этим проблемы, конечно, но важно хотя бы иногда ходить по земле босиком. Попробуй пройтись босиком по земле, по траве, и прислушаться к своим ощущениям. И ты на самом деле почувствуешь всё то, о чём я тебе говорю. Огонь разжигает страсть, и не зря женщину называют хранительницей домашнего очага. А ты знаешь, что еду нужно готовить только в хорошем настроении? Всё, что мы готовим, мы питаем энергией, которую излучаем. Если у нас негативная энергия, мы раздражены, лучше процесс готовки отложить на потом и посвятить время тем делам, которые требуют физических усилий, например, уборке или спорту. Так негатив выйдет весь. На эту тему есть много увлекательной литературы, между прочим. Но эти знания мне передала ещё моя бабушка.
— А воздух? Он тоже на что-то определённое влияет?
— Конечно. Воздух способствует развитию ума и интеллекта. Вспомни моменты, когда ты осознанно дышала полной грудью на природе. Какие чувства ты испытывала в этот момент? Наверняка это было учащённое сердцебиение, лёгкое головокружение от того, что кровь на свежем воздухе насыщается кислородом. Вместе с этим приходит радость от переживания настоящего мгновения и желание замереть в этой самой секунде, ни о чём не думать, просто быть.
— Да! Именно такие эмоции я испытывала вчера, когда мы прогуливались у водопада.
— И тут свежие идеи в голову приходят.
— Точно, точно!
— Знаешь, как ещё важно женщине обниматься с деревьями? В этот момент мы получаем от них положительную энергию, заряжаемся драгоценными ресурсами природы и отдаём ей всё то, что накопилось в нас и тянет вниз. Наш разум устроен таким образом, что часто для того, чтобы обрести внутреннюю опору, нужно на физическом уровне ощутить эту самую опору. Попробуй так сделать, и ты всё почувствуешь сама. Ведь женщина способна создавать новые миры. Не нужно тратить много времени на напряжённое обдумывание сложной проблемы и застревать в этом состоянии. Отпусти всё и дай высшим силам помочь тебе, и тогда всё разрешится наилучшим для тебя способом. Ведь проблема в конечном счёте решается так или иначе, но время, когда мы излишне сосредотачивались на ней, уходит безвозвратно. Пока ты молода и красива, помни об этом (...)"
И здесь наступает известный в литературе парадокс узнавания заново. Каждый подсознательно начинает примерять на себя “платье судеб” героинь романа. Кому-то такое “платье” покажется тесным, узким, такие судьбы — безвоздушными, лишёнными страсти и активности, банальными, стереотипными. Кто-то, напротив, даже позавидует девушкам: хорошо у них всё складывается, что тут менять! "От добра добра не ищут", — русская пословица всем известна. Есть ли в ней особый смысл, есть ли в ней великая мудрость? Или надо смело бросать, оставлять всё нажитое, привычное, пройденное за плечами и — шагать в неизвестность, плыть к новым берегам?
Каждый, читая книгу, наблюдая за вымышленными автором героями, невольно задаёт себе вопросы, и они только на первый взгляд риторические: как бы я это сделал на месте героя? как бы я поступил? куда бы я пошёл, чему бы я верил (или не верил), утерял бы волю к жизненной борьбе и предоставил обстоятельствам владеть мной или попытался бы сопротивляться событиям, действовать сообразно собственным убеждениям, устремлениям, нравственным позициям и склонностям своего сердца?
"(...) Ничего нет страшнее неосуществлённых мечтаний, которые зажигали когда-то наши сердца. Да и я считаю, что самый страшный грех — это предать мечту. Мы все были детьми, мечтали о великом, нам мир тогда казался совсем другим. Но мы взрослеем, набираемся жизненного опыта и перестаём верить и в мечты, и в чудеса. А ведь не зря же говорят, что чудеса там, где в них верят.
Поверь всем сердцем и пойди навстречу мечте. Никогда не поздно всё начать сначала и изменить свою жизнь (...)".
И потом, в книге задан ещё один удивительно важный вопрос; его вслух проговаривают девушки-героини, Арина, Варя и Надя, о нём они думают, его озвучивает и старая Мария, что постепенно принимает черты вселенской, тотальной наставницы девушек, некоей седовласой итальянской сивиллы, что способна натолкнуть наших героинь на самые насущные размышления и, более того, подвигнуть их на обдуманные и решительные действия, направленные на кардинальное изменение своей судьбы. Вопрос этот касается не только пройденного, что необходимо оставить в своём прошлом, в печальной дымке воспоминаний, но и того, как же в жизни человеку быть, стать САМИМ СОБОЙ. Стать личностью…
Вот само существование в книге этого вопроса (= размышления, раздумья) искупает некоторую "вину" автора за отсутствие в тексте остросюжетных поворотов, необходимой романной энергетики, динамики, кинематографического драйва, который, понятно, читателя встряхивает, будоражит, будит в нём не только важные мысли, но и горячую, яркую эмоцию. Как стать собой? Как прорваться к себе? Как узнать, ДЛЯ ЧЕГО ты, живой, живущий здесь и сейчас человек, появился на белый свет? Факт твоего рождения ещё не оправдывает твоего существования на Земле. К чему ты призван? Каково твоё подлинное предназначение? Где твоя единственно верная дорога, что приведёт тебя к полному, богатому, плодоносному раскрытию личности?
"(...) С нами непременно должно случиться какое-то очень значимое событие, после которого мы начинаем сожалеть о том, что жили не так, как хотелось нам. Мы понимаем, что чрезвычайно много времени уделяли тому, что нас совершенно не вдохновляло, будучи уверенными в том, что жизнь бесконечна, и будет ещё очень много возможностей для того, чтобы что-то изменить и наконец-то зажить счастливо. Словно мы на бешеной скорости мчались по жизненному пути на автопилоте, не замечая ничего вокруг.
Но никогда не поздно остановиться, оглядеться и осознать, что самый подходящий момент для изменений уже настал, и его имя "Сейчас". (...)"
И читатель начинает понимать, что эта книга — не классический развлекательный экшен, не бездумное развлечение, не стилистически сложная интеллектуальная проза, а нечто вроде необходимой нравственной затравки, чтобы думать над самым главным в жизни; некое зерно, которое автор бросает в неизвестную почву чужого восприятия, чтобы люди смогли медитативно, сосредоточенно погрузиться не столько в читаемую книгу, сколько при её непосредственной помощи — в свой внутренний мир.
Да, стилистика романа порою слишком близко подходит к детски-наивному изображению человека и события, но спросим себя, далеко ли мы ушли от собственного детского восприятия мира? Мы забыли то захватывающее ощущение всего сущего, что окружало нас, когда мы были детьми. Слепящие краски, восхитительные запахи, невероятные звуки! Непонятно, как автор возвращает нам это забытое чувство, но ведь возвращает! Мне кажется, это получается потому, что действия, пресловутого привычного экшена в книге нет, а есть спокойные и душевные разговоры за столом, восторженные диалоги героинь (девушек и старой женщины, и эта дилемма — старая сивилла и молодые грации — смотрится в контексте диалогических застолий очень живописно, подобно фрескам итальянского Возрождения...), описания экскурсий и путешествий (в этих фрагментах роман начинает смахивать на травелог), и всё это, да, пропитано, пронизано ощущением, возгласами, интонациями восхищения, восторга, неподдельной радости от созерцания природы, от услышанной из уст зрелого человека вечной мудрости, от вкусного угощения, а главное — от не испытанной прежде радости ОСОЗНАТЬ свою жизнь.
Осознать — и, возможно, изменить.
Предстоит ли девушкам, по возвращении в Москву, и впрямь изменить свои жизни? Идти по накатанной лыжне легко, но безрадостно... А у всех героинь эти изменения уже назрели. И каждая делает первые, пусть робкие шаги к этим грядущим изменениям.
Варя учится танцевать перед зеркалом. Записывает в дневник стихи — песню своей души...
"(...) А ещё она полюбила просто танцевать перед зеркалом, ощущая танец каждой клеточкой души и тела (...)".
Арина удочеряет девочку.
" (...) Подбежав к ней, девочка обняла её маленькими ручонками и пробормотала:
— Мама! Я знала, что ты придёшь за мной! Знала!
Стоит ли говорить, что в это время чувствовала Арина. Слёзы текли по её щекам, она обнимала девочку и рыдала так, как не рыдала ещё никогда в своей жизни (...)".
А Надя — та смело осуществляет свою давнюю мечту: открывает собственную пекарню.
"(...) Надя с горящими, как у ребёнка, глазами ждала дня открытия. И, как оказалось, не напрасно. От дразнящих ароматов свежей выпечки, которые быстро заполнили собой округу, в первый же день не было отбоя от посетителей. Всего того, что было приготовлено, едва хватило до вечера.
Это был один из самых счастливых дней, которые Наде довелось пережить за последние годы. Она просто валилась с ног, когда пришла домой, но радость от того, что она наконец нашла дело по душе, позволяла не ощущать этой усталости (...)".
* * *
Жизненный жест, жизненное действие... Да, у каждого оно своё. И есть такое действие, такой поступок, что определит дальнейший ход твоей судьбы.
Вся книга Ирины Барановой — об этом.
Древняя мудрость гласит:
Посеешь поступок — пожнёшь привычку,
Посеешь привычку — пожнёшь характер,
Посеешь характер — пожнёшь судьбу.
В результате роман Ирины Барановой выводит нас не только на впечатления от красот природы, архитектуры или человеческой души, искренне открытой миру (а такие впечатления естественны при чтении беллетристики!..), но и на осмысление вечных максим, предъявленных в тексте, на исследование собственных поступков, на выработку личного жизненного вектора, что внутри суждённого нам пространства-времени сможет привести нас к наиболее плодотворному, творческому состоянию.
А значит, к любви: так замыкается круг.
В жизни нет ничего важнее любви и её творения, со-творения. Быть может, этот посыл книги Ирины Барановой "Чудеса без уведомления", с виду такой простой и безыскусной, наиболее важен для читателя. И нехватка сюжетных перипетий с лихвой компенсируется грациозной, женственной учительностью эстетически насыщенного, нежного и доверительного повествования — своеобразным символом бесконечной любви к жизни.
ЕЛЕНА КРЮКОВА НАШ СОВРЕМЕННИК №8 2023
31.10.2023
Направление
Книжный развал
Автор публикации
ЕЛЕНА КРЮКОВА
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос