ЗЕРКАЛО И ДЕСПОТИЯ
Полина Корицкая. Демоверсия. М.: Эксмо, 2023, серия “Это личное. Психологический роман”.
Полину Корицкую, автора романа “Демоверсия”, который в этом году попал в лонг-лист премии “Большая книга”, я ранее знала как оригинального поэта, неоднократную участницу семинаров поэзии Совещания молодых писателей при Союзе писателей Москвы. Тем интереснее встретить знакомого автора в новом качестве. Тем более что длинный список “Большой книги” — это уже признание прозаической вещи состоявшейся. Пусть она даже окажется спорной. Как правило, все наиболее заметные “премиальные” книги спорны и обсуждаемы.
Когда мы говорим о “прозе поэта”, обычно имеем в виду малые формы — эссе, стихотворения в прозе, зарисовки, сохраняющие поэтичный слог и “мимолётный взгляд на мир” глазами стихотворца. Такую прозу Корицкая тоже писала (в 2014 году у неё выходил сборник малой прозы “Самокрутки”). Но “Демоверсия” — книга иная.
Роман Корицкой написан поэтично, со многими лирическими и антилирическими отступлениями от развития сюжета. С главной героиней Аней происходят духовные потрясения, вызванные простейшими бытовыми происшествиями. Сам приём, когда из заурядного эпизода человек делает глобальные и символически наполненные выводы, скорее, из области поэзии, нежели суровой прозы. Да и многословный нарратив, создание цепочки метафор для характеристики простого предмета или действия — тоже признак поэтического подхода к прозе.
Роман “Демоверсия” подобен стихотворению ещё и тем, что загадочен, многопланов и предлагает разные варианты прочтения. На сюжетно-событийном уровне это проблемный роман о трудностях жизни замужней, затем разведённой женщины, растящей двоих детей и мечтающей о личном, не связанном с материнством счастье, о — неизбежный трюизм! — крепкой мужской руке и надёжном плече спутника жизни, о человеке, в союзе с которым царило бы полное взаимопонимание и гармония, о каком-то идиллическом острове, где она и её избранник были бы счастливы. Героине не удаётся достичь желаемого. Мужчина мечты Ян, на которого она возлагает огромные упования, мало того, что безнадёжно женат, имеет четверых детей и не собирается уходить из семьи, так ещё и поляк, житель другого государства. Кроме всего прочего, он и обитатель “Каганата “Тишина”. “Каганат — исторический тип государства, сформировавшийся на просторах Великой Степи. В тексте — воображаемый мир” — пояснение редактора. Аня пытается проникнуть вслед за возлюбленным в “Каганат”, ведь Ян описывает его просто “волшебно”: “Там все всегда молчат, потому и соврать невозможно. А кто скажет слово — умрёт страшной смертью”. На протяжении романа Аня то “проваливается” в “Каганат”, то вступает в него, перешагнув невидимую черту, и наслаждается единением и близостью с Яном и чарующими видами тамошней природы. Соответственно, в книге педалируется мотив “раздвоения” героини. Ей так и не удаётся, несмотря на всю любовь к Яну и силу воображения, “обосноваться” в “Каганате”, собственно, об этом и написана книга. Первое и главное табу: в “Каганате” нет женщин. Да, может, и “Каганата” никакого нет?..
Каганат в раннем Средневековье — форма государственности, подразумевающая кочевую империю с жёсткой иерархией, общей армией и религией и единым верховным правителем во главе, титул которого “каган” в переводе с тюркского означает “царь царей”. По сути, это такая передвижная деспотия.
Тема деспотии мощно звучит на всём протяжении романа. Супруг Ани Влад — не столько садист, сколько инфантильный и безответственный человек, “убивающий” жену своим равнодушием и пренебрежением. Аня тщится уйти в воображаемый мир “Каганата”, но законы его деспотии выбрасывают женщину за пределы вымышленного пространства. Нигде нет избавления жертве насилия.
Но Корицкая предпринимает довольно успешные попытки “разнообразить” свою любовную драму. Ане придана редкая и любопытная профессия — витражница. Она работает со стеклом и зеркалом. Специальность Ани насквозь символична. В неё заложена и метафора ручного труда (“каждый сам кузнец своего счастья”), и намёк на творческую натуру героини (в молодости Аня музицировала и пела, но постылая семейная жизнь погубила этот талант, и всё же женщина нашла новое художественное занятие), и, разумеется, богатый ряд ассоциаций, связанных именно со стеклом и зеркалом.
Сквозной образ зеркала несёт в себе неверность, иллюзорность, многомерность, хрупкость, опасность порезаться острыми краями, что неоднократно и происходит. Даже имена героев представляют собой зеркальное отражение, точно достопамятные Оля и Яло: Аня — Ян. Демоверсия — пробный шар, опытный образец — в книге связана исключительно с Яном. Это он поясняет Ане в разгар идиллической сцены, что они не в настоящем “Каганате”: “Это как бы демоверсия. Иллюзия”. Это он, изливая любовнице душу об охлаждении отношений с женой, замечает: “У меня была раньше теория, что у каждой женщины есть что-то вроде демоверсии”. И это он в конечном итоге подводит Аню к горькому откровению: “Имитация... Все это имитация, и только. Да? Здесь — имитация каганата. Там — имитация жизни. На работе — имитация витражей. В магазинах — имитация еды”.
Но если в романе иллюзорно всё, кроме унылой мебельной мастерской, зеркал, которые режут пальцы, и материнских обязанностей Ани, можем ли мы всерьёз верить в то, что “Каганат “Тишина” существует, и, чтобы в него попасть, достаточно только желания?.. Верит ли в это на самом деле сама Аня?.. Вопрос остаётся открытым.
Существенный недостаток книги — усложнённая хронология повествования. Корицкая в принципе пишет “сценарно”, отделяя эпизоды один от другого и чередуя “интерьеры” и “экстерьеры” (сцены в помещении с ситуациями на воздухе). Количественное доминирование негативных сцен над эпизодами светлыми и радостными мне лично мешает воспринимать книгу оптимистично. А обилие флэшбеков, расставленных весьма произвольно, заставляет читателя возвращаться к прочитанному и искать, что за чем следует. В итоге хочется переадресовать автору вопрос профессора Преображенского: “Кто на ком стоял?”
Многословие и композиционная рыхлость — главные пороки автора. При том что писательница видит и остро ощущает чужую боль. И это боль не одной Ани, а миллионов таких Ань, не имеющих ни покоя, ни воли, ни счастья. В стихах Корицкая уже состоялась. Думаю, что и в прозе её потенциал достаточно велик.
ЕЛЕНА САФРОНОВА НАШ СОВРЕМЕННИК №12 2024
Направление
Книжный обзор
Автор публикации
ЕЛЕНА САФРОНОВА
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос