Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        ИРИНА МЕДВЕДЕВА, ТАТЬЯНА ШИШОВА НАШ СОВРЕМЕННИК №6 2025

        Направление
        Публицистика
        Автор публикации
        ИРИНА МЕДВЕДЕВА, ТАТЬЯНА ШИШОВА

        Описание

        ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА 

        ИРИНА МЕДВЕДЕВА, ТАТЬЯНА ШИШОВА

        ИЗ НОВОЙ КНИГИ

        ВСТУПЛЕНИЕ

        В конце 2022 года произошло событие, на которое мало кто обратил внимание. Большинство и вовсе о нём не слышало. Мы имеем в виду президентский указ № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. Нас же этот указ чрезвычайно обрадовал. Причём не только из общих соображений: дескать, наконец-то будет остановлена нравственная деградация. Но и потому, что на протяжении многих лет мощный поток пропаганды несся с бешеной скоростью в противоположную сторону. Это была генеральная линия российской политики, и с каждым годом всё больше людей вливалось в этот стремительный поток, чтобы не оказаться неудачниками, лузерами, презренными маргиналами. Большинство, конечно, не знало о конфуцианской мудрости: “Если не можешь противостать потоку, стань им”. Но инстинкт самосохранения подсказывал такой выбор пути.

        Хотя с этим инстинктом не всё так просто. Нередко, следуя ему, человек добивается тактического успеха, а стратегически проигрывает. К примеру, в рамках глобалистской идеологии людям не стоит обременять себя потомством. Это дорого, энергозатратно, отнимает массу времени, которое можно потратить на себя. Многодетные — и вовсе группа риска, привлекающая отнюдь не дружелюбное внимание служб защиты детей. Но и один ребёнок — обуза, бремя, которого лучше избежать. С точки зрения тактики, казалось бы, все логично. А стратегически — проигрыш, тупик.

        Проигрывает и государство, которому приходится латать демографические “дыры” мигрантами. Но проигрывает и отдельный человек, решивший пожить для себя. Одинокая старость, повышение пенсионного возраста и эвтаназия, показания к которой неуклонно расширяются. Пока ещё она производится добровольно, но уже известны случаи принудительной эвтаназии. Так что тотальное принуждение в обществе “развитой демократии” не за горами.

        На уровне страны и государства то же самое. Тут за примерами опять-таки далеко ходить не надо. Сорок лет подряд двигаясь в фарватере глобалистского “Титаника”, Россия оказалась перед угрозой уничтожения. И лишь эта прямая и непосредственная угроза вынудила власть сменить курс. Да и то не сразу! Указ о традиционных ценностях появился в ноябре 2022 года, а СВО началась в феврале. То есть не все “наверху” поддерживали изменение курса. Многим хотелось и до сих пор хочется плыть за “Титаником” к западным берегам, не веря в то, что он может затонуть.

        Но решение о развороте корабля “Россия” всё-таки было принято. Однако происходит этот разворот медленно и с большим трудом. Сопротивление чиновников — отнюдь не единственная причина. Гораздо серьёзнее то, что за десятилетия “встраивания в цивилизованный мир” (похожее на встраивание зайца в желудок волка) миллионы людей привыкли жить уже не столь традиционно, как жили предшествующие поколения. Поэтому сейчас важно понять, что же такое наши традиции и можно ли сейчас восстановить традиционные ценности, преодолев чужеродные стереотипы.

        Процитируем текст указа: “К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России”.

        Скорее всего, у большинства наших сограждан ничто в этом ряду не вызовет возражений. Но одно дело теоретическое согласие, а другое — готовность так жить. Нам захотелось разобраться, что этому мешает, как глубоко укоренились новые модели поведения и представления о добре и зле. Мы много и раньше писали на подобные темы. Но теперь подумали, что пора бы подвести итоги. Насколько готовы (или не готовы) люди вернуться к традиционным нормам. То есть к развороту корабля в спасительном направлении.

         

         

        ОСКОЛКИ ЗЛОГО ЗЕРКАЛА

         

        “Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту говоря, дьявол. Как-то раз он... смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же плохое и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами... Ученики тролля... рассказывали о зеркале как о каком-то чуде. Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!”

        Так начинается сказка Андерсена “Снежная королева”, и мы взяли эту цитату для начала нашей статьи, потому что решили написать о неблагодарности. Казалось бы, при чём тут неблагодарность? То, что злоба, издевательские насмешки теснейшим образом связаны с агрессией, это очевидно. А неблагодарность? Какая тут связь?

        Между тем, связь довольно тесная, хоть и не лежащая на поверхности. Андерсен недаром пояснил, что тролль — это “попросту говоря, дьявол”. Такое пояснение отсылает нас к ветхозаветной истории про Денницу, который взбунтовался против Бога. Люцифер был одним из высших, прекрасных, светозарных ангелов, но вместо благодарности своему Создателю гордец возжелал стать Ему равным. Когда же это не удалось, проникся сатанинской злобой и начал заражать ею людей.

        Собственно, об этом Андерсен тоже пишет, только в сказочной форме. Тролли бегали с кривым зеркалом повсюду, и “скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искаженном виде”. Злыдням и этого показалось мало! Они решили донести зеркало до неба, чтобы поиздеваться над ангелами и над Самим Творцом. Но зеркало вырвалось у них из рук, упало и разбилось вдребезги. Мельчайшие осколки разлетелись по белу свету, “попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны”.

        Если посмотреть под этим углом зрения на современное общество, то нетрудно убедиться, что осколки злого зеркала распространились не только в пространстве, но и во времени. Превалирующая тенденция сейчас — это “замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны”. Ну, про телевизор, который обрушивает на людей почти исключительно плохие новости, давно известно. Поэтому многие телевизор уже не смотрят и переключились на интернет. Однако теперь всё чаще слышишь, что и по интернету люди уже не хотят узнавать новости, потому что, как сказал один наш знакомый, “каждый раз получаешь микроинфаркт”. Охлаждение к интернет-новостям вполне понятно. Больше всего сейчас волнует наших людей происходящее на фронтах. Народ ждёт Победы, которой пока нет. Но маленькие-то победы совершаются постоянно! Казалось бы, именно о них надо говорить много, подробно, вдохновляюще. Но об этом сообщается очень мало и сухо. Несравненно чаще и эмоциональнее блогеры рассказывают о потерях, взрывах, ошибочных, по их мнению, военных действиях. В общем, о том, что повергает общество в уныние, вызывает недовольство властью и потребность отгородиться от происходящего — именно тогда, когда необходимы сплочённость и бодрый дух.

        Но и новости мирной жизни изобилуют сообщениями об убийствах, грабежах, поножовщине, поджогах, воровстве, коррупции и других мало приятных происшествиях. А вот о достижениях почти ничего не слышно. Хотя они есть, их немало, ими можно гордиться и испытывать благодарность к тем, кто это создал и продолжает создавать. Более того, в среде патриотических активистов весьма популярен хоровой “плач Ярославны”. Дескать, всё ужасно, полный развал, Россия — колония Запада, ситуация катастрофическая. Даже сообщая позитивную новость, нередко добавляют пресловутую ложку дёгтя. Не будем тратить время на примеры (их множество!), приведём всего один. В Госдуме предложили заблокировать онлайн-игры с элементами казино и внутренними валютами. Казалось бы, хорошее сообщение. Но журналист, достаточно известный, с большим количеством подписчиков и с репутацией патриота, тут же напоминает, что в начале 2023 года закон похожего содержания был принят “вражеским Европарламентом”: “Действительно, зачем думать головой и что-то прорабатывать, если можно просто списать у соседа?” Таким образом хорошая новость не просто нивелируется. Она в итоге замазывается чёрной краской.

        Аудитория у таких патриотических журналистов достаточно большая, и они, естественно, влияют на настроения своих многочисленных читателей. А те распространяют подобные настроения дальше.

        Но, может, хотя бы в бытовом и межличностном плане можно наблюдать другую картину? Увы, и здесь тон задают жертвы “осколочных ранений”. Поговоришь с родителями — много неприятного услышишь об учителях: подход к ребенку не нашли, предвзято относятся, преподают скучно, сами пишут с ошибками, а ещё чего-то требуют от детей... Учителя тоже не остаются в долгу. У них во всём виноваты родители и чиновники от образования, которым подавай отчёты по любому поводу, поэтому писанины столько, что некогда проверять тетрадки. Дети же часто недовольны и учителями, и родителями. Подростки тем более. Да и взрослые от них недалеко ушли, ведь сейчас модно списывать все свои беды и неурядицы на плохую мать, которая слишком опекала, была авторитарна или, наоборот, слишком много разрешала, а значит, проявляла равнодушие. Короче, в любом случае нанесла в детстве психологические травмы. Поэтому лучше хотя бы теперь держаться от такой матери подальше. За что её благодарить? За то, что кормила-поила, дала образование? Так это её долг! А дети ничего родителям не должны. Они не просили их рожать.

        Вся эта вакханалия ропота и неблагодарности подкреплялась и подкрепляется не отменёнными до сих пор ювенальными нормами и “технологиями”.

        Осколки злого зеркала из “Снежной королевы” ожесточили сердца людей и по отношению к другим народам. Межнациональные отношения — и без того тема очень деликатная, а тут её ещё планомерно накаляют. С одной стороны, участились преступления, которые совершают выходцы из Средней Азии. Причём совершают демонстративно, что наводит на мысль о заказном характере преступлений. А с другой стороны, возмущение блогеров и журналистов нередко распространяется на народы в целом. И таким образом, в ответ на русофобию, которую энергично закачивают в страны СНГ Сорос и Ко, в нашей стране под лозунгами защиты русского народа пытаются заразить людей узбекофобией, таджикофобией и т.п. Интересно, в каких “мозговых центрах” сфабрикованы издевательские словечки “дружбонародность” и “многонационалочка”, которые внедряются “патриотами” в обиход и которые цинично пародируют идею многонационального государства и дружбы народов, — всего того, что для России столетиями было непререкаемой ценностью?

        И “почему-то”, когда власть принимает меры по борьбе с нелегальными мигрантами и ужесточению соответствующих законов, эти правильные шаги не встречают поддержки у радетелей о чистоте нации, а, напротив, порождают дополнительное недовольство: дескать, всё не то и не так.

        Первое, что приходит в голову: заказчик один. И в определенной степени так оно и есть. “Борьба нанайских мальчиков” — приём, используемый с незапамятных времен. Но это вовсе не значит, что все “рассерженные патриоты” ангажированы. Нет, у многих такое недовольство — результат инерции мышления. Почти сорок лет в стране главенствовала либерально-глобалистская повестка, и честные, думающие люди старались этому противостоять. У многих выработалась привычка относиться к любым действиям власти с подозрением, критически. И теперь, когда повестка (хотя и не во всём) меняется в противоположную сторону, многие продолжают ругать власть по инерции. А некоторые вообще считают, что настоящий интеллигент — всегда оппозиционер. его обязанность — ритуальное оплёвывание власти. Любой. Просто потому, что она власть. А поддержка тех или иных государственных мер, пусть даже правильных, называется ими “охранительством” и “облизыванием”.

        Мысленно слышим справедливое возражение: “Вы что, вообще против критики? Нет уж, спасибо! Мы это уже проходили! Хотя даже в советское время такое называлось “лакировкой действительности”.

        На это возражение придётся ответить прописными истинами. Есть критика, а есть критиканство. Критика работает на созидание, указывая на ошибки, которые этому созиданию мешают, но не отвергая происходящее в целом. Критиканство же дискредитирует объект критики в целом, потому что он ненавистен, его хочется уничтожить. А где ненависть (или, скажем помягче, неприятие), там, естественно, нет места любви и благодарности.

        Это безлюбое отношение очень ярко проявлено во взглядах на историю. У одних — отрицание всего советского, у других — дореволюционного, у третьих — в целом исторического пути России. Дескать, она всегда и во всём неправильная.

        А теперь задумаемся: насколько такое отношение к жизни согласуется с нашими традиционными ценностями, о которых теперь так много говорят? Похоже, никак не согласуется. “За всё благодарите”, — призывал апостол Павел, один из самых главных авторитетов христианской Церкви. Хотя обстоятельства его жизни, казалось бы, не располагали к благодарности: голод, скитания, гонения, тюрьмы и в конце мученическая смерть...

        Да и все остальные христианские подвижники вторили призыву апостола Павла, осуждая “р’опотников”. “Тяжёл, несносен ропот; он близок к хуле... Ропот — это неблагодарность. Ропщущий неблагодарен Богу”, — учил св. Иоанн Златоуст. Есть даже специальный акафист, который так и называется: “Слава Богу за всё”.

        В мусульманской религии благодарность тоже считается одной из благороднейших обязанностей мусульманина.

         

         

        ГНИЛОЕ СЛОВО

         

        Распространение мата в России достигло таких масштабов, что этот вопрос уже обсуждался на самом высоком уровне. Выше некуда! На заседании Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка актриса Екатерина Гусева пожаловалась Президенту Путину на засилие матерной ругани в российском обществе. Президент ответил в свойственном ему стиле, вполне определённо, хотя и сдержанно, сказав, что “мат, к сожалению, тоже часть русского языка”, но при этом назвал его (мат) “антимолитвой” и заявил о необходимости повышать речевую и общую культуру. Думаем, всем понятно, что такие публичные обсуждения затеваются не просто так, а в преддверии каких-то мер.

        Комментируя ответ Президента, разные люди, как водится, обращали внимание на то, что их больше всего затронуло. Нам самым важным показалось определение матерной ругани как “антимолитвы”. Кто-то, может, сочтёт это лишь яркой метафорой, а мы уверены, что была названа сама суть сквернословия, его духовный смысл. Очень аргументированно написал о сущности мата в книге “Правда о русском мате” митрополит Митрофан (Баданин).

        “Мат с духовной точки зрения — это есть антимолитва, — пишет Владыка. — Через матерные слова происходит поклонение “Князю Тьмы” и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом человек, конечно же, чувствует эту чёрную энергию, и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия вызывает в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической... человек уже не может жить без этой подпитки, но плата за этот допинг непомерно велика — он лишает себя помощи Божией”.

        Антимолитвенная сущность мата подтверждается его происхождением. Многие считают, что матерную лексику принесли на Русь татаро-монголы и что якобы об этом свидетельствуют тюркские корни слов. Но изыскания учёных-филологов опровергают эту расхожую версию. Корни как раз славянские и, напротив, — впоследствии заимствованные ордынцами. Матерная брань существовала у славянских народов до ордынского нашествия, и это были не просто слова, а магические заклинания.

        “Одним из важнейших предназначений этих слов в магических обрядах славянских народов было наведение порчи на врага, проклятие его рода, — читаем в книге митрополита Митрофана. — Недаром все эти слова так или иначе связаны с детородными органами мужчин и женщин и процессом воспроизводства”. Так, в анонимной болгарской хронике XIII–XV веков слово “изматерили” означает вовсе не “обругали”, а именно “прокляли”.

        Матерные выражения встречаются (только в нескольких, далеко не во всех!) новгородских берестяных грамотах. С приходом христианства на Русь матерщина постепенно стала восприниматься как грех, и правители с ней боролись. В частности, это делал Иван Грозный. Да и в указах царя Алексея Михайловича (1648 г.) говорится о недопустимости ритуального сквернословия в ходе свадебных обрядов, а именно “песен бесовских и срамных слов матерных и всякой неподобной лай”.

        Тёмную духовность матерной брани подтверждает и поведение бесноватых. В спокойном состоянии это могут быть вполне симпатичные люди, ничем не отличающиеся от других. Порой они очень хорошо устроены в жизни, а то и занимают высокое положение. Приступ одержимости у них нередко сопровождается самой грязной руганью, произносимой каким-то чужим, грубым мужским голосом. Даже у женщин и у детей!

        Однако не все люди верят в существование бесноватых. (Правда, таких “неверов” стало заметно меньше.) Специально для них скажем, что в психиатрии тоже есть термин, определяющий патологическую страсть к нецензурной брани: копролалия (от греч. “кал, грязь”+”речь”, то есть “словесные экскременты”). Это бывает при синдроме Туретта и при других заболеваниях: шизофрении, прогрессивном параличе, реже при маниакальных состояниях. Больные ругаются неудержимо, без всякого повода. Они не способны контролировать агрессивность и эмоции. Грязное словоизвержение напоминает извержение вулкана, которое невозможно остановить.

        Вообще, если уж переходить на медицинский язык, то возникает вопрос, почему вдруг за сравнительно короткое время использование ругани приобрело характер эпидемии. Еще недавно такого не было. Мат можно было услышать от пьяного. И то он заплетающимся языком извинялся, если мимо шла женщина. Сквернословили уголовники, шпана. Можно было услышать матерные слова в деревнях (и то не во всех!) Со злостью сквернословили те, кого принято было называть “базарными бабами”. Причём это выражение, обозначающее низкую культуру человека, употреблялось вовсе не обязательно к тем, кто торговал на базаре. Могли блеснуть крепким словцом в своём кругу и отдельные представители интеллигенции. Но всё это было редко и местами. Даже когда в 90-е годы вся Москва превратилась в большой стихийный рынок, мат отнюдь не слышался на каждом шагу.

        Теперь же “бацилла” копролалии заразила, а вернее сказать, — поразила всё общество. Матерятся школьники и студенты, торговцы и профессора, блогеры, политики, ведущие телепередач, писатели, поэты, режиссеры, певцы. “Мы матом не ругаемся, мы на нем поём”, — сказал один суперпопулярный певец. Кстати, член Общественного совета при Комитете Государственной Думы по культуре...

        То есть из маргинального явления мат перешёл в мейнстрим и занял там достойное место. Правда, несколько лет назад в результате неимоверных усилий общественности, которой противостояли, в том числе, весьма заслуженные деятели культуры, был принят закон, запрещающий мат в театре и кино. Теперь его “запикивают”, но он всё равно подразумевается, а не отсутствует. Так что копролалия распространилась поистине в эпидемических масштабах.

        Может возникнуть вопрос: “По-вашему, всю страну надо в психбольные записать?” Лет пятнадцать назад мы уже высказывались на эту тему в статье “Диктатура безумия”, где отметили, что многие психиатрические симптомы навязываются современному обществу в качестве новых эталонов поведения и моды. И что люди не обязательно становятся от этого психически больными (хотя и такое бывает), но бесследно подражание деструктивной симптоматике не проходит. Оно расшатывает даже ту психику, которая изначально была здорова.

        Вообще, заражение сквернословием — одна из важных составляющих глобалистского проекта. Оно распространяется в мировом масштабе, не только у нас. Ни в чопорной аристократичной Англии, ни даже в Америке, которую английские аристократы презирали за неотёсанность, политики ещё совсем недавно не позволяли себе грязно выражаться на публике. Сегодня же два президента США, Байден и Трамп, будто соревнуются, кто кого хлеще обзовёт. А на проходившем в ноябре 2024 года саммите G20 первая леди Бразилии Розанжела да Силва публично послала Илона Маска на четыре буквы (это то же самое, что у нас на три).

        Зачем глобалистам искусственно инвалидизировать психику людей и разрушать культурные нормы, уже перестало быть загадкой. Строители “нового дивного мира”, нового человека, новой нравственности и, соответственно, новых ценностей должны для успешного строительства максимально разрушить культурные нормы “старого” мира, “старого” человека. Пропаганда матерщины происходила под лозунгами правды жизни и свободы самовыражения, не стеснённой устаревшей ханжеской моралью. Отмена традиционных табу, смешение верха и низа с последующим верховенством низа — это путь к расчеловечиванию. Человек же создан по образу и подобию Божию, а одно из имён Бога — Бог Слово. Поэтому “никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим” (Еф. 4:29). В этом отрывке из Послания к Эфесянам апостол Павел прямо указывает, что доброе слово “доставляет благодать”. Соответственно, “гнилое” слово, сквернословие Божию благодать отнимает. Фактически о том же самом говорит, определяя, что такое мат с духовной точки зрения, митрополит Митрофан (Баданин). Матерящийся человек лишает себя помощи Божией.

        Это сегодня очень важно понимать, поскольку идёт война. И помощь Божия нужна как никогда. Тем более что духовная сущность войны проявляется всё отчетливей. Воюют не только люди и государства. Воюют два миропроекта: оккультно-глобалистский и проект, отстаивающий государственный суверенитет и традиционные ценности. А на духовном уровне с противником нужно бороться именно духовными средствами. Бесы — не люди. Они не боятся танков, ракет и дронов. Они боятся Креста и слов. Только не матерных, — те для них родные, — а слов молитвы. “Сей же род изгоняется только молитвой и постом”, — сказал Христос (Мф. 17:21).

        И в нынешней войне, и в тех, что были раньше, множество подтверждений спасительной силы молитвы и запрета на сквернословие. Священник Валентин Бирюков в книге “На Земле мы только учимся жить” вспоминал, как ему в молодости пришлось участвовать в обороне Ленинграда. Он был артиллеристом, и бойцы из его расчёта договорились не материться. Все они вернулись с войны невредимыми. При том, что вокруг многие артиллеристы были убиты или ранены.

        А вспомните трагедию в Беслане! Мальчик, крикнув “Христос воскресе!”, выпрыгнул из окна. А за ним побежали другие дети, около ста человек. Они все спаслись, и одна девочка потом рассказывала, что, когда она услышала этот крик, какая-то неведомая сила подняла её с пола и толкнула к окну.

        Очень многие сегодня помогают фронту. Кто чем может. Но если бы ещё наши граждане, как те несколько артиллеристов, перестали материться, это бы приблизило победу. А государство может и должно помочь гражданам очистить язык от скверны. Уже сейчас законом предусмотрена административная ответственность за мат в публичном месте. Но закон почти не действует, хотя штрафы с успехом могли бы пополнить казну (и тем самым тоже помочь победе). Да и мат, который в книгах, блогах и т.п. сейчас не запрещён, необходимо запретить. “Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить непременно развивается склонность к совершению дурных поступков”. Это было ясно ещё в IV веке философу Аристотелю, автору процитированных строк. Хорошо бы и нынешние законодатели наконец уяснили сию причинно-следственную связь.

         

         

        ОТКУДА БЕРЕТСЯ АГРЕССИЯ?

         

        Мы недавно написали об эпидемии матерной ругани, которая охватила не только нашу страну, но и так называемый “цивилизованный мир”. Было бы странно думать, что словесная агрессия может существовать в отрыве от физической. Отнюдь! Агрессия физическая сегодня тоже приобрела характер эпидемии.

        Каждый день в новостях нам сообщают о жестоких драках, убийствах, издевательствах, изнасилованиях. Причём это не бандиты, не какие-то рецидивисты, а школьники. И даже не обязательно из старших классов. Примеров великое множество. Приведём несколько, не выбирая.

        Школьник устроил поножовщину в краснодарской школе. Ранены три ребёнка.

        В г. Ковернино Нижегородской области ученик сломал учительнице нос за то, что она посмела призвать его к порядку, когда он на уроке распиливал ножовкой батарею.

        В городе Дзержинске школьницы дважды залепили учительнице тортом в лицо. Одного раза им показалось мало, и они со смехом и матерными ругательствами повторили “поздравление”. Да-да, девочки вовсе не квалифицировали это как акт агрессии. Теперь модно так поздравлять с днём рождения.

        А вот случай, где чудовищность агрессии конкурирует с чудовищностью интерпретации. В Подмосковье пятнадцатилетний подросток несколькими ударами топора убил спящую мать. Она накануне отобрала у него планшет и телефон из-за плохой успеваемости в школе. А вот интерпретация. “Стопор уже не выдержал?” — так называется статья на сайте msk1.ru/text/criminal/2024/11/07/74306120.

        Что можно подумать, увидев такой заголовок? — Над мальчиком страшно издевались, мучили его, терзали и, наконец, не выдержав, не помня себя, он схватился за топор... Но далее мы узнаём, что мама виновата совсем в другом. С одной стороны, она очень много работала, поскольку растила сына одна. И компьютерные игры были его единственным развлечением. А с другой стороны (это поставлено ей в укор), она с ним “…сюсюкалась все время. И ему это надоело”. Действительно, сколько можно терпеть? Сама виновата. Плохая мать.

        Малыши 4-5 лет пока тяжёлый топор в руках удержать не могут, но жалобы на то, что они бьют родителей, звучат всё чаще и чаще. Представьте себе, крупные, сильные люди, а рядом малютка детсадовского возраста. И они якобы “ничего с ним не могут поделать”, они — жертвы агрессии сына-дошкольника!

        А буллинг в школе? Относительно недавно никто и слова такого не знал. Устраивая ребенка в школу, родители интересовались уровнем образования, количеством детей в классе. На худой конец — валяются ли в туалетах шприцы. Сейчас один из первых вопросов при выборе школе: “Есть ли там буллинг?” Этим иностранным термином заменили русское слово “травля”, но содержание никуда не делось. Травля/буллинг — не просто дразнилки и даже не мальчишеские наскоки друг на друга. Это систематическое и намеренное издевательство, запугивание или унижение человека.

        И буллинг, и перечисленные выше проявления агрессии, выходящие из ряда вон по своей жестокости, теперь стали в ряд. В ряд обыденных событий, рассказ о которых уже не вызывает у слушателей возмущения, праведного гнева. Даже слова “какой кошмар” часто произносятся механически, равнодушно. А кто-то, как в приведённой выше статье, норовит оправдать и ту агрессию, которая носит характер особо тяжкого преступления.

        Может показаться, что СМИ просто слишком фиксируются на криминале. Раньше, дескать, было то же самое, просто об этом не трубили на каждом углу. Но весной 2023 года глава СК РФ Александр Бастрыкин сообщил, что число тяжких преступлений с участием подростков в России выросло на треть, а “в общем массиве совершенных ими преступлений доля групповой преступности составила свыше 40%”. За последний же год подростковая жестокость ещё возросла. По некоторым данным, количество случаев агрессивного поведения среди подростков выросло в 5 раз. По мнению главы СК, подобный тренд вызван многими социальными факторами. Главный из них — повальное распространение насилия в интернете, но не менее важно отсутствие в обществе нравственных ориентиров.

        Отмечается и рост жестокости в девичьей среде. Психолого-педагогические исследования выявили, что для 43,3% девочек-подростков (почти для половины!) характерно отсутствие жалости и эмпатии. 24% девочек (четверть!) в конфликтных ситуациях остаются равнодушными наблюдателями и могут снимать акт насилия, порой зверской жестокости, на мобильный телефон. У 56% школьниц выявлен низкий уровень чувства вины (см. “Профилактика агрессивного поведения девочки-подростка”, Педагогический журнал, 2022).

        Мы согласны с выводами исследователей, обративших внимание на то, что многие современные родители стараются сформировать у дочерей мужской характер. Дочь, мол, должна быть активной, напористой, пробивной, уметь за себя постоять, владеть приёмами борьбы. Но есть гораздо более серьёзная причина, о которой мы писали десять лет назад и которую ни исследователи, ни даже сотрудники СК почему-то не усматривают: это “ювенальная юстиции”. Её, правда, как кота Шредингера, в России якобы нет. Но именно она серьёзнейшим образом повлияла на умонастроения в обществе.

        В начале 2010-х годов, когда у нас начали очень шустро внедрять “ювенальные технологии”, мы привели в статье “Необъявленный маршрут” ужасающие результаты применения подобных технологий в Западной Европе, которая была тогда для наших чиновников образцом для подражания (pereprava.org/jurnal-pereprava-article/1443-neobyavlennyy-marshrut.html.

        С 2002-го по 2009 год женская подростковая преступность выросла во Франции (Франция — пионер ювенальной юстиции) на 140%. В драке на автомобильной станции в Шелле, например, участвовало около 100 девчонок в возрасте от 14 до 17 лет. “Не хуже” обстояли дела и в Англии. По сообщениям МВД Великобритании, банды девочек-подростков отличались особым садизмом. Криминальный возраст снизился с 16 до 14 лет, а в женской банде из Брикстона состояли даже десятилетние девочки. В городе Селби такая банда малолеток покалечила семидесятидвухлетнюю пенсионерку, сделавшую одной из девочек замечание.

        “Обнадёживали” и результаты работы ювеналов в английских школах. По данным статистики, издевательства там происходили всё чаще и чаще. Опрос, в котором приняли участие 8,5 тысячи детей, показал, что 7 детей из 10 подвергались нападкам со стороны агрессивных одноклассников. Иными словами, речь шла о школьном буллинге, только у нас такое слово было тогда не в ходу.

        К сожалению, российских юристов и чиновников жуткие данные о последствиях ювенальной юстиции в Европе и США не ужаснули, и ювенальный поезд продолжает движение, по-прежнему не объявляя маршрут. И уже прибыл к тем результатам, о которых мы написали в начале статьи. Родители, “пассажиры поезда”, уже боятся наказывать детей, поскольку это объявлено насилием. А “проводники”, то есть психологи, инструктируют пассажиров, как положено себя в этом поезде вести. Говорят, что общение с детьми должно быть бесконфликтным, что всё надо только объяснять. А если объяснения безрезультатны — ничего не поделаешь: “онижедети”! (В 2018 год тогдашний министр здравоохранения Вероника Скворцова анонсировала продление детства до 30 лет, поскольку это общемировая тенденция.)

        — Замечания, — внушают психологи, — это тоже разновидность насилия.

        А о физическом наказании даже заикаться нельзя! В 2016 году ювеналы хитрым образом продавили так называемый “закон о шлепках”, по которому родителям грозила уголовная ответственность за шлепок ребенка в воспитательных целях. Через полгода, правда, закон был отменён, но, во-первых, за это время, как писали СМИ, успели посадить около 7 тысяч мужчин. А во-вторых, инерция страха так быстро не улетучивается. Вдруг нагрянет “контролёр”, представитель органов опеки, — и накажет за насилие в семье штрафом, а то и изъятием ребенка!

        Мы не хотели бы, чтобы создалось ложное впечатление о детях как о главных и чуть ли не единственных агрессорах. Нет! Взрослые тоже хороши. Побои, увечья и даже убийства сейчас нередко происходят в отношении совершенно незнакомых людей, причём из-за каких-то пустяков: сказали, что не там поставил машину, посмел вступиться за жену, к которой начали приставать подвыпившие мужики. И так далее и тому подобное.

        Нередко виновниками подобных эксцессов бывают приезжие из Средней Азии. А ведь ещё несколько лет назад столь частых нападений мигрантов на местных жителей не наблюдалось, хотя миграция существует достаточно давно. И обратите внимание, таких преступников ловят, сажают, широко освещают это в СМИ. Однако их “последователей” это не останавливает! Всё продолжается. Соответственно, возникает вопрос: почему? Не потому ли, что хотя бы часть подобных историй заказные? По заданию ЦИПСО или каких-то иных враждебных сил. По крайней мере, известен такой случай. В Башкирии четверо ребят развернули имперский флаг, а через несколько дней члены сепаратистской организации “Башкорт” (признана экстремистской, запрещена в РФ) подкараулили парней и под угрозой физической расправы заставили извиниться, причём на башкирском языке. Одного из националистов поймали, и он признался на допросе, что некто прислал ему фотографию парней и заказал издевательства. В дальнейшем видео извинений “имперцев” появилось на ресурсах ЦИПСО, и по предварительным данным, заказчиком охоты на ребят мог стать предатель, который уехал из России и сотрудничает с СБУ.

        Казалось бы, что за удовольствие попасть в тюрьму? Пускай и за оплаченное преступление. Удовольствие, пожалуй, сомнительное, но смысл в таких “посадках”, на наш взгляд, есть. И немалый. Лишённый свободы националист вполне может быть создателем соответствующих ячеек. Ещё в 2020 году (до СВО!) в калмыцкой колонии строгого режима сотрудники ФСБ вскрыли настоящее террористическое подполье, которое организовал мужчина, осуждённый в 2013 году за незаконное хранение оружия. За 6 лет отсидки он успел завербовать свыше 100 человек. При том, что колония рассчитана на 600! Ситуация с тех пор как минимум не улучшилась.

        Но, конечно, не все случаи агрессии заказные, и далеко не ко всем причастны мигранты. В чём же всё-таки дело? Одна из серьёзных причин, которую опять-таки не видят или не хотят видеть — это ковидная эпопея. Но не в том смысле, что переболевшие становятся повышенно агрессивными (бытует такое мнение). Мы думаем, что дело в другом. Агрессивность часто бывает обратной стороной страха. Особенно ярко это проявляется у детей. Робкий ребенок боится дать сдачи хулигану, который его обижает. Поэтому ответную агрессию, не отреагированную вовремя, он выплёскивает отсроченно на того, кого не боится. Например, на бабушку или на младшего брата. В психологии есть понятие фрустрации. Это состояние бессильной ярости, когда человек, чувствуя себя глубоко уязвлённым, не может смириться, но и не может изменить ситуацию.

        История с ковидом — одна из ярких иллюстраций. Многие люди были запуганы до предела. Можно сказать, затравлены. Они находились в столь душевно тяжёлом состоянии, что принимали в штыки информацию, которая отличалась от официальной и, казалось бы, могла их успокоить. Они готовы были наброситься на тех, кто говорил, что опасность ковида, возможно, преувеличена, что подлинное число заболевших в той неразберихе, которая тогда творилась, установить трудно, что прививки небезопасны, а медицинские маски и перчатки создают благоприятную среду для размножения вредных микроорганизмов. Другие же люди боялись не столько заражения, сколько штрафов и потери работы за отказ от вакцинации. И возмущались абсурдностью многих запретов, когда, скажем, парки — источники свежего воздуха — и храмы, где человек мог обрести духовную опору, закрывались, а отделы кулинарии в супермаркетах беспрепятственно продавали салаты и прочую еду, которую неизвестно кто готовил, здоровые или больные, в масках или без... Но возмущение это тоже не имело нормального выхода, который бы выражался в защите попранного человеческого достоинства. Зато многие демонстрировали реакцию патологическую, “спуская собак” на ни в чём не повинных родственников, сослуживцев, а подчас и на совсем посторонних людей, которые под руку попали.

        Эти реакции носили шоковый характер. И когда ещё не был изжит ковидный шок, на него наложился шок от начавшейся СВО. Шок, который оказался затяжным. Поэтому, на наш взгляд, в обществе скопился огромный потенциал подавленной агрессии, и она в любой момент может вырваться наружу. Наглядное подтверждение наших слов — происшествие в Красноярске, где подвыпивший мужчина излил свою ярость на чужие автомобили. Сел за руль, начал таранить один за другим, и в итоге разбил больше 70 машин!

        Пока это лишь эпизоды, но те, кто не оставил намерения взорвать Россию изнутри, делают всё для того, чтобы эти эпизоды тиражировать, злить людей, натравливать их друг на друга. По национальному признаку, по религиозному, по взглядам на политику и историю. Ювенальные технологии не отменены, поэтому стравливание детей с родителями и родителей с педагогами продолжается. Продолжаются и попытки принять закон о семейно-бытовом насилии, якобы защищающий, а реально натравливающий членов семьи друг на друга. Не далее, как в 2024 году депутаты от партии “Новые люди” опять подняли вопрос о необходимости принять данный закон.

        Муссируется и раздувается любое отрицательное явление, любая неудача. Причём очень часто это исходит из якобы патриотического лагеря под предлогом беспокойства о любимом Отечестве. То есть в обществе нагнетаются тревога, страх, возмущение и злоба. А матерная ругань, которую так навязчиво популяризируют в последние годы блогеры, тиктокеры, ютуберы, реперы и прочие “лидеры общественного мнения”, ещё сильнее распаляет людскую агрессивность.

        И кто бы как ни оправдывал это нагнетание недовольства, по факту оно помогает посеять хаос и разжечь столь желанную для наших врагов войну всех против всех.

        Лет 15 назад, когда ещё не было ни переворота в Киеве, повлекшего за собой войну на Донбассе, ни ковида, ни СВО, один известный православный старец говорил, что самым важным для российской информационной политики было бы круглосуточно транслировать по радио молитвы. А другой старец благословлял как можно чаще проводить крестные ходы. Тогда это казалось несколько странным, оторванным от реальной жизни. Теперь же понятно, что старцы провидели недалёкое будущее и хотели укрепить наш народ перед грядущими событиями. Ведь молитва умиротворяет человека и одновременно придаёт ему сил. А крестные ходы освящают и ограждают землю.

        Но в любом случае, молятся люди или не молятся, нам всем сейчас очень важно не поддаваться панике, сохранять спокойствие и то, что в Православии называется “дух мирен”. Не расшатывать свои нервы и наше общее государство.

         

         

         

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог