Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        ЕЛЕНА КРЮКОВА НАШ СОВРЕМЕННИК № 3 2024

        Направление
        Книжный обзор
        Автор публикации
        ЕЛЕНА КРЮКОВА

        Описание

                ИНЫЕ ГОРИЗОНТЫ

                Марианна Дударева, Дарья Арипова, Влада Никитина. “Поэзия в цифровую эпоху” (в художественном мире Валерия Дударева), 2023.

                Поэты и поэзия — принадлежность культуры столь же привычно-традиционная, сколь и всякий раз удивляющая и читателя, и критика, и философа, и историка, и литературоведа. Многие из тех, кто оказывался “на краю бытия” и приближался вследствие пережитого отчаяния к опасной (роковой) черте добровольного ухода из жизни, бывали спасены именно поэзией. Её силой, мощью, безусловностью её красоты, её музыкой. При условии, конечно, что эта поэзия — настоящая. Как, в чём и чем определить “настоящесть” поэзии? В чём же её уникальность и где определение этой уникальности?
                Валерий Дударев, по точнейшему наблюдению авторов книги, — архетипический русский поэт. То, что он обращает нас, сегодняшних читателей, к изначальным русским архетипам, уже является важным шагом в сторону душевной и духовной трансформации нынешнего человека, всецело направленного на приметы цифровой цивилизации и культуры.
                Валерий Дударев обращается не просто к земле-Матери, а к земле тайной, сокрытой от насмешек и расхожих, трафаретных определений, — к русской глубинке. Это и колодец времён, и глубина чёрной тёплой пахоты, и глубина могилы — последнего ложа вчера ещё жившего человека, последний его приют:
        “В лексико-семантическом поле “земля” наблюдаются явления синонимии: земля–землица–отчизна–почва–кора–куща–сторона. Для Дударева кусок русской родной землицы ассоциируется с духовным пределом, стороной:

        В моей стороне не сыскать —
        не сберечь классицизма.
        О, сколько в ней лишних веков и мелодий!
        Но если опомнишься —
        в этом судьба и Отчизна,
        и даже великая вроде...
                              (“Ветла”, с. 168)

                Употребление этих синонимов позволяет говорить о системном характере лексики, а также о метафизике почвы (земли) в поэзии В.Дударева”.
                У художника Возрождения Тициана Вечеллио есть картина “Любовь небесная и земная”. На одной скамье в воображаемом Райском Саду сидят две женщины, нагая и роскошно одетая. Наш взгляд прикован к ним; мы понимаем, что небесная любовь изображена на картине без земных оков в виде одежд, всего того, что может скрыть от воспринимающего обнажённую суть яркого бытия. А земная любовь задрапирована, она нарядно одета в шелка и бархат, этим женщина привлекает мужские взоры; она горделива, чуть надменна, уверена в себе. Это иллюзия победы земной власти, вечности красоты, незыблемости наслаждений.
                Однако нагота любви небесной здесь символ не только открытости, но также и знак подлинной вечности. Любовь — сила, стихия внутри стихотворений подлинного поэта, в сердцевине поэзии, полной исповедальностью, священной наготой души, духа, сердца — наготой, часто безжалостной к человеку, самой матери-Природы.
                Поэт Валерий Дударев, конечно же, писал о любви — какой поэт живёт на земле без стихов о любви! Но В.Дударев, по мысли авторов книги, поднимает чистую лирику до границ русского космизма. Здесь он сопоставляет собственное мироощущение с мироощущением Александра Блока, Фёдора Тютчева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского:
                “В поэтике В.Дударева земля соединяется с небом, она одухотворяется явлением звезды и Моны Лизы: “Спасает лишь одно: в России Мона Лиза / Тебя подстережёт у всякого куста” (“Ветла”, с. 152). В стихотворении “Приметы” (2007) земля приоткрывает тайны Божественного лика скитающемуся герою, сердце которого желает познать иные грани бытия:

        В скитаньях лика восходящего
        За век не встретишь на пути,
        Но чуда тайного,
        манящего
        Приметы можно обрести.
                        (“Ветла”, с. 145”)

                В книге прослежена цепочка великих архетипов русской жизни и русской культуры, что питали творчество Валерия Дударева на протяжении всей его жизни: земля и небо, вода и огонь, воздух и дерево — все весомые символы-знаки бытия складываются в бытийную систематику вокруг основополагающего архетипа Родины, которая для поэта — не просто земля, где он родился и живёт волею судеб, но в первую очередь, — это поэтический символ, та путеводная звезда, что и ведёт поэта сквозь все невзгоды, боль, отчаяние, испытания.
                “Чувство отчего края, острый поиск духовного пристанища, Родины выражены латентно: о Родине зачастую не говорится прямо, даётся тонкое натурфилософское переживание происходящего с Россией...
        В художественном мире В.Дударева полевая структура “Родина” содержит в себе апофатический элемент, то есть ядро выражено больше не вербально, непосредственно словом “Родина”, а ноуменально, на уровне эйдологии отчего края:

        На почве нашей, где косогоры,
        Найти б леса,
        Где повторятся родные взоры
        И голоса.
                             (“Ветла”, c. 146”)

                Диалог. Возможность высказаться так, чтобы тебя услышали. И откликнулись.
        А если твой собеседник — внутри твоей родной культуры — Пушкин, Лермонтов, Аверинцев, Лосев, Мандельштам? И неважно, когда он жил и живёт ли сейчас; мерило важности диалога — масштаб личности, с которой вступает поэт в духовное общение. В поэзии Валерия Дударева авторы книги находят намёки на подобные знаковые связи: поэт вдыхает воздух навсегда ушедших лет и сам открывает будущим собеседникам ту дорогу, по которой они пойдут к узнаванию мира современного художника.
                И в таких метафизических диалогах отражается процесс предчувствия поэтом своего ухода из земного мира.
        Валерий Дударев здесь вступил в тайный диалог с О.Э.Мандельштамом (тема Танатоса для русского художника — одна из основных тем творчества, философский лейтмотив, и каждый творец прописывает его по-своему). Авторы книги отмечают эту особенность бытия поэта, а ещё обращаются к предыстории одного из стихотворений о смерти В.Дударева, упоминая при этом имя О.Мандельштама:
                “Однако звук может так и остаться звуком, не прорасти в слово, но при этом оставить в душе поэта созерцательное восприятие мира, молчание, о котором О.Э.Мандельштам писал в одноименном стихотворении “Silentium”: “Да обретут мои уста / Первоначальную нем’оту…” (с. 14). И вот в этом молчании апофатически начинает приоткрываться и тайна смерти:

        Я блуждал в игрушечной чаще
        И открыл лазоревый грот...
        Неужели я настоящий
        И действительно смерть придёт?
                                                    (с. 21)

        Мандельштамовские последние апофатические строчки, которые, возможно, позднее выразились в автобиографическом проникновенном признании А.Ахматовой “Я к смерти готов…” после прочтения в узком поэтическом кругу того самого стихотворения 1933 года: “Мы живём, под ногами не чуя страны…” — профетически проявились в стихотворении современного поэта Валерия Дударева “Есть в России тихие долины...”:

        Есть в России тихие долины,
        Где горят огни,
        а вечер тих —
        Это жгут подруженьки лучины,
        Ожидая суженых своих.

        Есть в России тихие погосты,
        Где растут забытые цветы,
        В небесах заботливые звёзды
        Плачут,
        одиноки и чисты.

        Даже в тёмном вихре снегопада
        Мне снежинок ласковых не счесть.
        Господи, чего же людям надо?!
        И любовь,
        и смерть в России есть!
                                  (“Интонации”, с. 92)

                Стихотворение пронизано танатологической символикой: лучины в руках любимых женщин, ожидающих мужей то ли с войны, то ли, как героини баллад В.Жуковского, с “того света” в страшный вечер; забытые цветы на забытых могилах; одинокие звёзды, от которых отвернулись люди, забывшиеся цифровым сном. Сквозной мотив — мотив забвения. Однако почему-то не страшен итог стихотворения В.Дударева, в котором утверждается существование любви и смерти на земле”.

                Заканчивается книга удивительно. Пассажем одновременно зрелищным, глубинно-философским и архетипическим. Речь идёт о лошади, животном, призванном соединить оба мира: человеческий и божественный, земной и небесный. Конь был изображаем и на кухонной русской утвари, и вышит красной нитью на наволочках и полотенцах, и намалёван на храмовых фресках Гурия Никитина в Ипатьевском монастыре...
                Если крестьянская лошадь для нынешней городской культуры — животное уже уходящее — подана тут как залог, обещание не только продолжающейся жизни земли, природы, но и жизни духовной, значит, поэт ставит знак равенства между работой поэта и трудом русского крестьянина, между рукописной страницей и сырой землёй, между силой любви индивидуальной и любовной силой общего человеческого мироустройства:

        “<...> Нет стихов хороших.
        Нет стихов плохих.
        Есть в деревне лошадь.
        Лошадь — это стих.
                  (“На склоне”, с. 60)

        А почему лошадь, а не корова, спросил поэта один зритель после выступления на концерте в Овстуге. И действительно, почему? Лошадь — животное сакральное для русского мужика. На ней и землю пашут, и в иное царство скачут, и коньками резными украшают избу русскую (крышу её). Образ коня прошивает, как красной нитью, всю нашу художественную культуру и, значит, является доминантой художественного мышления, народного и личного, индивидуального. Вот это и прочувствовал поэт и так ёмко и просто в короткой формуле показал. Если у поэта есть такая художественная формула, то он настоящий. А наше дело — вовремя понять и передать другим это сакральное и сокровенное...”

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог