КНИГА И ХУДОЖНИК:
СОЗВУЧНОСТЬ СЛОВА И ОБРАЗА
Книга является величайшим достижением человеческой культуры. За период своей истории книга прошла длинный, непростой, порой трагичный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера до египетских папирусов, через пергаментные книги, где может поместиться целая библиотека. Сегодня электронная книга представляет собой голый контент, высвечивающийся на холодном экране.
Текст на компьютере можно назвать книгой лишь условно. Только держа в руках настоящую книгу, можно погрузиться в её мир, почувствовать и понять её историю, оценить громадный труд не только автора, но и всех, кто подарил ей жизнь. К сожалению, в современном мире компьютеров бумажная книга стала терять свою ценность. Однако в будущем, по мнению писателя-фантаста Станислава Лема (“Магелланово облако”), любую книгу, из любой точки земного шара можно будет получить в кратчайший срок, при этом будет передан не только контент, но все внешние и внутренние детали оформления книги.
Самая древняя русская рукописная книга, дошедшая до наших дней, — Остромирово Евангелие (1056-1057). Она написана на пергаменте и является образцом письменного искусства наших предков. Остромирово Евангелие — свидетель нашей тысячелетней истории, книга, реально, физически сохранившаяся от глубокой древности до наших дней. Кроме миниатюр, рукопись украшают орнаменты разного назначения: красочные заставки, разделители текста и множество инициалов. Совершенство каллиграфии и художественного оформления рукописи говорит о высоком искусстве изготовления книги в то время. По мнению знатока древнерусского книжного искусства Н.Н.Розова, “русскую книгу с самого начала её существования следует рассматривать как синтез словесного и изобразительного искусства” (6).
С появлением кодекса возникает и переплёт. Переплёты особо роскошных книг изготавливались из золота и серебра, их украшали чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями. Старинные русские переплёты такого типа называли окладами. В Оружейной палате Московского Кремля хранится оклад Евангелия, выполненный одним из лучших мастеров того времени Гаврилой Евдокимовым в 1631 году. Русские мастера XVII века в совершенстве владели искусством украшения окладов. В то время книгу ценили и относились к ней бережно. Первое, что спасали в осаждённых городах Руси во времена татаро-монгольских нашествий, были дети и книги. В средневековой Европе книги приковывали цепями к полкам или столам. Распространение просвещения, образования привело к расширению спроса на книгу, что способствовало возникновению книгопечатания в 40-х годах XV века. Выдающимся памятником, положившим начало русскому книгопечатанию, является “Апостол”, изданный в 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. Эта книга — выдающийся образец полиграфического искусства, оказавший влияние на последующее книгопечатание. В XVIII веке в России после реформ Петра начался быстрый рост культуры и подъём книгоиздательского дела. К 1708–1710 относится важное событие — замена кирилловского шрифта “гражданским”. “Собрание разных сочинений и переводов Михайлы Ломоносова” было первым собранием стихов, напечатанным “гражданским” шрифтом.
С развитием книгопечатания меняется и переплёт. Он перестаёт быть уникальным произведением ювелирного искусства и в основном служит практическим целям — предохранению книги от внешних воздействий. В XX веке начинается выпуск карманных книжек в бумажной обложке, в результате чего увеличивается количество изданий. Одновременно XX век становится временем расцвета библиофильской книги, сыгравшей большую роль в становлении книжной культуры.
Книге пришлось выдерживать конкуренцию со средствами массовой информации. Была выдвинута теория её отмирания. Вместе с тем развитие электронной техники привело к упрощению, удешевлению и ускорению изготовления, росту книгоиздания. Наметился переход к использованию художественных средств для выявления функциональных особенностей книги (4).
Проследить основные этапы истории печатной книги можно на постоянно действующей экспозиции музея книги Российской государственной библиотеки. Здесь наглядно представлены уникальные экземпляры иностранных и отечественных изданий XV–XXI веков, образцы тиражной и оригинальной графики, полиграфические материалы и инструменты, мемориальные вещи выдающихся деятелей книжного дела, более 1000 книг и предметов, связанных с чтением и письмом. Здесь представлены древнейшие формы книги (папирусный свиток, глиняная табличка, нетрадиционные формы восточной книги на листьях пальмы и бумаги, факсимильное воспроизведение раннего пергаментного кодекса).
Представлены также “Архангельское Евангелие” 1092 года и 42-строчная Библия Иоганна Гутенберга XV века, украшенные инициалами и орнаментами европейские первопечатные книги; первые книги кирилловского шрифта, изданные Швайпольтом Фиолем, Франциском Скориной и Иваном Фёдоровым на территории России, Белоруссии, Польши, Украины. Тематические разделы позволяют проследить, как менялись и совершенствовались основные элементы книги: титульный лист, переплёт, шрифт, иллюстрации. В экспозиции представлены первые издания знаменитых писателей и учёных, экземпляры из собраний известных коллекционеров, российских и иностранных монархов и членов их семей, подлинные шедевры книжного искусства, необычные издания на обоях, шёлке и пробке, миниатюрные книги величиной менее сантиметра.
С древних времён книга является работой не только автора, но и художника. На Руси в XI веке появляются книги с иллюстрациями, орнаментом, декоративными знаками и иными графическими элементами. Оформить книгу — это значит придать ей законченную форму. Автору и художнику предстоит пройти вместе этот долгий и порой мучительный путь. Все элементы книжного оформления создают целостное произведение искусства. Главной задачей книжного дизайна является художественное выражение смысла текста. Оформление обложки — одна из важнейших составляющих выпуска печатной продукции Она предназначена для первого ознакомления с произведением и несёт в себе максимально полную информацию о нём. Иллюстрация — сама по себе предмет искусства.
Главным назначением иллюстрации является визуальное воплощение идеи автора произведения. Иллюстрации таких известных художников, как Гюстав Доре, Джордж Крукшенк Педерсен, неизменно присутствуют в большинстве художественных изданий. Работы известных художников Ивана Библибина, Бориса Дехтерева, Владимира Сутеева, Владимира Фаворского и многих других вызывают интерес библиофилов при покупке книг. Обложка, иллюстрации, шрифт, виньетки, поля, буквицы создают единый ансамбль, формируют эстетику книги (2).
Эстетическая функция важна для всего издания. Каждый читатель, безусловно, предпочтёт рационально и эстетически сконструированную книгу в красивом переплёте и с выразительными иллюстрациями. Именно такую новую книгу выпустило издательство “Пашков дом” Российской государственной библиотеки можайских краеведов О.В.Фёдоровой и В.И.Фёдорова об их земляке В.В.Покатове, талантливом художнике книги, графике, ксилографе, поэте, журналисте — “Искусство Валерия Покатова: страницы жизни и творчества”.
Книга издана в замечательном переплёте, имеет увеличенный формат с изящным золотым окаймлением, отпечатана тиражом 300 экземпляров и снабжена яркими, красочными репродукциями работ Покатова. Первую страницу коричневой обложки украшает выполненный Покатовым портрет русского историка Николая Михайловича Карамзина (ксилография, 2015), четвёртую — его же “Деревенька” (картон, масло, 1977). На титульном листе фотография Валерия Владимировича в рабочем кабинете с книгой в руках и строки из его стихотворения. Авторы-искусствоведы тщательно проводят глубокое научное изучение работ художника как в станковой графике, книжной иллюстрации, книжной серии, книжных знаков, так и в поэзии. Достоинством монографии, несомненно, является и на редкость подробное “Приложение”, украшающее книгу и повышающее её научную значимость. Оно включает страницы жизни и творчества В.В.Покатова: публикации о его творчестве; литературные произведения художника, информацию о выставках с участием В.В.Покатова; места хранения его произведений; награды. Издание прекрасно иллюстрировано работами художника, значительная часть которых выполнена в цвете и даёт представление о его ярком даровании.
Уже в ранних его работах чувствуется рука будущего мастера. Всего несколькими штрихами в карандаше он создаёт зримые образы православных храмов можайской земли, в этюдах 90-х годов изображает родную деревушку, избы, заборы, пруд, мостик, так трогающие душу любовью к родному краю. А как точно передаётся почти неуловимое мгновение вдохновения великого поэта в работе художника “А.С.Пушкин за работой” (цветной карандаш, 2001 г.)... Валерий Покатов — главный художник издательства “Пашков дом” Российской государственной библиотеки, служит в её стенах уже более двадцати лет. Он посвятил свою жизнь книге, её художественному оформлению и иллюстрированию книжных изданий, созданию множества гравюр, мастерски выполненных в технике ксилографии. Покатов — президент Российской ассоциации экслибриса Международного союза книголюбов, член Московского союза художников и Московского союза журналистов.
Многогранный талант художника и поэта Валерия Покатова востребован, его работы хранятся в отечественных и зарубежных музеях, а также в частых коллекциях. Перечень публикаций о творчестве В.Покатова включает как отечественные журналы, так и иностранные.
От Можайской земли, взрастившей видных учёных, литераторов, художников, начался творческий путь Валерия Покатова. Он родился в благодатном месте, в небольшой деревушке с забавным и милым названием Корытцево 17 сентября 1946 года в семье сельского учителя Владимира Архиповича Покатова, человека с мягким, отзывчивым характером и самобытным нравом, любящего природу и прекрасно знающего флору и фауну родного края и обладающего хорошим музыкальным слухом. Уже в раннем детстве Валерий Покатов проявил способности к сочинению стихов, рисованию и музыке. В дальнейшем рисование и поэзия становятся для него главными спутниками жизни, “не давая ни отвлечься, ни расслабиться”. Валерий Покатов избирает своей профессией графическое искусство и создание книги. Он рисовал пером, тушью, чёрным и цветным карандашом, акварелью, гуашью, увлекался гравированием. Его первые опыты работы с гравюрой относятся к середине 60-х годов прошлого века. В 1965 года в Можайском доме пионеров среди гравюр юного художника экспонировалась линогравюра “Олениха с оленёнком” — трогательная сцена, где крупным планом изображена настороженная самка оленя, кормящая маленького оленёнка. В этой работе явно проступали разнообразный уверенный штрих и твёрдость руки будущего мастера (7). Любуясь этюдами 90-х (памятники старины, храмы, сотворённые руками русских зодчих идр.), невольно вспоминаешь рубцовскую строку: “Тихая моя родина...” Природа малой родины душевно воспета и в покатовских глубоких и душевных стихах.
В мир книги Валерий Покатов входит, будучи студентом четвёртого курса художественного факультета Московского полиграфического института, когда его пригласили занять должность художественного редактора в издательстве “Современник”. С 1978-го по 2000 год он работал в этом издательстве, где прошёл путь от художественного руководителя до заместителя директора издательства. Эта работа стала главной школой и творческой мастерской для Валерия Покатова. “Здесь сформировалось его воззрение на книгу как общественное и культурное явление, здесь утверждались сложные пути и способы разработки, режиссуры книжного издания как особого материально-духовного, целостного организма”, — отмечает известный искусствовед, профессор, кандидат искусствоведения Ю.И.Чувашев (8). Через его руки прошло более тысячи книг отечественных авторов, а около семисот изданий было проиллюстрировано и оформлено им в качестве художника в различных издательствах: “Современнике”, “Молодой гвардии”, “Правде”, “Русском мире”, “Жизни и мысли”, “Летописи”, “Ладье”, “Лабиринте”, “Вече”, издательствах Сретенского монастыря и ИМЛИ РАН, журнала “Наш современник” идр.
Наиболее важными и продуктивными результатами этой деятельности сам художник считает “Мир поэзии”, “Золотое перо России”, “Под грифом “секретно”, “Русский мир в лицах”, “Литературная премия Александра Солженицына” идр.
В 2000 году он приходит в издательство “Пашков дом” Российской государственной библиотеки на должность художника уже сложившимся мастером с обширным опытом и значительным багажом. Здесь он разрабатывает проекты оформления серий “Библиотека: новые возможности”, “Автор, книга, судьба”, “Духовное чтение”, “Отечественная история библиотечного дела”, “В кругу книг и друзей”, “Коллекции Российской государственной библиотеки”, “Вивлиофика: история книги и изучение книжных памятников”, “Румянцевские чтения”, а также серию книг, посвящённых Победе и Великой Отечественной войне, и серию, посвящённую деятельности директоров Российской государственной библиотеки.
Значительный вклад Валерий Покатов внёс и в художественное оформление книг проекта “Классика мировой литературы: Слово и образ”, реализованного Российской государственной библиотекой и некоммерческим партнёрством “Библиотечная Ассамблея Евразии” при спонсорской поддержке ВТБ. Художником были разработаны логотипы издания, проекты внешнего оформления книг этой серии, выполнены оригиналы переплётов и футляров, а также созданы штриховые портреты классиков для типографского тиснения, кроме того — оригинальные декоративные украшения для книг: П.П.Ершов “Конёк-Горбунок” и В.И.Даль “Пословицы русского народа” (8).
Целый ряд изданий, спроектированных и оформленных художником, были отмечены как лучшие издания года, а именно: “Быть России в благоденствии и славе”, “Виды Санктпетербурго-Московской железной дороги” Августа Петцольда, “Государственный канцлер России Н.П.Румянцев” Ф.Молчанова, “Роковая война России: путеводитель по книгам о Первой мировой” В.М.Мешкова. Одна из последних работ В.В.Покатова — это художественное оформление книги “Вспоминая военное детство: Ветераны Российской государственной библиотеки о днях Великой Отечественной войны” (1). Её авторы вспоминают своё военное детство, дороги войны. Обложка тёмно-синего цвета с разбросанным по её полю мелкими букетиками незабудок и маргариток, на лицевой стороне обложки в правом верхнем углу оранжевыми буквами выведено название книги, а в правом нижнем — запоминающийся книжный знак, изображающий наполовину раскрытую книгу, Вечный огонь и Пашков дом. С правого угла до левого по диагонали художник эффектно помещает сохранившиеся фотографии детей войны — авторов этой книги. Фотографии расположены на фоне писем-треугольников с фронта и извещений. Кроме того, художник помещает на первых страницах книги сохранившиеся в архиве с военного времени фотографии детей и Румянцевского зала Российской государственной библиотеки, наполненного юными читателями, здесь же и читательский билет (1946) юной читательницы.
В статье Ю.И.Чувашева “Художник и время. Сорок лет в книжном искусстве” даётся обзор сорокалетней творческой деятельности Валерия Покатова: “На протяжении 40 лет Валерий Покатов творит, удивляет и радует своих почитателей новыми работами, совершенствованием и возрастанием своего мастерства. Искусство книги, сама книга для Покатова — не только особый предмет приложения творческих сил, художественного вдохновения, но и объект неувядающий любви, преклонения, почитания и восхищения” (8). “Традиционной книге формы кодекса — великому изобретению человеческого ума — около двух тысяч лет, — говорил Покатов. — Сейчас с ней начинают соперничать электронные носители информации. Но всё же теплоту, приятную упругость, естественную матовость и материальность бумажного листа, романтический шелест страниц, рельеф напечатанных знаков трудно заменить светящим экраном... Книга, как известно, — хранительница знания, нашей исторической памяти, книга была и остаётся просветительницей для всех времён и народов” (5).
“Его гражданская позиция, любовь к своей земле никак не афишируется, она в его стихах, в пластических образах и композициях. Общечеловеческие культурные и духовные ценности... также дороги и близки его душе. И это тоже неотъемлемая сторона гражданской позиции художника В.Покатова (8).
На выставке Покатова “Художник и время” в Российской государственной библиотеке были представлены прекрасные работы — портреты как русских деятелей истории и культуры, так и зарубежных: Александра Невского, Иоанна IX, А.В.Суворова, М.Д.Скобелева, Патриарха Гермогена, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.Ю.Лермонтова, А.А.Ахматовой, И.А.Бунина, А.А.Блока, Шекспира, Леопарди, Микеланджело Буанарроти, Петрарки, Бодлера и многих других, выполненных В.В.Покатовым в технике ксилографии для различных книжных изданий.
Покатов в процессе художественной деятельности освоил разные тиражные графические техники: линогравюру, офорт, — но душой он, по выражению искусствоведа Ю.И.Чувашева, “прибился, прикипел к ксилографии, которой остаётся верен на протяжении всей творческой биографии”. У гравюры на дереве древняя, славная и уникальная традиция. Первый датированный оттиск сделан в Китае и относится к VIII веку первого тысячелетия, а расцвет приходится на эпоху Возрождения, где благодаря Дюреру и резчику Иерониму Андрэ создаются шедевры ксилографического искусства. Гравюра на дереве существовала как продольная, или обрезная. В конце XVIII века английский гравёр Томас Бьюик начинает гравировать на дощечках поперечного распила, совершив своеобразный переворот в истории гравюры на дереве, отсюда и название — “торцевая ксилография”. Обновлённая техника ксилографии позволила использовать как чёрный, так и белый цвет с немыслимой ранее свободой и выразительностью; изображение обрело неведомые доселе возможности — резкие контрасты, мягкие переходы тона от бездонно-чёрного к сверкающему белому и т.п. Ксилография становится искусством рафинированным, органично входящим в пространство печатной книги, идеально гармонирующим с книжным шрифтом, являющимся, по сути, строго организованным набором миниатюрных гравюр, шрифтовых знаков. Именно эта уникальная техника торцевой гравюры ещё с юношеских времён очаровала В.В.Покатова. Именно в этой технике он выполнил иллюстрации к дипломному проекту — оформление и иллюстрирование повести Ивана Бунина “Деревня”. С тех пор и по настоящее время ксилография является излюбленной техникой художника в создании не только книжных иллюстраций, заставок, концовок, других элементов декора изданий, но и станковых гравюр и множества фронтисписных портретов для целого ряда серийных изданий, а также произведений особого вида “прикнижной” графики — владельческих книжных знаков-экслибрисов.
Сочетая в себе ремесло и искусство, эта ручная техника не поддаётся какому-либо усовершенствованию и требует подбора нужных пород дерева.
Среди всех пород, используемых в торцевой гравюре, лучшим считается самшит, который произрастает на Западном Кавказе. Для ксилографа самшитовая доска — драгоценность. Сегодня художник работает на досках, унаследованных от своего учителя и наставника Фёдора Денисовича Константинова, выдающегося отечественного гравёра, народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств. Именно Ф.Д.Константинов рекомендовал В.Покатова в члены Московского Союза художников. Маститый гравёр сказал: “Иллюстрация В.В.Покатова очень соответствуют стилю, содержанию и эпохам иллюстрируемых им книг, обогащая их содержанием и красотой книжного искусства, выраженного в его разнообразных и сложных композициях, тонко и старательно награвированных на самом высоком профессиональном уровне. Помимо перечисленных его качеств, можно ещё отметить человеческие характеристики — скромность, честность, доброту, глубокую порядочность, интеллигентность, преданность труду и искусству”.
В ксилографическом творчестве художника, как отмечает Ю.И.Чувашев, значительный интерес представляют мастерски награвированные портреты многих выдающихся деятелей отечественной истории и культуры. Это портреты Ф.И.Тютчева (1996), А.С.Пушкина (1996), Игоря Северянина (1995). Их отличает классически-романтизированный принцип композиционного построения с использованием изысканных овальных и прямоугольных рам.
Гравированным портретам последних лет присущи взволнованность, напряжённый драматизм. В их числе портреты Патриарха Гермогена и Н.М.Карамзина.
Особое место в творчестве художника занимает пушкинская тема. Сам поэт, его творчество сыграли значимую роль в творчестве Валерия Покатова, формировании его мировоззрения и жизненных позиций. Пушкин истинно всё для Покатова. “В каждом из нас живёт Пушкин... По тому, насколько глубоко человек способен погрузиться в духовное наследие Пушкина и принять его, можно судить о духовном окормлении, культуре, воспитании, глубине познания наших национальных, литературных и общекультурных традиций и, конечно, о его патриотизме, любви к своему отечеству”, — пишет В.В.Покатов. Желание запечатлеть А.С.Пушкина, представить свою версию его образа становится частью его творчества на протяжении многих лет. Пушкинская тема, образ самого поэта отражены в станковой графике, книжной иллюстрации, экслибристике, многочисленных эскизах и вариантах иллюстраций к произведениям великого поэта, а также в статьях и стихотворениях. А.С.Пушкин — идеал и нравственный ориентир Валерия Покатова (6).
“Пушкин — то величайшая культура, пример и образец чести, совести и любви к Отечеству. Пронизывающие наши сердца и души образы, созданные гением в его произведениях, живут в нас с детства. Сказки Пушкина — кладезь мудрости, знания, исповедования добра и справедливости”. Так о “своём Пушкине” трепетно и проникновенно пишет В.Покатов в статье “Свет Пушкина. Образ, знакомый с детства” (5). Поражает многообразие представленных образов великого поэта, в каждом из которых сразу узнаётся любимый нами с детства Пушкин. Художник рисует Пушкина в разных ракурсах: в рост, поколенно, по плечи, погрудно; в интерьере, рабочем кабинете, на улице, на фоне Московского Кремля и природы Михайловского, у вечного дуба в окружении его литературных героев. В.Покатов раскрывает обожаемый им образ, подчёркивая его возрастные черты и разное психическое состояние: “Во всех изображениях ярко звучит величие Пушкина как русского национального гения”, — отмечают в своей монографии О.В.Фёдорова и В.Н.Фёдоров (7).
Экслибристика — ещё одна сфера творчества художника. “Экслибрис — это владельческий книжный знак, создаваемый для коллекционера, книголюба, музея, библиотеки. Этот жанр относится к графике малых форм, хотя я пытаюсь постоянно опровергать <это представление>, создавая крупные знаки со сложными композициями. Такие знаки называют коллекционными или выставочными. В моих экслибрисах преобладают литературные, исторические сюжеты, портреты писателей и композиторов. У меня целая серия знаков, адресованных можайцам и Можайску. Почти все мои знаки выполнены в технике торцевой гравюры, на своих я ставлю свою монограмму и порядковый номер. Номер в основном ставится для коллекционеров, собирателей и исследователей графики малых форм”, — пишет В.Покатов (5). Серию книжных знаков художник посвятил Российской государственной библиотеке, её сотрудникам. Один из них исполнен для научно-исследовательского отдела рукописей. Здесь центром композиции является овальный портрет графа Н.П.Румянцева на фоне Дома Пашкова и современного здания РГБ под портретом “На благое просвещение” (2001). Знаки В.Покатова гармоничны, художник мастерски соотносит внутреннее и внешнее создаваемого образа, предмета, события, что свойственно всему его творчеству.
Знаток этого вида искусства, председатель Международного союза книголюбов, директор Музея экслибриса и миниатюрной книги Л.В.Шустова, давно знающая В.В.Покатова, так характеризует его подходы к созданию портрета или книжного знака: “Прежде чем начать работу над портретом писателя или героя книги, Валерий Владимирович изучает или, лучше сказать, погружается в чужую судьбу, вслушиваясь в её ритмы. И только когда находит созвучие с собственной жизнью, начинает творить. Так же творчески подходит он к созданию экслибрисов. Каждый его книжный знак в этой или иной мере отражает личность обладателя (9).
Валерий Покатов — активный участник художественных выставок и международных конгрессов экслибриса. Им создан 121 книжный знак в технике гравюры на дереве. “В.В.Покатов включён в 4-й том экслибрисной энциклопедии, выходящей в Португалии” <.
В 2003 году В.Покатов стал Президентом Российской ассоциации экслибриса Международного союза книголюбов. В 2008-м и в 2010 годах возглавлял делегацию художников РАЭ МСК на Международных конгрессах FISAE в Китае и Турции, был членом жюри ряда молодёжных Международных конкурсов книжных знаков, проводимых Международным союзом книголюбов под эгидой FISAE. В 2009-м принял самое активное участие в организации выставки Международного конгресса экслибриса, посвящённого 1000-летию города Ярославля. Его работы были оценены сертификатом лауреата (Стамбул, 2010), почётным дипломом FISAE.
Вместе с тем Валерий Покатов — известный журналист, на сегодняшний день художником опубликовано около пятидесяти статей для периодических и книжных изданий, в их числе: “С.В.Чехонин — художник эпохи модерна (к 140-летию со дня рождения), “Художник М.И.Пиков. Через века, эпохи и культуры” (2018), “Свет Пушкина. Образ, знакомый с детства” (2019).
Многогранный талант художника проявился и в поэтическом творчестве. В.Покатов — автор трёх поэтических сборников, а также ста публикаций в “Исторической газете”, “Роман-газете для детей”, альманахах “День поэзии”, “Академия поэзии”, журналах “Юность”, “Наш современник”, “Российский экслибрисный журнал”, “Студенческий меридиан”, “Альманах библиофила” и других книжных и периодических изданиях. Первые его стихи появились в школьном литературном журнале. В 1996 году в издательстве “Современник” вышла книга “В.Покатов-художник книги и экслибриса”, где было напечатано 12 его стихотворений. Через несколько лет в журнале “Юность” опубликовано более десятка его стихов. Издательство “Пашков дом” опубликовало сборники стихов В.Покатова “Из пряжи бытия”, “В душу смотрят дали”, “Ещё мы с тобой, Россия”. Он победитель конкурса “Золотое перо” (2006), конкурса “Славься ввек, Бородино!”
Выдающийся поэт старшего поколения Станислав Куняев, высоко оценивая истоки поэтического мира художника, тонко подметил связь двух видов творчества: “Русский человек Валерий Покатов с благоговением относится к святому ремеслу поэта. Поэтические картины жизни в стихах созданы зрением и душой художника, живописца, графика, учившегося словесному изображению мира у раннего Есенина, Бунина, у Николая Клюева” (3).
Главная тема поэтического творчества поэта — судьба России в конце XX — начале XXI века. В художественном отношении его стихи созвучны с творчеством таких мастеров, как Николай Рубцов, Станислав Куняев, Владимир Соколов, Михаил Ножкин.
Ответственность, порядочность, надёжность и истинный патриотизм В.Покатов проявил в сложное время в непростой политической ситуации, когда он в течение суток разыскал и переслал из Москвы в Наантали необходимые документы, которые не позволили исключить Россию из состава FISAE.
В.В.Покатов много и с удовольствием работает с молодёжью. Он неизменный председатель жюри российских и член жюри международных молодёжных конкурсов. Автор и член редколлегии “Российского экслибрисного журнала” и “Альманаха библиофила”.
В сентябре 2021 года состоялось открытие выставки работ мастера “Прикосновение к вечному” в Музее экслибриса и миниатюрной книги, посвящённой пятидесятилетию творческой деятельности и 75-летию со дня его рождения. В экспозиции выставки представлены книги, станковая графика, экслибрисы... Видное место на выставке уделено превосходной “Пушкиниане”... Среди экспонатов была и монография В.Н.Фёдоровой и В.Н.Фёдорова “Искусство Валерия Покатова”, достоинством которой является абсолютное единство содержания и формы, истинная созвучность слова и образа.
Безусловно, эта книга будет интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей и украсит полку любой библиотеки.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вспоминая военное детство: Ветераны Российской государственной библиотеки о днях Великой Отечественной войны. — Москва: Пашков дом, 2020.
2 Депсамес Л.П., Яковлева С.И.Роль графического оформления книг в восприятии произведений художественной литературы // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29). С.91-93.
3 Куняев С.Ю.Прикосновение муз: предисловие // Валерий Покатов. Из пряжи бытия. М.: Пашков дом, 2006.
4 Немировский Е.Л.Книга // Библиотечная энциклопедия. Рос. гос. б-ка. М.: Пашков дом, 2007. С. 493-495.
5 Покатов В.В.Свет Пушкина. Образ, знакомый с детства // Альманах библиофила. М.: Книга, 2019. Вып. 42.
6 Розов Н.Н.Остромирово Евангелие. Апракос 1056-1057 годов. Старейший памятник славянской письменности и искусства книги Древней Руси // Остромирово Евангелие 1056-1057. М.-Л., 1988.
7 Фёдорова Ольга Владимировна. Искусство Валерия Покатова: страницы жизни и творчества / О.В.Фёдорова и В.Н.Фёдоров. М.: Пашков дом, 2021. 271 с.: ил., фот.
8 Чувашев Ю.И.Художник и время. Сорок лет в книжном искусстве. // Каталог выставки избранных произведений. М.: Пашков дом, 2016.
9 Шустрова Л.В.Штрихи одухотворенного резца // Нумизматика. М., 2014. — № 2(36). С. 224—227.
НИНА СТАРОДУБОВА НАШ СОВРЕМЕННИК №12 2024
Направление
Среди русских художников
Автор публикации
НИНА СТАРОДУБОВА
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос