ПАРУСНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ “СИБИРЬ–АНТАРКТИДА–СИБИРЬ”
(фрагменты дневника)
2020 год.
01 сентября, г. Котлас, Архангельская область
В Котлас мы приехали в 07.00 ч. утра.
Вскоре нас уже радушно встретили милые сотрудницы Котласского краеведческого музея во главе с Викторией Владимировной Антоновской, которая провела для нас замечательную экскурсию по истории Котласа. Вот что она нам рассказала:
“По поводу названия “Котлас” споры идут до сих пор, потому что версии самые разные. Но на самом деле пока точного и определённого ответа мы не имеем. Кто-то предполагает, что это от слова “котловина”. На самом деле название нашей местности и города происходит от речки. У нас в городе есть такая очень маленькая речка — Котлошанка. Раньше она называлась Котлас, и вот это окончание “ас” говорит о том, что это гидроним. Люди селились по берегам рек, потому что лесные территории осваивать было сложно, их осваивали только последние 200 лет, когда стали строить дороги. До этого главными транспортными путями были реки и озёра. Надо сказать, здесь раскопки на нашей территории вели археологи с мировыми именами, но каких-то значительных находок найдено не было. Совсем недалеко от нашего города есть такое интересное местечко — Вотложемский городок или городище. Там в древние времена река подходила к подножию высокого холма (сейчас она уже ушла), на нём было огороженное пространство, куда прятались люди из окрестных деревень в случае, если нападал враг. Там до сих пор сохранились в хорошем состоянии земляные валы, там тоже проводились археологические раскопки, и найденные фрагменты керамики представлены у нас в музее. Люди занимались здесь кустарными промыслами (гончарным производством, созданием изделий из берёсты), подлинные исторические изделия прежних веков представлены в нашей экспозиции. На территории Котласского района до революции было 42 храма — это большое количество для малонаселённого края, сейчас их осталось 28. Это много, потому что в соседних, похожих по площади районах Архангельской области осталось в одном 3 храма, в другом — 5. Среди них есть восстановленные, есть те, которые находятся в руинированном состоянии. Некоторые из них — шедевры мирового значения, например, Введенский собор. Есть памятники архитектуры регионального значения, некоторые храмы сейчас восстанавливаются.
...Немного о палеонтологии. Палеонтолог Владимир Прохорович Амалицкий нашёл удивительное место недалеко от Котласа. Место раскопок очень хорошо заметно. И конечно, счастью его не было предела, потому что он нашёл огромное количество древних звероящеров, в том числе их полных скелетов. Им были открыты новые виды, и как первооткрыватель он имел право давать им имена, и поэтому появились виды звероящеров “Двиния” (по названию реки Северная Двина), “Котласия” и “Двинозавр”. Недавно на берегу реки у нас сделали Двинопарк. Котлас вошёл в мировую историю палеонтологии находками Амалицкого. Скелеты звероящеров, которые были им найдены, вывезены в Москву в Палеонтологический музей. Теперь там есть целый зал, который называется “Северодвинская галерея”!”
“Гвоздём” нашей экскурсии было посещение зала удивительных звероящеров.
...Палеонтологи России и других стран, слетевшиеся на это чудо, установили, что останкам более 240 миллионов лет, обитали динозавры во влажных лесах каменноугольного периода. Теперь, после реконструкции их облика перед нами предстают создания небольших размеров (длина мощного хищного тела 1,5-2 метра). Похожи эти звероящеры на броненосных чешуйчатых ягуаров или что-то в этом роде. Мы были просто поражены!
02 сентября
Весь день ехали на северо-восток и на север на тепловозной тяге к Полярному Уралу. Вокруг уже бушует осень — леса сначала сменялись на жёлто-зелёные, а потом в основном на золото. К обеду и вокруг расстилалась жёлто-рыжая тундра. Переехали Печору, потом ещё две, но меньшие по ширине реки. От станции Чум пошла знаменитая 501-я железная дорога конца сороковых — начала пятидесятых годов Чум — Лабытнанги — Салехард — Игарка. Здесь всё хозяйство на уровне 50-х годов, можно сказать, что это железнодорожный памятник истории.
Причиной решения И.В.Сталина о строительстве широтной Полярной железной дороги была фактическая беззащитность советского Заполярья перед вторгшимся в Арктику противником в его сибирской части. Разбойничий набег немецкого рейдера “Адмирал Шеер” с группой крейсеров и подводных лодок в 1942 году привёл к гибели десятков советских судов на Северном морском пути.
Ответить фашистам практически было нечем. Лишь героическая оборона Диксона остановила немецкий флот и не дала ему захватить наши речные суда и двинуться вверх по Енисею к Красноярску, чтобы перерезать Транссиб, как было задумано фашистским командованием.
Стало ясно, что у Советского Союза в восточной части Арктики нет надлежащей обороны — ни военно-морских, ни военно-воздушных баз, способных отразить нападение врага.
А для строительства таких баз и портов нужна железная дорога — только по ней можно забросить огромное количество грузов и войск.
Поэтому уже в том же 1942 году начались изыскательские работы под будущую Полярную железную дорогу. Они продолжались до 1949 года, когда началось её строительство одновременно от Урала и Енисея.
Правильность этого стратегического проекта подтвердили американские атомные бомбардировки Японии в августе 1945 года и последующее начало “холодной войны”, план Маршалла о нанесении воздушных ядерных ударов по городам Советского Союза через Арктику. Строительство дороги велось с 1949 года до лета 1953 года, когда после смерти И.В.Сталина проект был закрыт. Об этом мне рассказал мой друг Алексей Матвеев — директор художественного музея г. Новый Уренгой, который пишет книгу по истории города.
...Однако стратегическое значение Арктики и Северного морского пути для России никуда не делось, и сейчас уже есть конкретные планы строительства железнодорожных мостов через Обь и Енисей у Полярного круга и соединения этих рек Полярной железной дорогой. История повторяется!
Небо подарило нам Солнце и объёмные осенние облака. Красота!
Поезд здесь идёт со скоростью 30-35 км/ч — больше не позволяет мерзлота, болота и другие “прелести” Приполярья и Заполярья. Железный путь, как змея, петляет вдоль реки, повторяя её изгибы по террасе. Кругом вода, небо и осенняя тундра.
Наконец, к 18.30 местного времени мы подъехали к станции Лабытнанги, что в переводе с ненецкого означает “Семь лиственниц”.
На вокзале нас встретил руководитель “Ямалнедра” Сергей Викторович Малыхин и его водитель Андрей Вайнмастер.
Мы договорились о завтрашней программе и попрощались с С.В.Малыхиным (он живёт, как и многие другие, в Лабытнанги, а работает в Салехарде), а Андрей повёз нас к яхте. Вскоре мы подъехали к парому, который ходит здесь через четырёхкилометровую Обь каждые 10 минут. В прошлом году забили первую сваю под мост и уже несколько раз делали инженерно-геологические изыскания.
Обь встретила нас огромным распахнутым небом, синей водой и ярким закатным солнцем. Гулял хороший ветер, весьма свежий. Переправившись через “Большую воду”, мы прибыли к речному вокзалу Салехарда, стоящего на реке Полуй (“Город у мыса” — в переводе с ненецкого), где на пристани стояли две наши красавицы — “Сибирь” и “Жемчужина”.
Нас тепло встретили Владимир Иванович Заздравных (он ничуть не изменился за год экспедиции) и Саша Сушков из Воронежа — с ним мы познакомились в прошлом году в Питере. Мы обустроились, я вручил Владимиру Ивановичу долгожданное сало, а вечером к нам пришли жемчужинцы во главе с Глебом Плетнёвым из Архангельска — он много сделал для проведения экспедиции (особенно для экипажа “Жемчужины”) на участке Архагельск – Салехард – Омск.
03 сентября
К 10 утра оба экипажа омских яхт стояли при параде у речного вокзала, куда подъехал весь коллектив “Ямалнедра” (в основном женщины). Сергей Викторович сказал речь о 75-летии завершения Второй мировой войны, а потом вручил экипажам яхт флаги “Роснедра” для подъёма на судах.
Далее он вручил В.И.Заздравных и мне знак “Роснедра” “75 лет Победы. Геологи — фронту”, сказал несколько слов о роли геологов в достижении Победы, а также передал знаки для С.Б.Щербакова, В.Л.Вакарина и Г.А.Плетнёва (который, к сожалению, улетел утром в Архангельск). Проект “Геологи — фронту” был инициирован А.А.Гермахановым — одним из руководителей “Роснедра”, а я взялся за реализацию его просветительской части в нашей экспедиции на территории Западной Сибири.
Затем я минут двадцать рассказывал аудитории о Первой российской антарктической экспедиции, о роли России в изучении Антарктиды, о деятельности РГО и его Омского отдела и роли геологов в обеспечении минерально-сырьевой базы страны в период Великой Отечественной войны. Это было непросто — надо было охватить три великих события и раскрыть хотя бы слегка столь разные темы. Но как потом мне сообщили девушки из “Ямалнедра”, “было очень интересно и необычно”.
О вкладе советских геологов в обеспечение Победы над немецко-фашистскими захватчиками подробно пишет в своей книге “Уроки Великой войны: геология и национальная безопасность” (М., 2009) министр геологии СССР Е.А.Козловский. Привожу отдельные выдержки из неё в сжатом виде в пересказе:
“Минерально-сырьевая база СССР накануне и в ходе Великой Отечественной войны.
...До 1940 года МСБ (разведанные запасы) страны увеличились по сравнению с дореволюционным периодом:
Ч по нефти — в 6 раз;
Ч углю — в 7 раз;
Ч железным рудам — в 5,5 раз;
Ч хромовым рудам, свинцу, цинку — в 9 раз;
Ч марганцу — в 4 раза;
Ч меди — в 27 раз.
Добыча основных стратегических полезных ископаемых увеличилась в ходе ВОВ от 3 до 5 раз — в основном на востоке СССР. Уже в 1941 году первой геологической экспедицией на Ямале в Тазовском и Пуровском районах были открыты месторождения каолиновых глин, кварцевых песков, стройматериалов, торфа.
Всю войну велись геофизические работы на углеводородное сырьё в центральной части Западной Сибири (с ноября 1939 года). Они продолжались и после Победы и увенчались в 1962 году началом открытия крупнейшей в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Нефть Азербайджана (это 60% всей добычи во время войны). На Каспии были проведены уникальные водолазные работы по подъёму старого нефтяного оборудования и вводу в строй нефтепромыслов Апшеронского полуострова.
В 1943 году была открыта нефть Башкирии (Ишимбаевский район) – девонская нефть месторождения Яблоков овраг, Туймазинского месторождения (1944).
На Дальнем Востоке произошло увеличение в 1,5 раза добычи нефти на Сахалине для Дальнего Востока и Крайнего Севера, где в основном добывалось золото.
Героической страницей стало строительство нефтепровода Сахалин — материк в сложнейших морских природно-климатических условиях. В западной части Советского Союза была реализована задача выведения из строя и эвакуация нефтеоборудования из районов оккупации.
В ходе Великой Отечественной войны Восточная часть СССР стала основной военно-промышленной базой страны.
На Урале выпуск металлов к октябрю 1942 года увеличился в 2,5 раза.
Успешно велись поиски и добыча железа в районе Тагило-Кушвинского, Свердловского, Магнитогорского, Орско-Халиловского и других металлургических комбинатов.
Марганец месторождений Урала, Сибири и Казахстана начал поставляться металлургам Урала уже в конце 1941 года (85% всей добычи марганца в стране).
Норильский никель — его запасы во время ВОВ выросли в тысячу раз (!). Комбинат снабжал оборонные предприятия страны всеми видами стратегических металлов — никелем, кобальтом, медью, платиной, золотом и т.д.
Из этих металлов была сделана легированная сталь для танковой и авиационной брони на заводах Урала и Сибири.
Была во многом решена алюминиевая проблема на базе месторождений СУБРа и ЮУБРа — основных поставщиков бокситов на Новокузнецкий алюминиевый завод и уральские заводы.
Медь дали Джезказган и Восточно-Коунрадское медно-молибденовые месторождения, свинцово-цинковые руды — месторождения Рудного Алтая и Каратау (Казахстан), вольфрама — Забайкалья, Узбекистана и Таджикистана.
Ртуть для производства боеприпасов в годы войны стал поставлять Хайдарканский комбинат в Киргизии (на базе месторождений Южно-Киргизского ртутно-сурьмяного пояса), а также месторождение Акташ в Горном Алтае.
Олово дал стране Дальний Восток, Якутия и Чукотка. “Голь на выдумку хитра” — инженеры Дальстроя придумали газогенераторные станции на дровах на Северо-Востоке, обеспечивающие работу транспорта золотодобывающих предприятий в суровых условиях Заполярья.
Геологи Северо-Востока разведали месторождения угля для обеспечения жизнедеятельности края.
Об угле Кузбасса — в одном только 1943 году было добыто 25 млн т, в том числе коксующегося угля. Были открыты и введены в эксплуатацию целые угольные бассейны в разных частях СССР — Карагандинский угольный бассейн (добыча более 9 млн т в 1943 году), уральские угольные бассейны, Подмосковный угольный бассейн — добыча более 14 млн т (1943).
С 1944 году Донбасс давал уже более 20 млн т угля в год.
В период ВОВ интенсивно велись поиски урана в Средней Азии — было положено начало создания ядерного щита страны, был проведён анализ всех сведений по радиоактивным проявлениям в различных частях страны академиками В.И.Вернадским, А.Е.Ферсманом и Ю.Б.Харитоном.
Далее следует сказать, что на территории Омской области велось изучение и добыча солей мирабинта, бишофита на оз. Эбейты в 1939-1949 годах.
Важное значение имели разведка и добыча кирпичных глин для строительства оборонных объектов и жилья для эвакуированных предприятий и их персонала. В северных районах области использовались торфы и сапропели в медицине в эвакогоспиталях г. Тара.
Известны работы П.Л.Драверта по замене дорогостоящего дефицитного сырья дешёвыми минеральными суррогатами”, — закончил на этом я свой краткий рассказ.
Затем, конечно, была фотосессия, и далее я провёл для коллег экскурсию по яхте “Сибирь” при поддержке Дениса и Владимира Ивановича, а жемчужинцы показали им свою яхту. В общем, салехардцы остались очень довольны.
Сразу после нашей экскурсии ямальцы провели для обоих экипажей обзорную экскурсию по достопримечательностям Салехарда...
Мы побывали у постамента “Салехард” (восточные ворота города), памятника романтикам 70-х годов, открывателям и строителям Ямала, в галерее воздушных судов советского времени возле аэропорта и у памятника строителям железной дороги N501.
Здесь на скорбном камне выбита надпись “Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен”.
Над этим камнем гордо стоит паровоз, а за ним — ржавые рельсы, обрывающиеся в тундру к востоку...
На пути в город подъехали к ненецким чумам, издали на них посмотрели возле склада дров, заготовленного ненцами на зиму.
Как сказал водитель Андрей, многие ненцы охотно продолжают жить в чумах и заниматься своим исконным занятием — оленеводством.
Совсем рядом с городом расположены обширные тундровые пространства, где жители Салехарда (а их более 62000) собирают ягоды (голубику и морошку) и грибы — “надберёзовики” и “надосиновики”.
Апофеозом программы было знакомство с суперсовременным краеведческим музеем имени Шимановского. Жаль, не было экскурсии, но даже беглый осмотр прекрасно оформленных залов музея и центра национальной культуры Ямала — стоящее занятие!
Среди них – великолепная минералогическая выставка ямальских (в основном уральских) самоцветов, фрагментов мамонтовой фауны, огромный скелет кита и богатейшая этнографическая и археологическая коллекции.
04 сентября
В 5.30 все уже были на ногах, к 6.00 утра подъехали мои коллеги из “Ямалнедра” снять наше отплытие под флагами “Роснедра”. Мы ещё раз прокричали: “Ура!” — Салехарду и отправились в путь на юг, домой. Целый час под тучами и встречным ветром выходили из р. Полуй в Обь и пошли по великой реке. Мы с Денисом сварганили обильный завтрак и, так как наблюдать краски серого неба и такой же воды особой радости не было, расположились в кубрике внутри яхты. А в 10.00 наступила наша очередь на вахте. Владимир Иванович объяснил Денису, который недавно сдал экзамены на звание яхтенного штурмана, навигацию, и мы продолжили путь. На реке мы встретили десяток-полтора разных судов — пролетел “Метеор” из Салехарда на юг, прошёл паром “Салехард-Приобье”, проследовали обстановочные суда, грузовые караваны и т.д. Здесь, на Нижней Оби, довольно интенсивное движение, хорошо, что река широкая и почти всегда прямая. Прошли устье живописной Соби по правому борту и к обеду втянулись в Большую Обь.
Наша скорость — от 9 до 10,5 км в час (со стакселем), глубины на Обском фарватере колеблются от 8-9 до 3,5-4 м, встречный ветер 2-3 м/с, дождя пока нет. В общем, хорошая ходовая погода. Следом за нами в 1-2 км идёт “Жемчужина”. У них тоже на мачте развивается флаг “Роснедра”. Вечером у нас с Денисом была вахта с 17.00. Долго искали место стоянки, два раза подходили к берегу, но везде топко — вода продолжает падать и бечевник не успевает высохнуть. Красное солнце уже заходило на чистом небе, когда мы просто встали на якорь посреди реки. За сегодняшний день (14,5 часа) прошли 130 км, план выполнили!
05 сентября
Утром нас обрадовал чудесный рассвет — оранжевый диск солнца вставал в ярком голубом небе, очерчивая зелёные берега, с разрывами стелились кудрявые облака нежно-розового тумана. Владимир Иванович завёл двигатель в 6.00, а Саша с Денисом дружно выбрали якорь. Я осуществлял передачу команд и их результат, так как в рубке не всегда хорошо слышно, что кричат с носа яхты вахтенному рулевому. Двинулись по мощной Оби, шириной в 3-4 км, лентой вьющейся по раздольной равнине Западной Сибири. Наша с Денисом вахта была первая, небо поднялось, давление росло и предвещало отличную погоду. Так оно потом и было целый день: живая река, глубокое пронзительное небо, яркое солнце и его нестерпимый блеск на воде. И вдалеке с обеих сторон — зелёные берега, отороченные жёлтыми песками.
О населённых пунктах.
Их от Салехарда до Ханты-Мансийска на берегах Оби всего несколько, и стоят они примерно через 100 км друг от друга. Сегодня около 15.00 прошли Горки по правому берегу, где есть рыбзавод, пристань и канал для больших судов, а вокруг — огромная мель. Перед обедом нам навстречу прошла из Омска “Ленанефть”, экипаж которой нас поприветствовал. Мы тоже не остались в долгу и приветствовали экипаж танкера.
“Жемчужина” продолжает идти позади нас в 1-2 км. Так, при хорошей погоде, но без ветра мы прошли 113 км и встали в седьмом часу вечера у давно присмотренного в лоции песчаного острова по правому берегу. Поставили “Сибирь” “на кол”, вскоре уткнулась в песок и “Жемчужина”. Пока суд да дело, Саша наготовил дров из ивняка, запалил костерок, и оба экипажа вышли к огню. Вокруг стояла тихая ночь, и мы с восхищением взирали на огромную луну, лунную дорожку на водной глади Оби и с удовольствием внимали тишине. Но душа хотела петь, и поэтому я проникновенно спел “Ермака” и “Славное море”, за что был вознаграждён аплодисментами обоих экипажей.
06 сентября
В 6.00 вышли курсом на юг. Светило яркое солнце, на леерах яхты сверкала утренняя роса. Мы с Денисом приготовили традиционный завтрак, а старпом с Сашей вели яхту на первой вахте. Давление высокое, и ветра опять нет. В 10.30 прошли по правому берегу Казым-Мыс — последнее на Большой Оби поселение ЯНАО. Здесь ледник тоже потрудился — над посёлком нависает крутая гора высотой метров 60-70, и она вскрывается со стороны Оби обнажением светлых пород, скорее всего, песчаных. В 13.00, когда яхта повернула на юго-восток, прошли административную границу ЯНАО и ХМАО, кругом ни души, синь реки и неба, зелень берегов да пески, пески. Глубины на нашей вахте изменялись в реке от 10 до 20 м — солидное “корыто” пропахало Обь! Кстати, вода в реке имеет температуру +16 градусов, и это от Карского моря до границ ХМАО!
08 сентября
Утром при солнце на небе уже появились облака, и подул южный встречный ветер. Мы только заступили на вахту, как по правому берегу пошли живописные места — волнообразные горы с обнажениями песчаных ледниковых пород. Это конечные морены последних оледенений Западной Сибири, называемые Сибирскими Увалами, поросшие жёлто-зелёной тайгой (начиная с 780 км судового пути по Оби).
А левый берег — огромное царство Обской бескрайней поймы. Ветер юго-восточный, “в морду винд”, и мы идём не более 7,5 км/ч.
Небо натягивает облака, но дождя пока нет. В районе 12.00 прошли по правому берегу небольшой туристский лагерь... Глубины на стрежне, по которому нам приходится идти, меняются от 5-6 до 10 м, а вокруг в обе стороны — обширные мели, вода продолжает падать каждый день. По левому берегу около 13.00 прошли чудесный золотистый пляж из тонкого песка (любой курорт может позавидовать!), но он был совершенно безлюден.
...Сразу после “файф-о-клока” встали на песке, у живописного горного берега, поросшего тайгой. На берегу — несколько эрозионных борозд глубиной до 1,5 м такой же ширины. Вот что делают дожди на песке! Сегодня дошли до 845 км судового пути, почти до входа в прорезь у посёлка Перегребный. Завтра опять выйдем в Большую Обь — единое русло. Увидели мы на этом берегу очень много свежих медвежьих следов, больших и маленьких, так что это их территория, и надо быть настороже.
10 сентября
Продолжаем идти на юго-восток. Дует теплый встречный ветер, около 20 узлов, поэтому скорость яхты не более 8 км/ч. Здесь мы познали местный осенний феномен — Сибирское Увалы, имеющие высоту до 150 м, формируют на длинном северо-западном участке долины Оби устойчивый юго-восточный тёплый ветер, который подогревается обской водой, прогревшейся до +16 градусов. Поэтому мы, как и год назад, попали в ситуацию, когда приходится идти против течения и против ветра.
12 сентября
С 6 утра идём к Ханты-Мансийску, погода традиционная — солнце, встречный юго-восточный ветер с волной. Первые два часа шли со скоростью всего 6 км/ч. Созвонился с И.В.Чернышёвым; он подтвердил, что встретит нас в устье Иртыша у плавучего храма на катере и сделает съёмки. Последние километры по Оби шли совсем рядом с Сибирскими Увалами, полыхающими на солнце красно-жёлто-зелёным осенним огнём. Красота неописуемая! И вот, наконец, показался золотой купол плавучего храма в устье родного Иртыша. Старпом достал бутылку шампанского по случаю прихода эскадры на родную реку. Выстрелили пробкой в Иртыш и дружно прокричали: “Ура!” — сдвинув бокалы. “Мы состоим из Иртыша: его душа — моя душа!” На площадке храма нас ждали руководители департаментов “Уралнедра” А.М.Булатов и “Югранедра” И.В.Чернышёв с флагами “Роснедра”. Их операторы снимали, как “Сибирь” и “Жемчужина” совершили три почётных круга вокруг храма. Мы провели съёмки со своей стороны. Всё это действо происходило с 12.00 до 12.30, и ещё три часа с лишним мы шли к речному вокзалу Ханты-Мансийска. Напоследок поднялся сильный встречный ветер, небо закрыла чёрная грозовая туча, и наша скорость упала до 5 км/ч. Город открылся нам новыми небоскрёбами на намывной площадке у Иртыша и огромными мелями, впереди маячил югорский “Красный дракон” — изящный мост через Иртыш, первый на реке от устья. Наконец, около 16.00 мы причалили к стенке речного вокзала.
Нас встречал сам директор “Севречпути” Чумарин Айрат Раисович в капитанской форме, а также представители Ханты-Мансийского отделения РГО (председатель Михаил Владимирович Савченко и его помощница Галина, члены отделения Эльдар и Дмитрий), обь-иртышские казаки и просто пассажиры вокзала. Около часа мы оживлённо общались на причале, рассказывали о нашем походе.
13 сентября
В 9.30 за нашими двумя экипажами приехала Инга — симпатичная представительница администрации города Ханты-Мансийска. Вскоре мы доехали до администрации города, где очутились в красивом парке. Здесь мы устроили фотоссесию экипажей. В 10.00 в парадном зале мэрии с гербами и флагами ХМАО, города Ханты-Мансийска и России нас радушно встретила вице-мэр Ирина Александровна Черкунова и её коллеги, представители СМИ, Ханты-Мансийского отделения РГО и другие. В ходе часовой встречи экипажи “Жемчужины” и “Сибири” говорили о целях и задачах нашей экспедиции, её ходе, исторических сюжетах первой российской кругосветной антарктической экспедиции 1819-1821 годов, защите советской Арктики в годы Великой Отечественной войны, мемориальных акциях в Белом, Печорском, Баренцевом и Карском морях.
Денис Иовлев рассказал о ходе нашей Антарктической экспедиции, а я — об экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, а также о вкладе советских геологов в обеспечение Победы над фашистской Германией, деятельности Омского отделения РГО и перспективах совместного сотрудничества. Затем мы ответили на несколько вопросов и вручили наши презенты вице-мэру, в том числе фотографию с флагом Ханты-Мансийска на Российской полярной станции Беллинсгаузен в Антарктиде. Хозяйки города тоже вручили нам подарки.
На встрече я кратко рассказал об очень важной для фронта работе военно-геологических отрядов в годы Великой Отечественной войны.
...В 1941 году весь кадровый состав Белорусского геологического управления ушёл в партизаны. Остальные Геолуправления западной части страны были эвакуированы. В самом начале войны тогда ещё очень молодой будущий первооткрыватель Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции Рауль Эрвье создал отряд по бурению гидрогеологических скважин в осаждённой Одессе. Этот отряд помог предотвратить полную катастрофу с водоснабжением населения и войск города. После эвакуации на Северный Кавказ отряд продолжил работу по обеспечению прифронтовых районов подземной водой. В 1941 году были созданы военно-геологические отряды (ВГО) для ведения инженерной разведки местности и водоснабжения войск.
Они собирали сведения о проходимости местности для войск с учётом природных факторов (геологического строения, климата, характера рельефа, почв и растительности), гидрогеологических условий, фортификационного обеспечения и маскировки войск, занимались поисками местных строительных материалов для нужд действующей армии и флота.
Для этих целей составлялись специальные военно-геологические карты.
В 1941 году ВГО всего за 3 месяца изучили тысячи километров рек, болот, озёр, нашли массу месторождений стройматериалов для оборонительных сооружений на Смоленском и Можайском направлениях. Ими были изучены гидрогеологические условия, необходимые для водоснабжения войск и населения, геоморфологические условия для строительства оборонительных сооружений и т.д.
Вся эта срочная и важнейшая информация немедленно передавалась в штабы фронтов, армий, корпусов и дивизий.
ВГО (отдел ВСЕГЕИ) в блокадном Ленинграде подготовил более 60 военно-геологических карт, схем, проектов для оборонительных рубежей и водоснабжения осаждённого города.
ВГО на Кавказе обеспечивал оборону перевалов, учёт горной местности при ведении боевых действий.
Для примера следует отдать дань уважения отрядам Коломенцева и Русанова, блестяще выполнившим под огнём врага задание по изысканиям и составлению карт проходимости на участках фронта в битве под Москвой и на Закавказском фронте, получившим высокую оценку командования.
В 1943 году была создана контора “Спецгео” для решения инженерно-геологических и гидрологических задач для фронта. Военно-геологические отряды не раз “подготавливали” для наступающих немецких войск дезинформацию на самых трудных участках. Немецкое командование думало, что против них сосредоточены значимые силы советских войск, направляло на эти участки механизированные соединения... и они тонули в болотах или срывались с обрывов в реки. А в это время советские войска наносили свои удары с флангов или вообще на соседних участках фронта. Так незнание местности противником и смекалка советских подразделений, обеспеченных сведениями военных геологов, значительно увеличивали потери вермахта.
Успешное проведение всех оборонных и особенно наступательных операций Красной армии в 1942-1945 годах во многом было обеспечено качественной информацией и проектными решениями специалистов ВГО фронтов.
Силами ВГО были составлены карты проходимости в масштабах от 1:50000 до 1:200000 сложных лесоболотных территорий, изобилующих серьёзными водными преградами на всю глубину театра военных действий от Днепра до Вислы.
Многие действующие и будущие геологи сражались на фронтах Великой Отечественной. Одним из них был инженер-топограф, будущий первый начальник Иртышской НГРЭ (Омская ГРЭ), впоследствии председатель Омского отдела Географического общества СССР, д. г. н. Дмитрий Николаевич Фиалков (1909-1995). В своих воспоминаниях о работе военных топографов на фронтах он пишет:
“Поле боя военного топографа. Вспоминая годы, связанные с Великой Отечественной войной, необходимо сказать о роли топографа в действующей армии.
Полевой устав 1939 года предусматривал плотность стволов в направлении главного удара — 1 орудие на 30 м фронта и на 50 м — один танк. Военные действия 1944 года характеризовались плотностью 1 орудие на 4 м фронта. Появление большой массы артиллерии, новых родов войск, участие в войне миллионов солдат и офицеров потребовали специального топографического обеспечения войск. Оно стало таким же необходимым, как обеспечение питанием и боеприпасами. Необходимо подчеркнуть, что была своевременно проведена подготовка театра военных действий в картографическом отношении (за исключением Волго-Донского пространства). Войска были обеспечены точными картами и на территорию противника. Оборот каждого фронта в месяц 1 млн карт — один вагон. В 1943 году общий грузооборот с центральной базы составил почти 500 вагонов. За время войны было отгружено около 1000 вагонов карт.
Разрушительные силы войны неузнаваемо меняли местность: исчезали населённые пункты, древесные насаждения, менялась сеть дорог, особенно терялись на местности многие ориентиры. Поэтому так тяжело решалась одна из ответственных задач, которая поручалась топографу: уточнение на местности и нанесение на карту боевых порядков войск. Всё это происходило в зоне прямой видимости, и пуля или мина здесь подстерегала топографа.
Менялись местности, быстро старели карты. Лучшим средством получения новых данных о местности, особенно в районах, занятых противником, являлось фотографирование местности с самолёта с большой высоты. Только за последние 2,5 года войны было отдешифрировано 170000 снимков.
Артиллерийское наступление велось на основе полной геодезической подготовки стрельбы. На ответственных направлениях категорически запрещались пристрелка и взятие цели в “вилку”. Требовалось обеспечить скрытность сосредоточения артиллерии, внезапность, точность стрельбы и маневрирование огнём. Специальные топографические группы, часто под огнём противника, создавали на полосу фронта единую геодезическую основу, к которой привязывались все элементы боевого порядка артиллерии и цели.
Несмотря на боевые условия, в работе топографов были и элементы творчества. Так, в военных журналах мною было опубликовано несколько заметок. Предложен способ подсчёта в уме заряда и прицела для 82-мм миномёта и номограмма стрельбы из миномёта по маневрирующей цели” (книга “Люди и недра. История геологического изучения и освоения недр территории Омской области” — Омск: Кн. изд-во, 2010. С. 353-367).
После встречи мы вместе отправились возлагать цветы к Вечному огню в парке Победы. К нам присоединилось много жителей города. Церемония возложения цветов в парке была очень торжественна, как 9 Мая. Мы выстроились попарно с жителями города и под звуки торжественного марша двинулись к Вечному огню. Слёзы пробило у всех.
После этого волнующего поклонения мы всей компанией вернулись на яхты. А тут нас уже ждали учителя и дети (3-4 классы и малыши с мамами). И вот мы часа полтора их по очереди группами водили по яхтам, рассказывали об их устройстве, далёких походах и фотографировали ребят. Радости их не было предела — то-то завтра в ханты-мансийских школах и детских садах будут рассказы!
Из истории г. Ханты-Мансийска... Итак, в конце Средневековья здесь жил хранитель Золотой Бабы хантов князь Самар. Поэтому в 1637 году (при тобольском воеводе Ульяне Ремизове) русские казаки основали здесь село Самарово. Здесь в начале 40-х годов XVIII века переправлялась через Иртыш вдова основателя Омской крепости И.Д.Бухгольца, возвращаясь в Европу. Село стало контролировать переправу через Иртыш. Впоследствии, в 1930 году Самарово было переименовано в город Остяко-Вогульск, и с этих пор началась его городская история — от спецпереселенцев 30-х годов до современного центра огромного округа, столицы крупнейшей в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Мы побывали на берегу Иртыша в археопарке, где стоят в полный рост огромные бронзовые скульптуры сибирских мамонтов, шерстистых носорогов, древних людей и прирученных ими животных. Все эти скульптуры по заказу правительства округа были отлиты в Белоруссии и поставлены в центре города у живописной песчаной горы — одного из холмов Самаровского Чугаса.
Так называется расположенный в городе таёжный заповедник площадью 44 тысячи гектаров. Мы полюбовались сверху с площадки кафедрального собора панорамой тёплого осеннего разноцветного города. Здесь очень комфортная городская среда, особенно для воспитания и образования детей. Ханты-Мансийск славится множеством оснащённых по последнему слову техники бесплатных детских студий, кружков и секций. Это привлекает семьи с детьми, молодёжь.
14 сентября
Рассвет был царский — природа подарила нам настоящее чудо. Вокруг тишина, птицы поют. К 6.00 пришли нас провожать наши коллеги-геологи, а Чумарин включил в порту на всю громкость “Прощание славянки”. И вот под звуки торжественного марша и под разноцветными флагами на фоне встающего утреннего солнца “Сибирь” и “Жемчужина” отправились вверх по Иртышу. Скорость наша пока всего 7-8 км/ч, это мало. Иртыш почти сразу стал извилистым. Горы ушли, и по обоим берегам потянулись бесконечные зелёные заросли ивы.
Около 14.00 мы стали проходить территорию Приобского месторождения нефти, где велись крупные разгрузочные работы на берегах. Перегружался гравий с огромных барж для отсыпки добычных кустов.
17 сентября
Двинули в путь, как всегда, в 5.15, повторяя петли Иртыша. Движения на реке никакого нет, за исключением рыбаков возле деревень и сёл. Всё так же идём в пределах таёжной зоны. Позади остались большие притоки Иртыша – Конда и Демьянка, впереди — Тобольск.
После обеда прошли по левому берегу райцентр Уват с бетонной набережной.
В 18.30 встали у берега, дошли до 460 км судового пути, пройдя 115 км, решили идти только днём. Завтра нам надо осилить такую же норму.
19 сентября
Медленно, но верно проходили последние десятки километров до Тобольска. К обеду пошёл сильный дождь. Сегодня вечером я покидаю “Сибирь” и уезжаю поездом домой. Недолгие сборы. Вот, наконец, после прощального обеда вышел на палубу снимать знаменитый тобольский материк, возвышающийся на правом берегу. С левого берега потянулся грузовой порт Тобольска. Впереди на высоком яру засверкали на солнце купола Софийского собора, белые стены и башни Тобольского кремля — “Отца городов сибирских”. К дебаркадеру с надписью “Тобольск” пришвартовались вместе с “Жемчужиной” в шестом часу вечера. Наши экипажи радушно встречала Наталья Журавлёва — очаровательная представительница комитета по культуре администрации города. А вот глава “Тюменьнедра” Александр Петрович Близнюк, с которым мы были на связи уже два дня, к сожалению, не успевал встретиться с экипажем “Сибири” — задержало бездорожье. Завтра он примет участие в официальных мероприятиях экипажа яхты “Жемчужина”, посвящённых 75-летию Великой Победы, и расскажет о нашем совместном проекте “Геологи — фронту!” А наша “Сибирь” спозаранку уйдёт вверх по течению, иначе экипаж не успеет на встречи в райцентрах Омской области. Я тепло попрощался с нашим замечательным экипажем. Мы вместе делили этот трудный осенний марафон длиной более 1800 км. Всем большое спасибо за поддержку: бессменному старпому Владимиру Ивановичу Заздравных, настоящему герою этой глобальной парусной экспедиции, не покидавшему яхту в течение всего похода по маршруту Омск–Антарктида–Омск; славным ребятам — Денису Иовлеву и Александру Сушкову, проведшим немало трудных вахт на стремительно мелеющих Оби и Иртыше. Пожал руки всему экипажу “Жемчужины” — ему было тоже нелегко на этом пути. Теперь мы встретимся только на финише в Омске 30 сентября текущего года. Семь футов вам, ребята, под килями и два — над клотиками яхт, и радостных встреч в родном краю!
20 сентября
...Завершилась моя очередная экспедиция на “Сибири”. Юбилейная для меня — десятая по счёту с 2007 года. Было очень интересно побывать в Кирове, встретиться с замечательными краеведами в Котласе, пересечь Полярный Урал, познакомиться с достопримечательностями Салехарда и вновь увидеть через 13 лет современный Ханты-Мансийск. Было здорово почти три недели жить на родной яхте и купаться в золотой осени, синем небе и его отражении в могучих Оби и Иртыше. Услышать тишину природы. Преодолеть с помощью друзей болезнь (как оказалось, это был ковид-19). Поделиться своими впечатлениями от экспедиции с товарищами и узнать много нового от них. Несмотря на крайне малое время на подготовку (около суток), мне всё же удалось совместно со своими коллегами по системе “Роснедра” в Западной Сибири донести до жителей Салехарда и Ханты-Мансийска сведения о героическом вкладе советских геологов, в том числе и западносибирских, в достижение Великой Победы над врагом человечества — германским фашизмом. За реализацию данного проекта группа сотрудников территориальных органов “Роснедра”, в том числе и я, были отмечены благодарностью руководителя “Роснедра” Е.А.Киселёва.
Радостно было видеть счастливые лица ребятишек на палубах наших яхт, это было чудесно! Впереди у нас встреча на родной земле, подведение итогов и творчество — создание фильма, книг, многочисленные телемосты и выступления в школах и студенческих аудиториях... и мечты о новых путешествиях!
Отдельная благодарность руководителю всей экспедиции и капитану яхты “Сибирь” Сергею Борисовичу Щербакову за предоставленную мне возможность дважды поучаствовать в глобальной парусной экспедиции “Сибирь–Антарктика–Сибирь — 2019-2020” на этапах Санкт-Петербург — Хельсинки (2019) и Салехард — Тобольск в этом, юбилейном 2020 году.
ИГОРЬ ВЯТКИН НАШ СОВРЕМЕННИК № 4 2024
Направление
Очерк и публицистика
Автор публикации
ИГОРЬ ВЯТКИН
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос