ТАК РОЖДАЕТСЯ
ПЕСНЯ ГОРЦА
ШЕЙХ
Мой будущий отец Шейх
родился в этих горах,
но день его рождения не известен никому,
потому что он определялся по времени
поклонения земле, принимающей семя
или возвращающей его плоды.
Тогда не было деления мужчин
на мальчиков, юношей и зрелых джигитов.
Натянутая тетива их тел
была облечена в черкески,
кинжалы самых бедных горцев
были дороже всего, чем они владели,
а их чёрные папахи бросали вызов облакам.
Когда время пришло в горы,
черкески стали исчезать,
кинжалы, призванные защищать честь
и напоминать о цене слова и поступка,
оказались врагом цивилизации,
признающей силу безликих
или право пальца на кнопке чемоданчика,
право тех, кто прячется за силой бомб,
разрывающих чрево земли,
или сдувающих жизнь с планеты
невидимым ветром, выпущенным из пробирок.
Люди благоразумно подчинились времени,
но Шейх был упрям до безумия,
как считали люди,
поэтому он никогда не расставался
с черкеской, кинжалом и белой папахой,
по которой его все узнавали.
Он часто уходил выше гор,
потому что его гордыня не позволяла наклониться
к земле,
чтобы вспахать ее.
Он выбрал себе ремесло царей
и пас овец в небесных облаках,
шагая с посохом по краю бездн,
которым он был так же предан,
как своим отарам и облакам.
От рождения и до поздних седин
его не было в моей жизни.
Но теперь, когда проводы братьев
ведут меня к родовому кладбищу в Убра,
я всё чаще вижу в обители Вечности
над вершинами Турчидага
всадника в белой папахе,
проплывающего за тонкорунными облаками.
Его хладное от снегов тело звенит, как тетива,
его преданный конь так же не касается земли,
его снежная бурка летит над руинами Убра,
которое, как бы ни старалось,
не смеет разрушить время.
Когда я,
обласканная в городе временем,
встречаю людей, не помнящих вершины Дома
и облюбовавших серпентарий,
я с удивлением чувствую,
как во мне просыпается неведомая сила,
опасная для меня самой,
и когда я пытаюсь подавить ее,
подняв глаза к небесам,
тень вечного всадника
в белой папахе
напоминает мне
Имя моего отца
и не оставляет пути к отступлению.
ПЛАТОК
Когда уходит мама,
забытьё ушедшего
вдруг проступает на полотне сегодняшнего дня
и открывает двери в тайники,
которые всегда были распахнуты,
но яркий дневной свет жизни
мешал нам увидеть то,
о чем мамы не умели или не хотели говорить.
Когда уходит мама,
по обычаю надо раздать её вещи.
Я раздала всё,
но когда в моих руках
оказалось несколько её платков,
время сначала остановилось,
а потом развернулось так,
что я оказалась в старом деревянном домике,
сползающем с высокого берега в реку.
Пока мама придет с работы,
мы с братом и сестрой весело прыгали,
раскачивая хибарку и надеясь немного полетать в ней,
оказаться рядом со школой,
куда нас, может быть, заберут,
как Филипка из любимой детской книжки.
Иногда, когда хозяева дома во дворе,
называвшие нас квартирантами,
куда-то уходили,
мы через щели запертой двери
смотрели, как их огромный пес Аргут
рвётся с цепи у нашей двери.
Мама приходила с работы вечером,
и ее красивое строгое лицо было сурово.
Она носила тёмные большие платки,
перебрасывая их длинные концы с кистями за плечи.
Дома она завязывала косынку
и начинала таскать дрова и уголь,
топить печь, очищая от золы,
носить воду из крана на соседней улице.
Потом она шла за керосином,
вынимала длинные лампы из стеклянной связки,
а мы смотрели, как робко вспыхивает фитилёк
и начинает густо дымиться,
бросая большие тени на стены.
Когда удавалось увидеть маму без платка,
я смотрела на ее тяжелые косы до пояса,
которые она быстрым движением завязывала в узел,
и понимала, что она молода,
а это большая тайна.
Наверное, платок защищал ее от молодости.
В моем детстве
в каждом доме были сундуки.
Я долго стеснялась их,
считая признаком отсталости.
О, этот сундук нашего детства!
Сколько печалей он доставил мне
и сколько радостей маме.
В этом пустом сундуке на дне
было самое дорогое мамино богатство-
несколько больших платков с кистями:
Один синий-синий из тончайшего шелка,
другой – кипенно-белый
и еще один поплотнее со сказочными большими цветами.
Мама знала, какой платок кто и когда ей подарил,
особенно ценила она свадебный платок
и тот, что достался от мамы и бабушки.
Когда она брала их на руки,
её лицо светлело,
суровость лица исчезала,
и хотя улыбка была печальна,
она была!
Когда она набрасывала яркий платок на себя,
я делала вид, что не вижу,
потому что мама оборачивалась на нас,
и только убедившись, что мы не смотрим на нее,
поворачивалась перед зеркалом
и удивленно смотрела на себя другую.
Платок говорил о жизни,
в которой много красок и радости,
и эту радость надо было передать дочерям,
их будущей судьбе.
Поэтому мама любовно складывала платки в сундук
и говорила, что по нашим обычаям,
чтобы достойно отдать дочь замуж,
надо собирать платки в приданое с рождения:
они так дороги, а нужно раздать всем будущим родственницам
и сложить дочери в подарок.
В новой для нее городской жизни
менялось отношение ко многому,
а она оставалась собой.
В моем гардеробе никогда не было платков,
но когда я теперь перебираю самое ценное,
что есть в моем доме,
под бликами солнца на кашемировом плато
вспыхивают гирлянды цветов,
ветвятся яблоневые сады,
а кисти полыхают как гривы сказочных скакунов.
И я прячу их,
чтобы капля горечи и тоски не обожгла случайно
эхо другой жизни.
НАЕДИНЕ С НЕБОМ
Самое сокровенное в горах
дано человеку изначально
в такой первозданной красоте,
что ты обречен молчать о нем,
чтобы не уронить себя
состязанием с Небом.
Горцы говорят с Ним на одном языке,
и этот язык звучит лишь в глубине сердца,
к которой прислушивается высота.
Когда она слушает тебя слишком долго,
голос начинает гулко пульсировать,
как растущее сердце, а боль невыразимого
становится слишком тяжела.
Ты должен отпустить её на волю —
только наедине с небом
она обретет крылья.
Так рождается песня горца.
Песню своего сердца
ты не можешь доверить людям,
отлученным от неба.
Эхо каменных обвалов в твоих песнях
разрушит стены и своды зала,
мощь преодоления,
вырывающаяся вулканом из груди,
покажется им дикостью,
боль, спрятавшаяся в ярости вопрошаний,
напугает их,
а тоска,
в которой прячется самая высокая любовь,
окажется им не по росту.
Поэтому горцы поют небу,
вершинам, скалам, бездне,
ущельям, родникам, альпийским цветам,
гроздьям звезд над головой,
тминной печали и зову чабреца.
Так рождались языки Кавказа,
на которых говорят с вечным.
Может, в этом секрет того,
что рожденный в горах
всегда возвращается к ним?
Впрочем, среди людей,
когда-либо услыхавших песни гор,
всегда находится тот,
кто уходит за ними к вершинам.
ГОЛОС
Один мой голос — золотой —
Им правлю колесницей,
Он словно колос налитой,
Созревшая пшеница.
Другой — серебряный, ночной,
Весь в лунных переливах —
Зовёт над заводью речной,
Тебя найти не в силах.
А ты — блуждающий огонь
В лесной ночи пугливой.
Какой свободой ослеплён,
Какое ищешь диво?
Медовый голос, золотой,
Серебряный, летящий —
Дневной мой голос и ночной,
Ликующе-скорбящий.
Что делать с флейтой горловой?
Петь солнцу, ветру, травам,
Пройти мелодией сквозной
По всем земным октавам...
МИЯСАТ МУСЛИМОВА НАШ СОВРЕМЕННИК № 1 2025
Направление
Поэзия
Автор публикации
МИЯСАТ МУСЛИМОВА
Описание
МУСЛИМОВА Миясат Шейховна родилась в 1960 году в селении Убра Лакского района. Окончила филологический факультет, в 1999-м – юридический факультет ДГУ. Поэт, переводчик, литературный критик. Профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Дагестанского государственного университета. Председатель Дагестанского отделения Союза российских писателей. Лауреат литературной премии имени Расула Гамзатова. Автор сборника публицистики «Испытание свободой» и нескольких поэтических сборников. Член Союза журналистов России. Член Союза российских писателей. Живёт в Дагестане.
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос