НАША КЛАССИКА
Наша классика — Пушкин и АКМ.
Мало для решения всех проблем...
М. Струкова
Последние несколько лет ВЦИОМ проводит опросы, приуроченные ко Дню российской печати. Людям предлагают ответить на вопрос: «Кто читает газеты?» Результаты опроса предсказуемо показывают и сокращение читательской аудитории, и изменение читательских предпочтений в выборе формата — отказ от печатных изданий в пользу электронных. Эти ответы вполне можно распространить не только на ежедневные или еженедельные газеты, но и на ежемесячные литературные журналы.
А «ведь каждый номер любого журнала — целый срез разных родов литературы, спектр мнений, творческих методов, мировоззрений. Для начинающих авторов до сих пор, несмотря на плачевное положение “толстяков”, нет лучшей площадки для дебюта.
Журналы, колыбель и фундамент нашей литературы, гибнут. Не фигурально, а вполне реально. Несколько лет назад перестал выходить “Континент”, как-то тихо скончалась “Литературная учеба”, за ней перестал выходить “Октябрь”, прекратился журнал поэзии “Арион”, под вопросом издание петербургской “Звезды”. Остальные журналы влачат поистине нищенское существование.
Часто слышатся голоса: журналы должны зарабатывать. С одной стороны, это справедливо. И при Краевском, Некрасове, Каткове их детища финансово процветали, и в советское время “толстяки” были, кажется, делом очень прибыльным. Тиражи в сотни тысяч экземпляров, подписка по лимиту, очереди возле киосков “Союзпечати”. Сейчас тиражи даже у самых именитых журналов не больше четырех тысяч. Да и то не расходятся. Хотя тиражи теперь ничего не значат — бумагу стремительно поглощает интернет», — писал три года тому назад, рассуждая о будущем толстых литературных журналов, наш автор, известный писатель Роман Сенчин.
Получается, с одной стороны — необходимо встраиваться в современный процесс взаимодействия с аудиторией, а с другой — необходимо сберечь традицию, которой наследовал журнал на протяжении многолетней его истории.
В 1836 году Пушкин основал литературный журнал «Современник», в котором авторы поднимали серьёзные общественные проблемы. Пушкин хотел видеть в журналистике отражение голоса народа, а не только «рассадник людей государственных». Поэтому в журнале вместе с художественными произведениями размещались критические статьи, статьи по истории и теории литературы, а также статьи, в которых затрагивались вопросы современной экономики, отечественной истории, культуры и просвещения. Неслучайно А.Н.Островский выразился по этому поводу очень точно: «Через Пушкина умнеет всё, что может поумнеть».
Сосредоточить в своём журнале всё лучшее, что было в современной литературе. Вот главная цель того времени. Сквозь века в данном аспекте мало что изменилось. Стало быть, первостепенная задача редакции представить нынешнему читателю срез из наиболее значимого и интересного в современном литературном мире, где герои нашего времени отражают и преображают действительность с помощью живого художественного слова. Именно так и продолжает жить «Наш современник» — духовный наследник «Современника» пушкинского.
24 ноября 2016 года в Центральном Доме литераторов в Москве прошёл торжественный вечер в честь 60-летия журнала. Зрители, пришедшие на юбилейное торжество, видели на своих пригласительных билетах праздничную обложку журнала с ликом Александра Сергеевича и портретами всех главных редакторов журнала за всю его историю. Вечер открывался вступительным словом главного редактора:
«В пушкинское время редакторами журнала были Василий Жуковский, Пётр Плетнёв и Николай Некрасов, а в советское — Борис Зубавин, Сергей Викулов и Станислав Куняев. Десять лет тому назад, когда праздновалось 50-летие журнала, мы провозгласили “Наш современник” журналом, продолжающим традиции пушкинско-некрасовского “Современника”. И в первую очередь, речь шла о схожести судеб двух журналов и об их мировоззренческом родстве».
В нашей стране литература подобна второй религии, а Пушкин — безусловное солнце этой литературы. Неслучайно Николай I называл Пушкина “умнейшим человеком в России».
Пушкин пишет: “...я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, как литератора меня раздражают, как человек с предрассудками я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал...”
Во времена «Современника» Пушкина на журнальных страницах рядом с повестями Гоголя, стихотворениями Тютчева, Жуковского, Боратынского, Кольцова, Лермонтова, Дениса Давыдова соседствовали и его произведения — “Скупой рыцарь”, “Капитанская дочка”, “Медный всадник”, “Путешествие в Арзрум”.
А оглядываясь на 60-80-е годы “Нашего современника”, можно вспомнить выдающуюся прозу Астафьева (“Царь-рыба”), Распутина (“Прощание с Матёрой”), Валентина Пикуля («У последней черты» и «Исторические миниатюры»), рассказы Шукшина, поэзию вологжан Николая Рубцова и Ольги Фокиной.
Девяностые, нулевые и 2010-е годы развития журнала ознаменовали приход на его страницы яростной публицистики, поэзии и прозы. Постоянными авторами журнала становятся Игорь Шафаревич, Александр Солженицын, Александр Проханов, Вадим Кожинов, Александр Казинцев с его «Возвращением масс», «Дневником современника», «Поезд убирается в тупик”, а также Михаил Тарковский, Юрий и Андрей Убогие, Юрий Кузнецов с его поэтическим мифом и космосом, поэмой «Путь Христа» и с его:Полюбите живого Христа,
Что ходил по росе
И сидел у ночного костра,
Освещённый, как все.
.........................................
Так откройтесь дыханью куста,
Содроганью зарниц
И услышите голос Христа,
А не шорох страниц.
Радовала читателя и поэзия Николая Тряпкина с глубиной его художественного мира: от фольклора и сказовости в стихах «Летела гагара», «Из-за синих рек, из-за белых гор...» до глубоких смыслов стихотворений «Чёрная, заполярная...», «Мать»; от переложений Екклесиаста до иронических, в чём-то дерзких стихотворений:
А в том любезном городе
Я прожил тридцать лет!
Эгей, мои соколики!
Известен я иль нет?
А если уж прославился –
За вами череда:
Извольте взять веревочку –
Давитесь, господа!
Прошедшее тридцатилетие явило немало трудностей, трагедий, катастроф. Но сложности были во все времена.
Ещё и доля активизированных «профессиональных грешников» (читай, моралистов) изрядно подливала масла в огонь (как описывается в произведении Горького). Ведь именно рьяные моралисты внушают некоторым неокрепшим молодым умам, насколько те явно «мало знакомы с моралью». Вы только вдумайтесь:
«– Здесь виден недостаток воспитания! — сказал он резонёрски.
– Очень может быть, — согласился я. — Самым отчаянным моралистом, которого я знал, был мой дед. Он ведал все пути в рай и постоянно толкал на них каждого, кто попадался ему под руку. Истина была известна только ему одному, и он усердно вколачивал её чем попало в головы членов своего семейства. Он прекрасно знал всё, чего хочет бог от человека, и даже собак и кошек учил, как надо вести себя, чтобы достигнуть вечного блаженства. При всём этом он был жаден, зол, постоянно лгал, занимался ростовщичеством и, обладая жестокостью труса, — особенность души всех моралистов и каждого, — в свободное и удобное время бил своих домашних чем мог и как хотел...
<...>
– Мораль необходима для вас — это нужно помнить! Почему она необходима? Потому что она ограждает ваш личный покой, ваши права и ваше имущество — иначе сказать, она защищает интересы “ближнего”.
<...>
– Подождите! — возразил он, внушительно подняв руку. — Итак, мораль имеет целью внушить всем людям, чтобы они оставили вас в покое.
<...>
Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам: это и неловко, да и люди могут не поверить. Ведь они не все глупы...
<...>
– Бюро, в котором я служу, занимается гипнозом общественного мнения...» (Максим Горький. «Жрец морали»).
Но сейчас не об этом.
Вернёмся к «лихим» 90-м, примерно тогда читатели узнали и полюбили жгучие, темпераментные стихотворения молодого поэта из тамбовской области Марины Струковой, яркие и образные строки самарца Евгения Семичева, лирику Глеба Горбовского, Бориса Сиротина.
Новые десятилетия диктуют имена, отражающие наше время, среди них известный и ценимый нашими читателями поэт Евгений Петрович Чепурных, который:
Писал стихи о ворожбе,
сливался с обморочной высью.
И как-то жил сам по себе
кошачье-птичьей, вольной жизнью.
........................................................
И над теплом земным скользя,
вдруг выпил ночь единым вдохом...
И обнял всех. И понял вся…
И никому не сделал плохо.
Поэтический раздел журнала украсили подборки воронежца Валентина Нервина и жительницы Иркутска Алёны Рычковой-Закаблуковской.
За прошедший год именно на страницах «Нашего современника» были опубликованы крупное историческое повествование о протопопе Аввакуме «Ледяная тетрадь» прозаика Андрея Рубанова, роман Юрия Козлова «Слепой трамвай», роман мурманчанина Дмитрия Коржова «Полюшко-поле» и другие крупные прозаические произведения.
Журнал активно работает с молодыми авторами. В течение многих лет один раз в год выходил номер, полностью посвящённый произведениям молодых. В последнее время эта традиция несколько меняется, и почти в каждом номере журнала вместе с состоявшимися писателями публикуются работы молодых, но уже известных — прозаиков Елены Тулушевой, Галии Алеевой, Юрия Лунина, Альбины Гумеровой, Дмитрия Лагутина, литературных критиков Яны Сафроновой, Ивана Родионова, Михаила Рантовича, поэтов Тихона Синицына, Ивана Александровского, Елизаветы Мартыновой, Марии Знобищевой, Анны Мамаенко, Марии Затонской.
Уверена, перечисленные мной авторы ещё не раз серьёзно заявят о себе, а некоторые — останутся в истории новейшей литературы. Талант, работоспособность и потенциал у них для этого есть.
Три года назад журнал при поддержке литературного Фонда «Дорога жизни» организовал литературную премию имени поэта, критика, публициста Александра Ивановича Казинцева — «Я верю в человека» для молодёжи. Казинцев при жизни помогал молодым, и нам показалось символичным и справедливым, чтобы эта помощь и поддержка молодых авторов продолжилась и после его ухода. В этом году премия обрела статус международной.
Разумеется, это привлекает внимание к изданию, но не решает основную проблематику на глобальном уровне. Когда, например, в центральном библиотечном коллекторе «Бибком», задачей которого является информационное обеспечение и эффективное комплектование книжных фондов всех библиотек — вообще больше не работает отдел подписки, и закрыт каталог периодики.
Получается, значительно поднять тиражи возможно только при разработке и запуске программы помощи толстым журнальным изданиям на государственном уровне, путём осуществления подписки не только на общественные библиотеки, но и на все ведомственные библиотеки, на библиотеки крупных государственных корпораций, вузов и т.д. Но реально ли это? Вопрос остаётся открытым.
В исторической парадигме любой организованный социум выстроен на иерархии власти как непрерывного подавления анархии. А стало быть, неизбежны и непрерывные борения и преодоления. Но как бы ни менялась жизнь и как бы «огонь войны, как закат, ни доспевал», мы понимаем, что «для наших душ и для наших тел / есть защита круче любых систем: / Наша классика — Пушкин и АКМ». Именно такими жёсткими, точными огненными строками и оканчивает своё стихотворение Марина Струкова, говоря об охранных и защитных механизмах литературы как основополагающем духовном оружии против невежества.
Наши авторы из российской глубинки и столицы, опытные и молодые, признанные и подающие надежды — все вместе мы и есть тот «нерукотворный щит», что «круче любых систем».
И несмотря на все волхвования и прорицания ВЦИОМа, из года в год мы бесконечно благодарим вас, дорогие читатели, за веру и верность «Нашему современнику», который, даже изменяясь внешне, при этом не изменяет себе. Не исповедует никаких повесток, но следует литературному направлению, которое всегда сам создавал и создаёт, отдавая предпочтение произведениям, обладающим единственным свойством, необходимым для публикации, — художественной ценностью слова ради создания новых смыслов.
Для улучшения взаимодействия с читателем — мы запустили новый сайт журнала «Наш современник», где стало можно оформить как электронную подписку на журнал, так и подписаться на наше печатное издание.
А в 2026 году «Наш современник», надеемся, отметит уже 70-летие своей журнальной, литературной, общественной, подвижнической и просветительской деятельности. «Духовной жаждою томим», журнал продолжит открывать для наших читателей новые имена и произведения, ведущие нас с вами в этот удивительный и увлекательный мир литературы.
Первый заместитель главного редактора
Карина СЕЙДАМЕТОВА