Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        ИВАН РОДИОНОВ НАШ СОВРЕМЕННИК №1 2024

        Направление
        Книжный развал
        Автор публикации
        ИВАН РОДИОНОВ

        Описание

                ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ


                Леонид Юзефович “Поход на Бар-Хото”. Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2023. — 285 с.

                Итак, перед нами повествование от первого лица — записки молодого русского офицера. То ли крупная повесть, то ли компактный роман на историческом материале. Открытый новому герой едет на службу в степные южные места — свирепые, цельные и по-своему завораживающие. К слову, он уже смолоду был не чужд литературным опытам.         Поначалу его удивляет, насколько его представления о службе не стыкуются с реальностью: оружие эксплуатируется халатно, а солдаты заняты нехитрым мирным бытом. На праздник, впрочем, здесь палили из пушки. Герой многое понимает, но изменить не может ничего. Да и не слишком желает. Да и едва ли это вообще возможно.
                Герой влюбляется, и его соперник хочет так или иначе спровадить его подальше. Однако тот, несмотря на амурную неопределённость, наконец чувствует себя свободным и даже счастливым. Но потом идиллия рушится. Герою приходится стать свидетелем кровавых бранных дел, описание которых поражает физиологической прямотой. Главная тема книги — как не потерять себя, когда вокруг неуправляемая стихия. Финал жизни героя нам, увы, неизвестен — спасибо, хоть эти записки сохранились.
                Инициация идеалиста войной — это наш русский извод романа воспитания. В нём героя ждёт не традиционное для мировой литературы искушение богатством, карьерой или любовным разочарованием, но наиболее радикальный из возможных переворот привычной действительности, который не приводит героя к полному краху, а натурально воспитывает его, пусть и самым жестоким образом. Разве что иллюзии, как им и положено, осыпаются.
                История капитана Бориса Солодовникова, советника монгольской армии в 1912-1914 годах, полна суровой и мужественной поэзии. Восток в повести сколь хар’актерен, столь и ускользающ, неуловим. Поначалу от гарнизонных и походных картин веет чем-то будто бы идиллическим. Стоическая суровая чистота молодого князя Дамдина, самоотверженное подвижничество жены русского дипломата Ангелины, даже обаятельная пройдошливость отдельных военных и штатских — всё выглядит приглашением полюбить этот удивительный мир. Но уже вскоре герой (вместе с нами) начинает понимать, что и “в милосердном учении Будды с его директивой щадить всё живое имелся, оказывается, свой подвальный этаж”.
                И дело даже не в том, что, как писал поэт, “запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда”. Тот же Солодовников, например, кажется, с этим не слишком согласен. Да и Дамдин, как выяснится к финалу повести, тоже. Хотя они и пытаются сопрягать то разделяющее два мира, что сопрячь никак нельзя. Но цивилизационные различия — ничто перед тем человеческим, слишком человеческим, что объединяет всех нас. Пусть тот же буддизм относительно мягок, монголы “не дунгане” и не режут людей беспричинно, а передовые пацифистские теории эхом добрались и до этих мест. Но враг (в глазах мстящего) неизменно чудовищно аморален и жесток, и его ждёт справедливое отмщение. Верхушка его черепа будет срублена, а победная хоругвь зардеет, напитавшись свежей кровью.
                “Теперь одно племя стояло против другого — и никакой правды, кроме племенной, не было ни за одним, ни за другим”. Слова горькие, трезвые. Однако само существование таких, как Солодовников, незыблемость этого веского афоризма робко подтачивает. Капитан по духу — конкистадор-завоеватель, желающий покорять, а не миссионер-вероучитель, стремящийся изменить. Он приехал учиться сам.
                Как это часто бывает с книгами Юзефовича, у читателя может возникнуть соблазн так или иначе соотнести главного героя с автором. Конечно, таковые попытки наивны. Хороший, в общем-то, человек в трагических, переломных исторических обстоятельствах — это сверхтема писателя. Так сказать, семантический ореол мэтра. Что касается автопортрета, то вот одно забавное наблюдение: черты автора явлены скорее в образе возлюбленной Солодовникова, Ангелине Серовой. А что? Пермячка, горячо любит Чехова, педагог по профессии и призванию, изучает монгольскую культуру и обычаи, понимает и принимает их.
                Борис Солодовников, герой “Похода на Бар-Хото”, пишет свои записки в забайкальской ссылке в 1930-е годы. Грустный, но, увы, закономерный вариант вечного возвращения, финал жизни едва ли не всякого опалённого в молодости огнём большой истории идеалиста. В судьбах подобных героев, как на буддийском символе торжества новой истины, “завершённость таинственно слита с неизбежностью продолжения”. А вокруг — вечная осень. Пусть зиму, как и покой, вроде бы и обещали.
        Ибо чего нет, того не миновать.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог