Час от часу пустее свет,
пустей дорога перед нами.
Тяжёлое время, тяжёлый год.
А.С. Пушкин
1831 год, 16 июля
Такими словами задавался хоть раз в жизни каждый человек — от обывателя до рафинированного интеллигента. Пытливость свойственна человечеству. Впрочем, “Не дай вам Бог жить в эпоху перемен”, как сказали... китайцы? В настоящее время нет доказательств, что в Китае существует (или, по крайней мере, распространена) пословица “Не дай вам бог жить в эпоху перемен”. При этом близкие по смыслу аналоги действительно используются в китайском языке. Например, не позднее середины XVII века появилось выражение “Лучше быть собакой в эпоху спокойствия, чем человеком в эпоху хаоса”, которое было записано в 1627 году китайским писателем Фэн Мэнлуном в книге “Слово бессмертное, мир пробуждающее”*.
В англоязычном мире выражение “Не дай вам Бог жить в эпоху перемен” стало особенно популярным после того, как его упомянул в своей речи брат президента США Роберт Кеннеди. Во время выступления в Кейптауне в 1966 году он сказал: “Есть китайское проклятие, которое гласит: “Чтобы вы жили в интересное время!” Как ни крути, мы живём в интересное время.
Нам выпало жить в эпоху перемен, а сломы эпох всегда порождали всякого рода разброды и шатания в обществе – как в либеральном, так и в традиционно-патриотическом.
А теперь давайте представим, что лет семь назад некие люди создают “организацию-которую-называть-можно”, ваяя её с кондачка по образу и подобию сетевых пирамид 90-х. Во главе этой организации с буквенной триадой обозначился так называемый “лидер”, вроде Мавроди.
Вспомним, как незабвенный Мавроди завершил свои “ясные дни”: став одним из самых влиятельных и популярных людей в конце прошлого века, манипулируя многотысячной толпой доверчивых вкладчиков, он был признан и обласкан властью ровно до того момента, пока не лопнула его финансовая пирамида. Ветер перемен подул быстро и неистово, заставив вчерашнего миллионера и любимца толпы прятаться и скитаться. Но в итоге он не смог избежать тюрьмы и умер в безвестности и нищете с вечным клеймом мошенника на челе. Жаль, что печальный опыт предшественников ничему не учит племя младое, незнакомое.
Но дело не в этом. Рассмотрим, как работает структура сетевого или многоуровневого маркетинга (англ. multilevel marketing, MLM) — концепции реализации товаров и услуг, в основе которой лежит создание разветвленной сети агентов, которые призваны не просто продавать воздух, но привлекать в свою секту всё новых и новых адептов, которым большие боссы обещают золотые горы и небо в алмазах.
Эту простую западную схему не так уж сложно перенести на литературную основу в условиях российских реалий. Именно таким нехитрым образом и возникла пресловутая “организация-которую-называть-можно”. Только в отличие от МММ эта структура не финансового, а, скорее, административного характера с претензией на монополию в молодёжной среде.
Если зайти на сайт данной “организации”, в разделе “О НАС” можно набрести на преинтересную вкладку “НАШИ ЦЕННОСТИ”. На этом моменте следует остановиться подробнее.
В Москве в издательстве “Манн, Иванов и Фербер” в 2022 году была издана увесистая книжица с броским рыночным названием “Лидер и племя” (пять уровней корпоративной культуры). О популярности этого шедевра можно судить уже по тому, что данная книга пережила уже не менее 9 изданий. В авторах сего “бестселлера” значатся Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт. Не спорю, возможно, кому-то книга послужила путеводителем в мир среднеуровневого менеджмента для развития бизнес-структур.
Вот что можно прочесть в описании к этому уважаемому изданию:
“Эта прорывная (! — выделено здесь и далее мной. — К.С.) книга, основанная на серьёзном 10-летнем (так! — К.С.) исследовании, поможет вам создать в компании сильную корпоративную культуру, даже если изначально та была агрессивной и разрушительной. Вы узнаете, почему некоторые выдающиеся лидеры терпят поражение, попадая в новую среду, а некоторые оказываются сильнее, чем казалось. Ответ кроется во взаимоотношениях между лидером и корпоративным “племенем”.
Люди всегда сбиваются в племена и выбирают себе лидеров. В руках лидера — дальнейший процесс: он, отслеживая вехи развития команды, может сделать великим своё племя, превратить всех его членов в единомышленников и сам добиться величия, а компания станет способной на великие дела и сможет поддерживать свою яркую творческую культуру самостоятельно...”
Итак, заглянем снова на сайт с “ценностями” “сообщества”.
“Мы убеждены, что жёсткая иерархия в современном мире не может быть эффективна для существования больших социокультурных сообществ”. “Организация-которую-называть-можно” “работает как “поле притяжения”, в котором находятся самостоятельные люди, объединённые главной целью: создать единое пространство писателей и читателей для творческого и личностного развития через приобщение к общенациональной (? — К.С.) традиции.
Кроме того, у сообщества есть — общие ценности. Ценности определяют поведение участников сообщества и наполняют смыслом их профессиональную и общественную деятельность.
Важно понимать, что ценности сообщества — это, по сути, многомерное пространство, в котором невозможно находиться, разделяя лишь часть установок, но не принимая остальные. Скажем, проповедовать “Творчество”, но игнорировать “Профессионализм”. Или говорить о “Традиции”, но стремиться к закрытости от представителей других сообществ или новичков”.
А теперь самое время вернуться к книге “Лидер и племя”.
Раздел “Определение ценностей
Компании, желающие подняться на четвертый уровень, должны понять: заняться определением общих ценностей (! – К.С.) необходимо прямо сейчас. Одно из самых распространенных заблуждений, с которым мы сталкивались в ходе нашего исследования, заключается в том, что ценности — привилегия компаний, у которых много денег, а бедные фирмочки должны фокусироваться на повседневных вопросах выживания. Но вот что мы обнаружили: все невероятно успешные организации, практически без исключения, поднимали тему ценностей как раз в те моменты, когда, казалось бы, они совсем не могли себе этого позволить. IDEO, Amgen, Группа частных клиентов CB Richard Ellis — все начинали с общего набора ценностей, может, по счастливой случайности, а может, и неспроста. Компании Amgen* точно повезло: в ней с самого начала доминировала культура ученых, которым не терпелось дружно взяться за дело. Так, в основу культуры легли научная добросовестность, соревновательность, командный труд, создание стоимости, обеспечение качества, сотрудничество, коммуникация, этичность — восемь ценностей, которыми компания продолжает руководствоваться по сей день”.
Затем идёт перечисление непосредственно этих самых ценностей, в книге их восемь, на сайте сообщества шесть. Как говорится, проявите смекалку, выполнив детский тест на сообразительность: найдите 10 отличий!
Но основная проблема таится в другом: чья это “общенациональная традиция”, какого народа, о которой ведётся речь на сайте? Ибо “сообщество” руководствуется для её создания приведёнными схемами трёх американских авторов: Дэйва Логана — преподавателя-консультанта по программе MBA в Школе Маршалла; Джона Кинга — коуч-тренера и Хэли Фишер-Райт — предпринимателя в сфере здравоохранения и педиатра.
Прискорбно обстоят дела в патриотическом стане, если родоначальниками “ценностей” этой русской патриотической структуры являются учитель, тренер и педиатр, родившиеся и постоянно проживающие в Соединённых Штатах Америки.
А отчего бы для разнообразия, выработки и адаптации стратегий не обратиться к иным работам общественных деятелей или дипломатов, философам? Коих на протяжении исторического развития страны рождалось немало. Фёдору Тютчеву, Василию Розанову, Константину Леонтьеву, наконец? Согласитесь, мягко говоря, странная несостыковочка. Впрочем, сравнительный анализ тем и хорош, что выводы для себя каждый сделает сам.
Так что же, в действительности, происходит?
Вероятнее всего, именно на сломе эпох патриотические силы, которые, казалось бы, должны тяготеть к консолидации, наоборот, стали меряться патриотическими причиндалами в окружность и длину. Одна группка организованных патриотов обвиняет другую в недостаточно рьяном, кондовом патриотизме, а вторая с третьей недавно изгрызлись вусмерть в телеграм-каналах.
Дожили! Но, чем дальше в лес, тем толще патриоты. И вот уже, практически стоя на танке или высовывая свои физиономии из учебной сапёрной машины, эти “лидеры стекольного царства симулякра” ничтоже сумняшеся лыбятся в фотообъектив для очередных инфоповодов. Но освещают, на минуточку, не что иное, как апофеоз собственной заскорузлой невоздержанности. Сразу видно, плоха, стара стала “мадам Воздержак”, мифический гротесковый образ которой плывёт и рассеивается над российской литературной современностью как дым, как утренний туман. Главное, чтобы “улыбка познанья играла на счастливом лице дурака”.
Помилуйте, господа, может, кому и стоит для храбрости выпить, чтобы продолжать стругать свои крепкие, как табуретка, вирши и дальше?
Вот “патриотический казачок” Олег Д. клянёт в своём телеграм-канале журнал “Наш современник”, исходя словесными миазмами: “Я не топлю. И Захар, уверен, не топит. Дело же в качестве. Никогда “Роман-газета” в нынешнем виде не встанет на одну ступень, скажем, с “Дружбой народов”, а “Москва” — с “Юностью”. Это очень разный уровень. Мне может не нравиться политика “Знамени”, но я знаю, что подавляющее количество текстов у них сделаны прилично и профессионально. Мне может нравиться политика “Нашего современника”, но качество публикующихся текстов там настолько низкое, что и обсуждать это как-то неловко”. Мелкотравчато и не по-мужски сталкивать издания, тем более, попутно навязывая свои “авторитетные” выводы доверчивому читателю.
Да, не тот уже “НС”, не тот... В России-матушке есть только один достойнейший, по мнению Олега, журнал “НН” (назван в честь региона). Но, право, становится до банального скучно, когда понимаешь: истерический вой поднят от того, что всё опять “сводилось к одному: отдайте мне, а не ему!”
Разумеется, в “НС”, остающемся на сегодняшний день одним из самых тиражных толстожурнальных изданий читающей России, несостоятельные вирши Олега Д. так до сих пор не напечатали (несмотря на многократные попытки автора), а в журнале “НН”, выходящем тиражом, который нужно рассматривать в микроскоп — отчаянно их публикуют. Вот мы, наконец, и “доврались до правды”, как говорил генерал-лейтенант, начальник внешней разведки Леонид Шебаршин.
Потрясающи примеры преображений Олега Д. — автора книги стихов “Белендрясы” и биографических изданий – который до недавнего времени состоял в Союзе писателей Москвы, публиковался в “Новом мире”, а затем шустренько переобулся в патриотические шузы, и теперь он уже куратор литературной мастерской Захара Прилепина. Или группы лиц, в недалёком прошлом промышлявшей в полуандеграундной среде, начинающей скакать, задрав не по возрасту коротенькие штанцы, по военным госпиталям в надежде на скромный кусочек грант-соц-обл-гор-поддержки.
А ради чего? Ради преференций, которые, не факт, что осуществятся, а позор-то, позор останется. Ибо в литературе надо “жить и помнить” долго.
Конечно же, мы полностью согласны со словами Александра Казинцева, утверждавшего, что “НС” никогда не ограничивал себя литературной повесткой, являясь органом направления, которое сам и создавал. Так что же происходит?
Чтобы лучше понять описанное мной ранее, давайте сравним “творения” того самого “вещего” Олега “дозетовских” времён и после:
СПИСОК Д<…> (из Цикла стихотворений)
* * *
заскорузлые пальцы художника
вызывают нешуточный трепет —
о, эти сучки Ренуара!
о, нервные культи Дали!
а вы ещё представьте
Беню Крика кисти Шульженко,
Рериха кисти Гогена
Гогена кисти Рериха
Уорхола гения Уорхола
и конечно Лимонова,
закубированного Паблом Пикассо!..
О-о-о, эта несбыточная роскошь —
назовём её списком Демидова
ТЫШЛЕР
девушка легкого повеления,
без руля и ветрил,
какого муссона, скажи мне,
ты забыла кудрявую голову
в этом пасмурном небе?
в голове
Мейерхольд ведает что,
то ли биомеханика сердца,
то ли подкорка брюзжит
Михоэлсом
а кто главный твой режиссер —
художник, поэт
или другой развязный жокей,
загоняющий в мыло
лошадь своего неземного таланта?
Бедная падучая лошадь авторского “неземного таланта” сдохла в чахлых конвульсиях, увы. А вдруг Z-повестка спасёт бездарный текст?
* * *
сами себя сожгли
сами себя обстреляли
страшные страшные русские
как странно они воюют
на наших землях
пока мы сидим под вишнями
и поедаем борщ с галушками
………..............................................
жалко только
что на кухне остывает борщ
а разговоры всё тише и глуше
и уже не на суржике а
и портретик Степана Андреевича
пришлось отколупать со стены
но свято место не бывает пусто
пусто
пу
* * *
а где-то там идёт война
а где-то там щебечут пули
а где-то там летит земля
и вместе с ней живые люди
а где-то на передовой
стригут окопы с блиндажами
и хлопчик будто бы живой
воюет голыми руками
……….........................................
и завтра будет новый день
и завтра тоже будет то же
а послезавтра только тень
которую мы все стреножим
Комментарии излишни.
Но, возможно, другая дива “батальона запасников” Елизавета Х., уроженка Донбасса, своим стихослагательством исправит это “безнадёжное дело”?
МЫ ИДЁМ
Пропылённые веком дороги.
Их пройти – нескончаемый труд.
Мы идём, мы отныне, как боги,
Наши ангелы — ангельски строги,
Направляя нас на Бахмут.
………..................................................
Пусть плевками свинцового яда
Мы обласканы, словно наградой, —
Всё равно мы идём на Херсон.
Далеко до конечного края,
Душновато под вражьим огнём.
Слышишь, песню “Землянка” играют?
Мы споем её, брат, на привале.
А пока — мы идём, мы идём...
Как видим, никакая “повестка” не спасает их убогое многословное стихоплётство от нарочито взятой графоманской ноты. Здесь думается уместным привести всего несколько строчек настоящей, подлинной поэзии, авторства Юлии Владимировны Друниной: “Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне”. И примеров тому — сотни. Стихи Сергея Орлова, Семёна Гудзенко, Юрия Кузнецова, Юрия Левитанского, Александра Межирова, Бориса Слуцкого, Константина Симонова...
Вот что происходит!
Но некоторые “отличившиеся” договорились до того, что: “Журнал — это всего лишь журнал. А то, что сотворил лидер “организации-которую-назвать-можно” за 6 лет, гораздо важнее. Это будущее литературы, и он должен продолжить этот путь. А все, с кем он работает, обязаны поддержать талантливого руководителя!”.
И совсем не разумеет наш записной седовласый “классик говорения” местного разлива, что оскорбил-то он не столько нынешнее руководство журнала, сколько великое историческое литературно-художественное наследие издания с двадцатиоднолетним руководством журналом Сергея Викулова (с рассказами Василия Шукшина, Виктора Астафьева, прозой Белова, Распутина, стихами Николая Рубцова), а затем и тридцатилетний период главного редакторства Станислава Куняева, обесценил почти сорокалетнюю службу в журнале Александра Казинцева и наших авторов в лице Михаила Тарковского, Андрея Убогого, Михаила Чванова, Надежды Мирошниченко, Александра Проханова, Евгения Чепурных идр. Что сказать, силён в своих умозрениях “рыбинский стихотворец” с лошадиной фамилией.
Резюмируя сказанное, обратим внимание — у каждого российского журнального “толстяка” есть своя как историческая, так и литературно-художественная ценность, сформированный пул авторов, чёткая иерархичность, система профессиональной редакторской выбраковки. Абсолютно все существующие на сегодняшний день в России толстые журналы являются частью национального культурного наследия, достоянием, которое необходимо беречь.
А что, собственно говоря, породила та самая “организация-которую-называть-можно” за почти семилетний период буффонадской деятельности? Какие профессиональные даровитые авторы вышли из её самодеятельного литературного лона? Имена, господа, имена! “...Проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека”! Но нет, подлинной литературе нет места на этом празднике жизни, ведь главная задача этого сообщества состоит в том, чтобы в бесконечных потугах за звание большего патриота и лучшего писателя неизменно выходить на самих себя.
В заключение мне остаётся только пожелать нашим новоиспечённым “рыцарям патриотического словоблудия” — мужества! Как завещала царственная Анна Ахматова:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Да не покинет вас мужество, дорогие виршеплёты и делатели литпроцесса, признать безоговорочную художественную убогость своих писаний, а проще говоря, полную творческую импотенцию.
Вскрывая ещё один из острых нарывов мировоззренческих пертурбаций литпроцесса последнего времени, хочется спросить: доколе переобуваться будем, товарищи-стахановцы литгалер? Вероятно, вам грезится, что со сменой повестки ваши косноязычные стихотворные экзерсисы наберут вес и значимость? Но смею вас заверить — повестки приходят и уходят, и только литература (талантливая, настоящая) остаётся.
А дорогим редакторам “Нашего современника” и всех без исключения выпускающихся в стране толстых литературно-художественных и общественно-политических изданий пожелаем одно (единственное, что у нас с вами, может быть, осталось): в эпоху тотального перепроизводства книжной продукции, глобального падения читательской взыскательности и художественного вкуса, наконец, в эту “эпоху чудовищных перемен” — сохранить русскую речь, великое русское слово.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
https://smlspr.ru/o-nas/cennosti-sml-spr
https://www.amgen.com
https://secretmag.ru/stories/dengi-eto-bumaga-7-paradoksov-sergeya-mavrodi-kotorye-porazhayut-do-sik...
http://www.nashasreda.ru
https://www.soyuzpisateley.ru/publication.php?id=498
https://otechestvo.moe/demidov
“Лидер и племя”. “Манн, Иванов и Фербер”, 2022, М. (с.165-171).
* Amgen — биофармацевтическая компания со штаб-квартирой в городе Таузанд-Окс, Калифорния. Amgen является крупнейшей в мире независимой биотехнологической фирмой. Наименование Amgen («Амджен») это слово-гибрид от первоначального названия компании: Applied Molecular Genetics (Прикладная молекулярная генетика), которое стало официальным названием компании в 1983 году (через три года после регистрации, совпавшей с её IPO (первичным публичным размещением). В ноябре 1998 года компания Immunex (в 2002 году приобретена компанией Amgen) получила одобрение для Enbrel (этанерцепт), первого препарата для лечения ревматоидного артрита, таргетированного на фактор некроза опухоли. 6 июня 2010 Amgen получила одобрение от FDA на препарат Prolia, белковое лекарственное средстве для лечения постклимактерического остеопороза.