Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        МИХАИЛ ГУНДАРИН НАШ СОВРЕМЕННИК № 5 2025

        Направление
        Книжный обзор
        Автор публикации
        МИХАИЛ ГУНДАРИН

        Описание

        БЕДНЫЙ ПЛУТ БАРЕТКИН

        Елена Сафронова. Ультра-Бареткин: Сатирико-фантастический роман / Елена Сафронова. — М.; СПб.: “Т8 Издательские Технологии” / “Пальмира”, 2024. — 169 с.

        Книга Елены Сафроновой “Ультра-Бареткин”, — современный плутовской роман, но с нюансами, выводящими книгу за пределы чистого жанра. Это, конечно, хорошо — плуты, герои или антигерои нашего времени, уже успели несколько поднадоесть. Как и “формульные” книжки про них. Хорошо было Томасу Манну писать свои “Признания авантюриста Феликса Круля”, экспериментируя с вводом массового жанра в “большую литературу”. Сейчас, когда все на свете перемешано, впору массовые жанры из неё выводить.
        Нюанс заключается в авторском отношении к герою — тому самому Бареткину. Смешная фамилия. Говорящая. Баретки — это дешёвенькие, простенькие, как правило, матерчатые туфельки. Не модельная обувь. А просто тапочки, в которых далеко и не уйдёшь. И в приличные места показываться неудобно.
        Поначалу кажется, что уйти-то можно. Яркими, сугубо сатирическими красками в книге описано, как Бареткин, лишенный рефлексии и вообще положительных качеств, пробивался в жизни, подтасовывая и жульничая по мелочам (например, пользуясь положением папы — полковника полиции). Как стал доцентом, защитившись по крайне сомнительной теме (но об этой теме ниже). Какой человек, сталкивающийся с системой гуманитарного знания, а уж тем более в этой системе работающий, не засмеётся, встретив описание методики диссертационной работы героя: “красным карандашом он подчеркнул в тексте трактата слово “благородство”, затем слово “честь”, затем их примерные синонимы — “доблесть”, “добродетель”, “достоинство”, затем развернутые определения типа “благородный муж”, “достойное деяние” и все это сложил последовательно на калькуляторе. Потом подсчитал все остальные слова синим карандашом. Разделив “синие” слова поочередно на количество упоминаний каждого из “красных” терминов и назвав этот метод количественным анализом текста, изобретательный Бареткин получил ряд цифр, которые назвал коэффициентами”. Очень знакомо...
        Покинул родной Харьков, чтобы покорить Москву, и даже сумел отчасти сделать это... А дальше история плута-победителя превращается в историю маленького человека-неудачника.
        Нам становится даже его жалко. И не случайно именно с ударов судьбы начинается книга: “Доцент Бареткин враз потерял всё. Жену, работу, социальный статус, научные и преподавательские перспективы. Да и вопрос “крыши над головой” с каждым днем нависал над его постоянно нахмуренным челом все более угрожающе”.
        В общем, ведь сам виноват, что потерял. Зарвался. Утратил связь с реальностью. Но почему? Потому что наглец и дурак? А вот и нет. Потому, что, покоряя свои невеликие высоты, Бареткин всё же не стал законченным подлецом и циником. Потому как была у него одна высокая, подлинная страсть — к судьбе некоего итальянского авантюриста эпохи Возрождения Перуджино Бенвенутти, немало (как и сам герой) пострадавшего в жизни. Именно о нём была бареткинская диссертация “с подчеркиваниями”. И читатель начинает вдруг сопереживать Бареткину, становящемуся из циника — чудиком. Тем более, что в книге есть и настоящие плуты и жулики — вроде некоего Гриши Белокуренко, политического проходимца, от которого тоже пострадал не разбирающийся в людях наш герой...
        Да и как не жалеть его, если он, по собственному ощущению, после всех неудач “превратился в игрушку-андроида. Деревянного. Или пластикового. Неодушевленного, неуважаемого. Никем не любимого. Никому не нужного. И если его сейчас уронят или прищемят дверью, пластиковое тело треснет, пластиковое лицо сомнётся... но никого это не испугает, ни в ком не вызовет сострадания... его просто выбросят в ближайшую урну... и самым страшным будет — что и сам андроид не почувствует боли...”.
        При этом не больно умный, не больно симпатичный Бареткин не сдаётся. Вот важный эпизод, когда он, вынужденный устроиться консьержем в подмосковный ЖК, вопреки всякой логике пытается продвигать своего кумира:
        “Здороваясь с жителями подъезда и их гостями, он заговаривал о любимом Перуджино Бенвенутти, указывал на его портрет, предлагал прочесть свою диссертацию. Люди уворачивались от него, как тараканы от тапочка. Имели место оскорбления, посылы в и на, угрозы, разговоры с мужьями, неправильно понявшими Бронины обращения к жёнам... Ничего не помогало. Упорный, как Галилей (впрочем, кажется, уже пора поминать Яна Гуса!), Броня старался просветить некультурных жителей дома. Однажды в подъезде появилось объявление, написанное на ватманском листе чертёжными буквами: “Всем! Всем! Всем! Сегодня, в воскресенье, 11 декабря, в 16.00, в холле первого этажа состоится лекция: “Перуджино Бенвенутти — мыслитель, обогнавший время”. Явка чрезвычайно желательна!”. И хотя никто на лекцию не явился, и вообще в указанный час подъезд словно вымер, Броня взял в руки свою диссертацию, вышел в холл и начал с выражением зачитывать из нее целые куски, адресуясь к стенам и закрытым дверям”.
        И правда, он не стал ни симпатичнее, ни умнее, но страдание к концу книги его в наших глазах очищает. Всё как положено! А что страдает Бареткин из-за какой-то, по мнению всего человечества, сущей ерунды, делает нам его ещё ближе. Ведь все мы из-за такой ерунды страдаем. Каждый из-за своей. Тем более, как обмолвился где-то автор о своем герое “Он по природе был созерцателем, а не деятелем”. А кому эти созерцатели по-настоящему опасны! Разве что самим себе.
        Книга читается легко и более того — с удовольствием. В ней много ярких описаний эпизодов и реалий современной жизни — тут и школа, и институт, и сомнительный “благотворительный фонд”, и просто уличные и бытовые сценки. Помимо героя, в книге немало портретов-набросков, сделанных по законам сатирического жанра, но вполне узнаваемых.
        Да и с Бареткиным мы переживаем именно что приключения, эмоциональные качели, не слишком обременительные. Скорее приятные. Можно и о жизни подумать, и поулыбаться.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог