Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        НИНА СТАРОДУБОВА НАШ СОВРЕМЕННИК № 9 2025

        Направление
        Память
        Автор публикации
        НИНА СТАРОДУБОВА

        Описание

        ПАМЯТЬ 

        НИНА СТАРОДУБОВА

        ДОМ ПАШКОВА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
        (1785–2025 г.)
         

        (Откуда есть и пошла Российская государственная библиотека)

        Проходя сегодня в Москве по Моховой, невольно приостановишься у Дома Пашкова, что на Ваганьковском холме. Дом сооружён великим русским архитектором В.И.Баженовым в 1784–1785 годах. Авторство его документально не подтверждено, поскольку дом горел в 1812 году, во время нашествия Наполеона, и, возможно, документы погибли. По другой версии, дом Пашкова строился в тайне, поскольку архитектор в это время был в опале у императрицы Екатерины Великой из-за подозрений в его связи с масонами. Кроме того, находясь в тяжёлом материальном положении, Баженов думал, что на правительственные заказы ему теперь нечего рассчитывать. Оставалось одно —воплотить свой талант в частных постройках.

        К сожалению, сведений об этом выдающемся архитекторе очень мало, как и его портретов. Сын кремлёвского причётника, воспитанник Славяно-греко-латинской академии, а затем Университетского дворянского пансионата в Москве, В.И.Баженов достигает при Павле I звания вице-президента Академии художеств и состоит членом Болонской и Флорентийской академий. Он хорошо был известен Екатерине II, она поручает Баженову составить проект Кремлёвского дворца на Кремлёвском холме от Спасских ворот до Троицких, и в 1773 году была осуществлена закладка этого здания с необыкновенной торжественностью и пышностью. Но вскоре из-за неустойчивости почвы стройка была прекращена.

        В.И.Баженов построил множество других зданий, в их числе Казанский собор и Михайловский замок в Петербурге, дворцы Павловский, Гатчинский идр. По всей нашей стране разброшены бесценные, но (увы!) разрушающиеся жемчужины баженовского гения.

        Баженов всю жизнь строил роскошные усыпальницы и мавзолеи для знати, но пожелал упокоиться в горячо любимом Глазове, где находилось его имение, “в простом виде, без всякой лишней церемонии”, без мрамора и бронзы, лишь с одним деревянным крестом. В 1990-е годы могила восстановлена, а в 1999 году состоялось её торжественное открытие.

        Имя Баженова неразрывно связано с Домом Пашкова. Белокаменный дворец недалеко от Кремля и ныне не перестаёт удивлять своей красотой. Он слово парит над дорогой, не заслоняя ни одной постройки. Это одно из самых великолепных классических зданий Москвы, принадлежащих Российской государственной библиотеке.

        Ваганьковский холм — один из семи холмов, на которых стоит Москва. Первые постройки появились здесь в долетописном язычестве, на вершине холма погребали усопших, приносили жертвы и устраивали игрища. Со временем появились церкви, а в середине XV века возводились загородные княжеские резиденции. Это место за рекой Неглинкой носило название “Занеглименье”.

        В 1784 году лейб-гвардии Семёновского полка капитан-поручик Пётр Егорович Пашков, первый владелец участка от Знаменки и Ваганьского переулка, получает часть земли от упразднённой церкви Михаила Малеина и бывших близ неё Тургеневских богаделен и приступает к постройке своего дворца, “долженствовавшего быть своего рода “чудом архитектурного искусства”.

        К сожалению, о личности П.Е.Пашкова мало что известно. Он родился в 1721 году и был сыном Егора Ивановича Пашкова, денщика Петра I, умер бездетным в 1790 году. Дом и всё владение перешло к его брату, коллежскому асессору Александру Ильичу Пашкову, женатому на Дарии Ивановне Мясниковой из богатого купеческого дома. Вероятно, благодаря женитьбе новый владелец получил средства на украшение и расширение дома и владения.

        Из Ваганьского переулка “вы входите через великолепный портал в просторный двор, постепенно расширяющийся от ворот. В глубине двора вы видите дворец. Два входа ведут в дом. По ним вы достигаете верхних помещений и выходите на просторную вышку в куполе дома, откуда открывается великолепный вид на всю Москву. Пройдя сквозь дом, вы приходите к передней стороне дома от улицы. По красиво извивающимся дорожкам, среди кустарников вы сходите вниз по склону Ваганьковского холма, на котором стоит дворец. Внизу два каменных бассейна, посреди которых находится фонтан, а от улицы всё отделяется железной решёткой. Сад и пруд кишат заморскими редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пёстрые павлины живут здесь, либо на свободе, либо висят в дорогих клетках. Ради этих диковинок и прекрасного вида по воскресеньям и праздникам собиралось здесь множество народа. Впечатление, производимое домом во время иллюминации, — неописуемо. Эта иллюминация при коронационных торжествах была одной из лучших во всей огромной Москве”. Так описывал “Пашков дом” Гоген Рихтер в своей книге “Moskwa. Eine Skizze”, изданной в Лейпциге в 1799 году. Знаток и ценитель русской архитектуры И.Грабарь писал: “Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь... Бесподобно решён план дома, особенно бельэтажа, видимо тщательно выношенный в творческом сознании зодчего и взвешенный во всех деталях... Вообще Баженов охотно пользуется приёмами искусственной перспективы, известной античности и Ренессансу”. Творение Баженова вполне справедливо причисляют к “изящным произведениям зодчества” (Мартынов А. — в русском архиве 1879 Кн. 6. С. 216). Дом сразу после строительства стал визитной карточкой города, а позже москвичи называли его не иначе как Акрополь. Особняк соседствовал с церковью Михаила Малеина и церковью Николы Стрелецкого, а также церковью Николы в Ваганькове, планируя здание, Василий Баженов учитывал это соседство. И всё это составляло единый ансамбль.

        Древнейший вид Дома Пашкова отображён немецким живописцем Иоганном Фридрихом Антингом, полковником на русской службе, личным секретарём и адъютантом А.В.Суворова, а также в гравюре Ф.Б.Лорье с рисунка Ж.Дельбарта (1799), который работал в Москве в 1787–1810 годах. Дом Пашкова на Моховой привлёк внимание и английского путешественника и писателя Эдварта Даниэля Кларка. Здание это после пожара 1812 года запечатлено в книге “Путешествие из Индии в Англию через Персию, Грузию, Россию, Польшу и Пруссию, совершённое в 1817 году подполковником Джонсоном” (Париж, 1819); изображение Дома Пашкова находим в журнале “Русский художественный листок” (1860. № 15); он изображён на литографии с раскраской акварелью Л.П.-А.Бишебуа и А.Ж.-Б.Байо (1840).; есть также фотография Дома Пашкова Т.А.Митрейтера (1881) — “Румянцевский музей”.

        В старом путеводителе, в “Указателе Москвы” за 1793 год говорится, что Пашковы имели в Москве несколько домов, им принадлежал, в частности, монументальный дом неподалёку от Большого Каменного моста. Другой дом коллежского асессора А.И.Пашкова был перестроен в 1832–1835 годах архитектором Е.Д.Тюриным под “новый университет”. И ещё один прекрасный дом с большим садом, по свидетельству старожилов, располагался у Крестьянской заставы. Не исключено, что проектировал эти дома Василий Баженов, но точных данных на этот счёт не найдено. А “Замок на холме”, хотя и горел в 1812 году, сохранился, впоследствии его отремонтировали. Отдельные детали (скульптурный герб, прекрасный бельведер, сооружённый для лёгкости из дерева ипр.) в прежнем виде не восстановлены. В 1812–1815 годах архитекторы О.И.Бове, И.Т.Таманский, С.П.Мельников, входившие в состав Комиссии для строения Москвы, отремонтировали разрушенные части здания. Архитектор Мельников не совсем удачно изменил бельведер, лишил его коринфских колонок и почему-то завершил эту лёгкую ордерную систему (коринфскую) более тяжёлой ионической. Были внесены и другие изменения.

        В мае 1818 года Фридрих Вильгельм III посещает Москву по случаю рождения своего первого внука — великого князя Александра Николаевича. В Пашковом доме Прусский король, “деревянный человек”, как его называли, встаёт на колени, приказав и сыновьям сделать то же. Художник Н.С.Мельников в 1896 году написал картину “Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства”.

        К 1833 году Дом Пашкова являл собой лишь остатки прежнего величия и роскоши. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, он перешёл в казну. В 1839 году в доме расположился университетский дворянский пансион. В 1861 году он был отдан под Румянцевский музей и Публичную библиотеку.

        С середины XIX века история Дома Пашкова тесно связана с именем графа Николая Петровича Румянцева, дипломата, канцлера, Председателя Государственного Совета и основателя замечательного частного музея, созданного им в Санкт-Петербурге и завещанного “на пользу Отечеству и благое просвещение”. Он собирал исторические книги, рукописи, составлял летописи русских городов, издавал памятники древнерусской письменности, изучал обряды и обычаи народов России. После его смерти брат Сергей Петрович Румянцев передал огромную библиотеку (28 тыс. томов), рукописи, собрание живописи Румянцевскому музею. Расположившийся в особняке на Английской набережной в Санкт-Петербурге, он был открыт для посетителей. “Положение музея” гласило: “Каждый понедельник с 10 часов утра до 3 часов пополудни музей открыт для всех читающих осматривать оный, в прочие дни, кроме воскресных и праздничных, допускаются посетители, кои намерены заниматься чтением и выписками...”. Старшим библиотекарем был назначен А.Х.Востоков — поэт, палеограф. В 1845 году Румянцевский музей вошёл в состав Императорской публичной библиотеки, хранителем стал В.Ф.Одоевский. В 1853 году в музее хранилось 966 рукописей, 598 карт и чертёжных книг, 32345 печатных изданий. Это собрание изучали 722 читателя. Экспозиционные залы посетили 256 человек. Опасаясь за сохранность собрания, Одоевский подготавливает записку о переводе музея в Москву, и 23 мая 1861 года принято постановление о переводе Румянцевского музеума.

        Коллекция была размещена в красивейшем здании города — в доме Пашкова (сегодня это памятник федерального значения русского классицизма XVIII века), где и объединились Московский Публичный и Румянцевский музеи. Император Александр II 19 июня 1862 года утвердил “Положение о Московской публичном музеуме и Румянцевском музеуме”. Это первый юридический документ, определивший управление, структуру, направления деятельности, поступление в Библиотеку музеев обязательного экземпляра документов, штатное расписание впервые создаваемого в Москве общедоступного Музея с публичной библиотекой. Именно этот день 1 июля 1862 года считается датой начала московского периода истории РГБ. В 1869 году Император утвердил первый и до 1917 года единственный Устав Московского публичного и Румянцевского музеев. Первым директором стал Н.В.Исаков, попечитель Московского учебного округа. Музеи включали, кроме Библиотеки, отделение рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое и минералогическое.

        Московский губернатор П.А.Тучков и Н.В.Исаков призывали горожан участвовать в пополнении фондов. Музей создавался частными дарениями и общественным почином. Одним из главных дарителей был император Александр II. Из Эрмитажа было передано собрание гравюр, более 200 живописных полотен и других раритетов. Самым крупным даром стала знаменитая картина Александра Андреевича Иванова “Явление Мессии” и этюды к ней, специально приобретённые для Румянцевского музея у наследников. В “Положении” было записано, что директор “обязан наблюдать за тем, чтобы в Библиотеку музеев попадала вся изданная на территории государства литература”. И с 1862 года в Библиотеку стал поступать обязательный экземпляр, 80% фонда до 1917 года составляли именно такие издания.

        В 1913 году отмечалось 300-летие Дома Романовых. К этому событию было приурочено празднование 50-летия Московского публичного и Румянцевского музея. Роль императорской семьи как меценатов музеев трудно переоценить. С 1913 года музеи в соответствии с высочайшим решением стали именоваться “Императорский Московский и Румянцевский музей”.

        В этом же году создаётся “Общество друзей Румянцевского музея” по аналогии с Обществом друзей Лувра и Версаля. Предполагалось, что в него войдут обеспеченные люди, которые будут финансировать музей. Общество просуществовало до 1917 года. В 1992 году воссоздаётся “Румянцевское общество друзей библиотеки”; одним из его руководителей был академик РАН Н.Н.Моисеев.

        В 1915 году открывается новая картинная галерея с Ивановским залом, названным по имени художника, создавшего “Явление Мессии”. После революции картина была передана в Третьяковскую галерею. В 2016 году этот зал восстановлен с экспозиционным пространством, значимым как для библиотеки, так и для Москвы, для всей России. Здесь хранятся этюды к знаменитой картине, постоянно проводятся выставки.

        В 1917 году фонд библиотеки музеев насчитывал 1 млн ед. хранения. Последним директором в истории “Императорского Московского и Румянцевского музеев” и первым советским директором Государственного Румянцевского музея был князь Василий Дмитриевич Голицын (1857–1926). В 1917–1922 годах в ходе массовой национализации частных коллекций, в том числе книжных, в фонд Библиотеки поступило 500 тыс. книг из 96 частных библиотек. За счёт переданных, брошенных и национализированных коллекций фонд музея вырос до 4 млн. В частности, влилось собрание книг Шереметьевых, Мавроса, знаменитого антиквара Шибанова, библиотеки князей Баратинских, Орловых, Дашкиных. С 1921 года Библиотека становится государственным хранилищем.

        Вскоре библиотеке потребовалось новое здание, и появляется проект здания архитекторов Щуко и Гельфейха, ставшего со временем одним из значительных культурных центров страны. В оформлении Библиотеки приняли участие М.Манизер, Вера Мухина, С.Евсеев, В.Лишев. Конференц-зал сконструировал архитектор А.Хряков. На стенах и фасадах комплекса — символические фигуры писателей и учёных в полный рост.

        К 1921 году относится расформирование музея и отделение Библиотеки Румянцевского музея, на базе которых в 1924 году создаётся Российская публичная библиотека имени В.И.Ульянова (Ленина). С 1925 по 1945 год она становится Публичной библиотекой Союза ССР имени В.И.Ленина, Всесоюзной библиотекой имени В.И.Ленина. С 1945 года это — Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И.Ленина; в 1992 году преобразована в Российскую государственную библиотеку; с 2001-го — Федеральное государственного учреждение “Российская государственная библиотека”.

        В мае 1919 года В.И.Ленин подписывает “Декрет о расширении штата библиотеки”, что позволило создать отделы по основным отраслям знания и приступить к организации генерального систематического каталога и справочно-библиографической работе. Тогда же был открыт первый читальный зал для научных работников. В начале 1920-х годов все некнижные коллекции — живопись, графика, нумизматика, фарфор, минералы — стали передаваться в другие музеи: в Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственный исторический музей.

        В 1921 году образован Учёный совет, и Библиотека начинает получать ассигнования на покупку иностранных изданий и вести международный книгообмен. В 1925-1926 годах созданы функциональные и специализированные отделы Библиотеки.

        В 1920–1930 годы ГБЛ — ведущее научное учреждение страны, крупная информационная база науки. 3 мая 1932 году Постановлением Совнаркома РСФСР Библиотека включена в число научно-исследовательских учреждений республиканского значения и становится во главе одной из отраслей науки — библиотековедения.

        В 1925–1927 годах проводится реставрация Дома Пашкова под руководством А.В.Щусева при участии И.Машкова, И.Рерберга. Газета “Известия” от 8 октября 1925 года так описывает начало работ: “...восстанавливаются лепные украшения, снимаются слои красок, которыми в течение многих и многих лет покрывалась первоначальная окраска. Те детали здания, относительно первоначального вида которых не сохранилось достаточно точных данных, будут закреплены в нынешнем состоянии. Это прежде всего касается надстроенной над крышей башенки, с которой открывается богатейшая панорама Москвы... Предполагается также восстановить водоём, который находился на углу Моховой и Знаменки. Целый ряд ремонтных работ произведён во внутренних помещениях... В этом году, вероятно, будет окончен лишь один фасад. На фасаде здания, выходящем на Знаменку, будет восстановлена старинная надпись “На благое просвещение русскому народу”.

        Важнейшим этапом развития СССР является культурная революция, ставившая целью повышение уровня грамотности населения и приобщение к культурным ценностям. Провозглашалось, что “каждый батрак, бедняк, колхозник должны стать читателями библиотек”.

        В 1930 году упраздняется знаменитый сад у Дома Пашкова и сносится ограда в связи с расширением проезжей части улицы Моховой. Тогда же по проекту архитектора В.Долгова была построена терраса с балюстрадой и с двумя лестницами, проводились работы по выравниванию скосов холмов. К началу 1941 года фонд Библиотеки насчитывает более 9 млн экземпляров документов, шесть читальных залов обслуживают тысячи читателей, 1200 сотрудников обеспечивают все направления её деятельности.

        В годы войны Библиотека продолжает работать. На фронт ушли добровольцами 143 её сотрудника. Память о них увековечена на доске у мраморной лестницы 3-го подъезда Библиотеки. Ежегодно в День Победы 9 Мая здесь проходят митинги в честь Победы в Великой Отечественной войне и возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду.

        В условиях военного времени “Ленинка” становится родной для детей, оставшихся в Москве, она согрела их теплом в прямом и переносном смысле, окружила заботой и вниманием. В мае 1942 года открывается детский читальный зал в знаменитом Румянцевском зале. Сюда на встречу с детьми приглашаются Л.Кассиль, поэт И.Уткин, писатели-фронтовики, книги которых многие ребята хорошо знали и читали, а также известные актёры. В подвале Пашкова дома организуется бомбоубежище “Кошкин дом”. О детях войны рассказывает книга “Вспоминая военное детство”, выпущенная издательством РГБ “Пашков дом” в 2020 году. Сборник содержит рассказы сотрудников библиотеки, детьми переживших войну и внесших свой детский, порой непосильный, вклад в Великую Победу. Это подлинные свидетельства тех событий — ещё одна страница истории Российской государственной библиотеки, истории нашего Отечества.

        В военное время организуются передвижные выставки, продолжается обслуживание по межбиблиотечному абонементу, отправляются книги на фронт, в подарок в госпитальные библиотеки. Библиотека ведёт интенсивную научную работу: устраиваются конференции, сессии, защищаются диссертации, восстанавливается аспирантура, идёт работа над библиотечной классификацией. За выдающиеся заслуги в деле собирания и хранения библиотечных фондов и обслуживания читателей (в связи с 20-летием преобразования Библиотеки Румянцевского музея в ГБЛ) 29 марта 1945 года Библиотека была награждена орденом Ленина (единственная из библиотек).

        В послевоенные годы осваивается новое здание, которое технически оснащается (конвейер, электропоезд, ленточный транспортёр идр.), появляются новые формы хранения и обслуживания (микрофильмирование и фотокопирование), создаётся разветвлённый справочно-поисковый аппарат в интересах читателей. Открывается целый ряд специализированных читальных залов. В середине 1960-х годов в Библиотеке действуют 22 читальных зала на 2330 мест. Укрепляется её статус как национального книгохранилища.

        С 1960 года она перестаёт обслуживать детей и юношество, так как возникают специализированные библиотеки для этих возрастных категорий. Право пользования РГБ имеют граждане РФ (и других государств с января 2022 года), достигшие 18 лет. Сегодня с документами электронной библиотеки и сетевых удалённых ресурсов можно работать на компьютерах в читальных залах. РГБ является: центральным отраслевым органом научной информации по проблемам культуры и искусства; библиотекой Вооружённых сил страны; центром по развитию Библиотечно-библиографической классификации (ББК), национальным депозитарием, хранящим в своих фондах документы многих международных организаций; создателем первого и единственного в России универсального Музея книги; организатором Центра восточной литературы, координационным центром системы МБА и доставки документов.

        РГБ предоставляет доступ к электронным ресурсам Библиотеки, Интернету, оказывает платные услуги, выполняет функции крупнейшего в России центра МБА, открывает в библиотеках РФ виртуальные залы диссертаций, развивает электронную доставку документов.

        Деятельность РГБ как научного и методического центра направлена на теоретическую разработку основ библиотечного дела и осуществление федеральной политики в этой области, развитие функций Национальной библиотеки. В исследовательской и методической работе отражены наиболее актуальные проблемы развития библиотечного дела: методология библиотековедения, научное раскрытие фондов, централизация библиотечной сети; рациональное размещение и использование библиотечных ресурсов; формирование национального распределённого библиотечно-информационного фонда, социология книги и чтения, книговедение, история книги; разработка и реализация концепции ретроспективной национальной библиографии.

        В 1970-х годах в связи с книгохранилищным кризисом остро встаёт вопрос о разделении фондов по степени их использования. ГБЛ разрабатывает стратегию модернизации технологии, взаимодействия библиотек в процессах передачи, хранения и использования пассивных фондов. Концепция организации системы депозитарного хранения библиотечных фондов предусматривает, что библиотеки-депозитарии, получающие обязательный экземпляр документов, отвечают за максимально полное собирание и хранение документов по своему профилю и могут исключать издания эпизодического спроса, передавая их депозитариям для заполнения лакун. Ликвидация дублирования позволяет библиотекам высвободить площади для размещения актуальной литературы. Важным элементом этой системы являются депозитарии-хранилища документов эпизодического спроса как вспомогательные хранилища. С 1975 по 1990-е годы это позволило освободить фонды библиотек от десятков тысяч малоиспользуемых изданий, перераспределить краеведческие материалы, пополнить собрания национальных и региональных депозитариев.

        С 1988-го по 2009 год проводится реставрация Дома Пашкова из-за угрозы проседания фундамента вследствие прохождения рядом метрополитена. Восстанавливаются фасады, частично реконструируются интерьеры с применением традиционных и современных строительных технологий.

        В середине 1990-х и начале 2000-х годов РГБ совместно с крупнейшими библиотеками страны разрабатывает документы, имеющие принципиальную значимость для библиотек страны, в их числе важнейший — ФЗ “О библиотечном деле” (1994).

        РГБ — учебный центр послевузовского и дополнительного образования, на высших библиотечных курсах в течение года обучаются специалисты с высшим образованием; с 2000 года восстановлена аспирантура; действует докторский совет по защите диссертаций, организуются стажировки отечественных и зарубежных специалистов. Повышение квалификации сотрудников обеспечивают специализированные курсы и семинары.

        В РГБ функционируют 23 структурных подразделения, организованных, как правило, по видовому принципу, структура включает 113 звеньев.

        По итогам 2024 года в фондах Библиотеки 127822300 единиц хранения, работают 34 читальных зала (оборудовано 1587 мест, из них 345 компьютеризированных). Стационарно РГБ посещают 854416 человек, кроме того насчитывается 44492716 посещений сайтов.

        C 1998 года работает издательство “Пашков дом”. Выпускается ряд специальных изданий: журнал “Библиотековедение” — научно-практический журнал о библиотечном и книжном деле; “Библиотеки нового поколения”, приложение к журналу “Библиотековедение”, освещающий деятельность РГБ как проектного офиса РФ по созданию в субъектах РФ модельных муниципальных библиотек; “Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии”; “Обсерватория культуры” — научный информационно-аналитический журнал о культурной жизни общества; “Новости IFLA” — о деятельности Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений идр.

        В 2000-е годы и по настоящее время осуществляется реставрация интерьеров Дома Пашкова, внедряются энергоэффективные технологии. Значительные работы проведены по реставрации интерьеров: восстановлены лепки, позолота и роспись. Особое внимание уделяется сохранению исторического облика здания и использованию аутентичных материалов.

        История библиотеки тесно связана с именами выдающихся деятелей отечественной науки и культуры. До 1917 года здесь работали 18 членов-корреспондентов и академиков РАН. Значительный вклад в развитие библиотеки внесли её руководители: этнограф В.А.Дашков; археограф М.А.Венедиктов; член-корреспондент РАН филолог, основатель Музея изящных искусств В.И.Цветаев; князь Голицын; писатель А.К.Виноградов; государственный и общественный деятель В.И.Невский; историк Н.Н.Яковлев; педагог И.П.Кондаков; библиотековеды В.Г.Олишев, О.С.Чубарьян идр. Сотрудниками Библиотеки были: литературовед и писатель И.Л.Андроников; член-корреспондент РАН антрополог, зоолог А.П.Богданов; академик, историк Ю.В.Готье; историк П.А.Зайончковский; директор Лазаревского института восточных языков В.Ф.Миллер; астроном С.В.Орлов; литературовед М.П.Чехов; основоположник русского космизма Н.Ф.Фёдоров. Её фондами пользовались: В.Я.Брюсов, В.В.Вересаев, Ф.М.Достоевский, В.О.Ключевский, В.И.Ленин, Д.М.Менделеев, А.П.Писемский, П.В.Сытин, К.А.Тимирязев, Л.Н.Толстой, К.Э.Циолковский, А.П.Чехов, М.С.Шагинян, В.Г.Янг.

        В Библиотеке работали и работают известные библиотековеды, библиографы, книговеды, имена и труды которых пользуются уважением не только в нашей стране, но и за её рубежами. С 2018 года возглавляет Российскую государственную библиотеку Вадим Валерьевич Дуда. Он является вице-президентом Национальной библиотечной ассоциации “Библиотеки будущего (НАББ), президентом Российской библиотечной ассоциации (РБА), членом-корреспондентом постоянного комитета секции по управлению библиотечными ассоциациями Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), членом межведомственного совета по развитию Национальной электронной библиотеки (НЭБ), координатором федерального проекта Министерства культуры России по созданию модельных библиотек в регионах России.

        “Сегодня миссия библиотек не сводится  к собиранию книг и исторических документов. Их основная цель — сохранение национальной идентичности и культуры. Главный лозунг “Ленинки” и других подобных институций — работать “на благое просвещение”, — заявил Генеральный директор РГБ В.В.Дуда накануне Международного Дня родного языка в МИА “Россия сегодня”. И отсюда, по его мнению, важными задачами сегодня являются:

        — обеспечить передачу достоверной информации о нашем прошлом и настоящем;

        — сохранение и модернизация имущественного комплекса библиотеки;

        — проектирование национальной электронной библиотеки — создание удалённого цифрового доступа к услугам РГБ по аналогии с сайтом “Госуслуги”.

        В рамках реализации Ведомственной целевой программы сохранения библиотечных фондов РФ (2021) создаётся сеть региональных центров консервации и реставрации библиотечных фондов. Концепцией предусмотрено открытие 40 региональных центров консервации и реставрации. На базе РГБ создан Федеральный центр консервации и реставрации библиотечных фондов.

        6 февраля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение об объединении РГБ и Российской книжной палаты, что закреплено в новой редакции ФЗ “Об обязательном экземпляре документов” (31 авг. 2022 г.). В результате библиотечно-информационный фонд РГБ составил 200 млн документов и стал крупнейшим в мире. Объединение двух учреждений устраняет дублирование функций, включающих каталогизацию, учёт и хранение книг, позволяет создать единую цифровую экосистему, в том числе и в цифровой среде, объединить интересы издателей, библиотек и читателей, дать новые инструменты для продвижения чтения и развития книжного рынка.

        Под руководством Генерального директора В.В.Дуды разработана и реализуется “Стратегия развития Российской государственной библиотеки до 2030 года”. Документ характеризует систему приоритетных направлений развития, основываясь на главных тенденциях в области создания и распространения знания и информации, на ключевых задачах Минкультуры России, на интересах и спросе аудитории. Стратегия направлена на комплексное развитие библиотечного дела, модернизацию библиотек страны, сохранение и пополнение библиотечных фондов, расширение свободного доступа граждан к информации, совершенствование подготовки библиотечных кадров, а также на внедрение информационных технологий, на научное и методическое обеспечение деятельности библиотек.

        Сегодня Российская государственная библиотека — Национальная федеральная библиотека, крупнейшая в Европе, входит в число пяти крупнейших национальных библиотек планеты. В её фондах хранятся уникальные собрания отечественных и зарубежных документов на 367 языках мира. Отвечая на вызовы времени, РГБ активно включилась в процесс интеграции библиотек новых субъектов Российской Федерации (Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей), в библиотечно-информационное пространство страны.

        Весь юбилейный год в РГБ проводились различные мероприятия под общим слоганом “На благое просвещение”, в их числе “Румянцевские чтения “2022-rsl.ru”, приуроченные к 160-летию библиотеки, целый ряд выставок “Жизнь ради книги”, интересные экскурсии по библиотеке.

        Ежегодно библиотека участвует в социально-культурных акциях “Библионочь” и “Ночь кино”.

        В юбилейный год издательство РГБ “Пашков дом” выпускает книгу — “Янчук, Н.А.Старое Ваганьково и дом бывший Пашкова; историко-топографические справки”, в которой повествуется об истории Ваганьковского холма на протяжении нескольких столетий, о судьбе Пашкова дома и его архитекторе В.И.Баженове. Эта работа по прошествии уже более ста лет остаётся наиболее полным исследованием по данной теме. Следует отметить роскошное оформление издания, сделанное художником В.В.Покатовым, а также великолепные иллюстрации.

        В 2025 году РГБ проводит целый ряд мероприятий, посвящённых 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, в том числе подготовлен ряд выставок, посвящённых этой знаменательной дате: “80-летие Победы в Великой Отечественной Войне”, “Наше дело правое”, “Карты Победы”, “Над памятью не властно время”, “Символы войны и победы” идр.

        В Доме Пашкова как структурном подразделении Российской государственной библиотеки располагаются отделы: научно-исследовательский, рукописей, нотных изданий и звукозаписей, картографии. Главное его помещение — бальный зал с видом на Кремль и его соборы украшен лепниной в стиле ампир и стилизованной под XIX век люстрой, наборным паркетом. Зал обрёл свой нынешний вид в 1915 году, и теперь здесь проводятся торжественные мероприятия, выставки и концерты — акустика здесь великолепная.

        Считается, что именно здесь на балконе Дома Пашкова происходит описанная М.А.Булгаковым в романе “Мастер и Маргарита” встреча Воланда и Азазелло с Левием Матвеем. Сам Ваганьковский холм — вместилище тайн и секретов, его глубина изрыта множеством подземных ходов; предполагается, что там находится потерянная библиотека Ивана Грозного.

        Non solum armis (не только оружием) было начертано на фамильном гербе Румянцевых. Так Дом Пашкова, минуя века, через расцветы и запустения, вновь служит “на благое просвещение”!

        Как символ вечности и красоты, в самом центре на Ваганьковском холме Москвы возвышается дом Пашкова, побеждающий время.

        Невольно вспоминаются слова, сказанные на I съезде народных депутатов СССР академиком Д.С.Лихачёвым: “Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть — культура в стране не погибнет”.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог