ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Леонид Юзефович “Поход на Бар-Хото”. Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2023. — 285 с.
Итак, перед нами повествование от первого лица — записки молодого русского офицера. То ли крупная повесть, то ли компактный роман на историческом материале. Открытый новому герой едет на службу в степные южные места — свирепые, цельные и по-своему завораживающие. К слову, он уже смолоду был не чужд литературным опытам. Поначалу его удивляет, насколько его представления о службе не стыкуются с реальностью: оружие эксплуатируется халатно, а солдаты заняты нехитрым мирным бытом. На праздник, впрочем, здесь палили из пушки. Герой многое понимает, но изменить не может ничего. Да и не слишком желает. Да и едва ли это вообще возможно.
Герой влюбляется, и его соперник хочет так или иначе спровадить его подальше. Однако тот, несмотря на амурную неопределённость, наконец чувствует себя свободным и даже счастливым. Но потом идиллия рушится. Герою приходится стать свидетелем кровавых бранных дел, описание которых поражает физиологической прямотой. Главная тема книги — как не потерять себя, когда вокруг неуправляемая стихия. Финал жизни героя нам, увы, неизвестен — спасибо, хоть эти записки сохранились.
Инициация идеалиста войной — это наш русский извод романа воспитания. В нём героя ждёт не традиционное для мировой литературы искушение богатством, карьерой или любовным разочарованием, но наиболее радикальный из возможных переворот привычной действительности, который не приводит героя к полному краху, а натурально воспитывает его, пусть и самым жестоким образом. Разве что иллюзии, как им и положено, осыпаются.
История капитана Бориса Солодовникова, советника монгольской армии в 1912-1914 годах, полна суровой и мужественной поэзии. Восток в повести сколь хар’актерен, столь и ускользающ, неуловим. Поначалу от гарнизонных и походных картин веет чем-то будто бы идиллическим. Стоическая суровая чистота молодого князя Дамдина, самоотверженное подвижничество жены русского дипломата Ангелины, даже обаятельная пройдошливость отдельных военных и штатских — всё выглядит приглашением полюбить этот удивительный мир. Но уже вскоре герой (вместе с нами) начинает понимать, что и “в милосердном учении Будды с его директивой щадить всё живое имелся, оказывается, свой подвальный этаж”.
И дело даже не в том, что, как писал поэт, “запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда”. Тот же Солодовников, например, кажется, с этим не слишком согласен. Да и Дамдин, как выяснится к финалу повести, тоже. Хотя они и пытаются сопрягать то разделяющее два мира, что сопрячь никак нельзя. Но цивилизационные различия — ничто перед тем человеческим, слишком человеческим, что объединяет всех нас. Пусть тот же буддизм относительно мягок, монголы “не дунгане” и не режут людей беспричинно, а передовые пацифистские теории эхом добрались и до этих мест. Но враг (в глазах мстящего) неизменно чудовищно аморален и жесток, и его ждёт справедливое отмщение. Верхушка его черепа будет срублена, а победная хоругвь зардеет, напитавшись свежей кровью.
“Теперь одно племя стояло против другого — и никакой правды, кроме племенной, не было ни за одним, ни за другим”. Слова горькие, трезвые. Однако само существование таких, как Солодовников, незыблемость этого веского афоризма робко подтачивает. Капитан по духу — конкистадор-завоеватель, желающий покорять, а не миссионер-вероучитель, стремящийся изменить. Он приехал учиться сам.
Как это часто бывает с книгами Юзефовича, у читателя может возникнуть соблазн так или иначе соотнести главного героя с автором. Конечно, таковые попытки наивны. Хороший, в общем-то, человек в трагических, переломных исторических обстоятельствах — это сверхтема писателя. Так сказать, семантический ореол мэтра. Что касается автопортрета, то вот одно забавное наблюдение: черты автора явлены скорее в образе возлюбленной Солодовникова, Ангелине Серовой. А что? Пермячка, горячо любит Чехова, педагог по профессии и призванию, изучает монгольскую культуру и обычаи, понимает и принимает их.
Борис Солодовников, герой “Похода на Бар-Хото”, пишет свои записки в забайкальской ссылке в 1930-е годы. Грустный, но, увы, закономерный вариант вечного возвращения, финал жизни едва ли не всякого опалённого в молодости огнём большой истории идеалиста. В судьбах подобных героев, как на буддийском символе торжества новой истины, “завершённость таинственно слита с неизбежностью продолжения”. А вокруг — вечная осень. Пусть зиму, как и покой, вроде бы и обещали.
Ибо чего нет, того не миновать.
ИВАН РОДИОНОВ НАШ СОВРЕМЕННИК №1 2024
Направление
Книжный развал
Автор публикации
ИВАН РОДИОНОВ
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос