ПЕСНЯ НЕУМОЛКАЮЩАЯ
Шацков А. В. На этой земле: стихотворения. — М.: Издательство “У Никитских ворот”, 2023. — 108 с. ISBN 978-5-00170-889-6.
Андрей Шацков — поэт, настроенный на мужество и исповедальность. И его трагизм одновременно и историчен, и современен. Любовно изображаемый им ландшафт — символ-знак мерного дыхания русской земли:
Вот и август прошёл, и сентябрь настал,
Приближается бабьего лета кончина.
И в бездонные воды, как в чёрный хрусталь,
Замирая, глядится лесная лещина.
Ты возьмёшь мою руку и спросишь: “Зачем
Всё кончается, осень горька, как оскома?”
И кровавое солнце упало, как шлем,
Перерубленный наполы грохотом грома.
Что для человека могучая природа? Все сразу при этом Тютчева вспоминают: “Не то, что мните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик...” И в русской природе, что послушно и счастливо ложится под точное перо поэта, есть неизреченное чудо...
Всё пройдёт, когда рухнут снега:
И печаль, и тоска, и тревога.
Заскрежещет в протоках шуга,
И покроет вода берега,
И утонет в разливах дорога.
И весна величаво придёт,
Постучит в крестовину оконца.
И закончит в свой срок перелёт
Белый лебедь, спустившись на лёд,
Исчезающий в мареве солнца.
Человек глядится в зеркало человека, и там себя узнает; в зеркало природы, а там вместо привычных лиц ходят смутные фигуры, трудно их истолковать, попробуй-ка разгадай; и только в лик Бога человек поглядеть не может — но именно на этот свет мы идём. Вспомним слова из последования “Литургии оглашенных” св. Василия Великого: “Слава Тебе, показавшему нам Свет!”
И рядом со смертью этот апрельский, этот горний Свет — утешает в скорбях.
Этой смутной весною —
От снега до первого грома,
От недели Страстной
И до Радониц светлого дня —
Я в молчанье брожу
От могильного взгорка до дома
И обратно и верую:
Близкие помнят меня.
А в апрельских лесах,
По которым шатался от века,
Собирая в баклагу
Прозрачный берёзовый сок,
Будет тень одиноко
Скользить по следам человека,
Для деяний которого
Вышел отмеренный срок.
Мы ступаем вслед поколениям, людям и великим, и неприметным. Вслед событиям, прячущимся под покровом исторического забвения. У Андрея Шацкова есть опора, утешение, радость — это жизнь, и не только его собственная жизнь, но и жизнь его любимой Родины — бури событий, и природные приметы, и небесные знамения:
Андрей Шацков — поэт, который ясно и ярко чувствует и выражает трагизм Мира. Да, как бы было хорошо, чудесно, если бы белый свет был начисто лишён трагедии и трагизма! Как бы всем светло, привольно тогда жилось... Ни войн, ни битв, ни сражений, ни льющейся крови... Для смерти нет преград. Человеку её не побороть. Отдать жизнь за други своя — да, это мы можем. Мы к этому готовы. Принести себя в жертву смерти — во имя жизни тех, кто придёт на землю завтра. Это психология воина, героя. Андрей Шацков — и поэт-художник, любующийся красотой родимой земли, и поэт-воин, что бесстрашно идёт в духовный бой за мощную, всевластную, Вселенскую жизнь.
Вдоль речки дымится порез
Несомкнутых льдов по стремнине.
Никак не кончается лес
На русской бескрайней равнине.
В галопе крещенской пурги,
Под платом рождественской ночи
Таятся в чащобах враги,
Мерцают разбойные очи.
Каким мне ключом запереть
Границу от края до края?
Россия — вселенская твердь,
Отнюдь не преддверие рая.
Какой заповедной строкой
Пришедшей на память молитвы
Хоть на год продлить твой покой,
Чтоб силы достало для битвы?
Пристальный, всё сущее запоминающий взгляд поэта движется по вертикали. Он, словно нож-луч, разрезает эпохи, рассекает воздух грешной сиюминутности. Мы не задумываемся, когда произносим привычную словесную формулу: “чудеса природы”. Если провести параллель, нет, поставить откровенный знак равенства между природой и Богом, мы поймём, что Андрей Шацков в этом трансцендентном пространстве, как любой русский воцерковлённый человек, свершает требы. Требы Духа. И его слово обретает звенящую силу:
Гремел набат! И трубный выси глас
Рёк истину в скрижалях прописную,
Что будет рядом с Богом, одесную,
Тот, кто за други примет смертный час!
Книга “На этой земле” — очень русская книга. Но в ней нет ни капли приземлённого быта... У русской природы есть годовой круг. Он сакрален. Вращение этого древнего космогонического коловрата есть вращение Времени. Природа умирает — значит, она возродится. Певец умолкает — ждите, бодрствуйте и молитесь: завтра он вернётся, и его весенний голос отзовётся в распахнувшихся горячей синью вешних небесах.
То, что мы дышим – это уже чудо. Вдыхаем синеву. Вдыхаем ароматы родного разнотравья. Вдыхаем далёкую музыку.
И она становится нашей музыкой.
Но покуда стоят вековые леса
И кузнечики в поле звенят беспечально,
Пусть в глазах у тебя не проглянет роса.
Не окончена лета великая тайна.
И, быть может, на месте, доселе пустом,
Называемом исстари Дикое поле,
Мы посадим свой сад, мы построим свой дом,
Чтобы места хватило двоим — и не боле.
Андрей Шацков светло и чисто пишет о Куликовом поле, явственно воссоздаёт летописные события. Поэт всё помнит, что деялось тогда: сердцем, мыслью ... Воздухом, которым вольно дышит. Эта связь времён и болезненна (а кто ж такую тяжесть сдюжит?..), и благословенна. Поэт хочет большого, крупного обобщения. Он хочет насыщения памятью и болью, ибо память и боль в результате превращаются в любовь. Так стихи становятся исповедью. Логос Андрея Шацкова переплетён, соединён со звучанием древнего православного семантического ряда; хотя он пишет современными словами.
Мелос молитвы, псалма, тропаря, ирмоса тут реален и узнаваем:
Убери свои косы под тёмный платок,
Если я не вернусь к тебе ранней весною.
Слышишь, конница скачет? Тяжёл её скок.
Это наши готовятся к смертному бою.
Нас немного, доживших до славных седин,
Кто в преданиях правнукам правду расскажет.
Пусть за мною встаёт твой единственный сын.
Мой единственный сгинул
в полуночной страже.
Непогожий октябрь вздымает крыла,
И, как стрелы, остры первозимья метели.
Я хочу, чтобы ты до весны дожила.
Ратоборцы рождаются в светлом апреле.
Так связуются времена. Так дрожит воздух в осиновом перелеске, так нежно, шелестяще идут бесконечные осенние дожди, так явственно слышен топот конницы перед рассветом, перед смертной битвой.
Есть силы, воля и любовь спеть новую песню.
ЕЛЕНА КРЮКОВА НАШ СОВРЕМЕННИК № 8 2024
Направление
Книжный обзор
Автор публикации
ЕЛЕНА КРЮКОВА
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос