НЕНАЙДЕННОСТЬ ОТВЕТОВ
Рецензия на книгу Романа Ненашева “Человек в квадрате”
С книгой Ненашева у меня сложная история. Получилось так, что читал я её неоднократно, и каждый раз по-разному. Сперва в виде разрозненных текстов в сети и на сходках в литобъединении. Потом — как сторонний читатель. И вот сейчас читаю как рецензент. Что, безусловно, накладывает некий отпечаток многозначности и неопределённости на моё мнение.
К оформлению — лаконизм цвета, формы и дизайна: белый прямоугольник с монохромным портретом на обложке. И надпись в сторонке — “Ненашев. Человек в квадрате”.
Вот и подумай тут: случайно ли автор так над нами подшутил или зряче зашёл с козырной метафоры, мол, и книжечка квадратная, и портрет на ней, как в рамке. Или же некое высокомерие за этим, мол, мы тут про индивида в превосходной степени поговорим. Но и пронзительно-личная самоирония тут — не наш он не то что вдвойне, а на порядок...
Пропущу сознательно вступительное слово к книге, иначе тут и четвёртое мнение на меня влияние окажет.
Что же со стихами? Сделано мастерски, породисто, квалифицированно. Лингвистическим мудростям я не обучен, поэтому синекдохи и гиперболы в инструментарии автора выискивать не смогу. А вот надо бы — человек в “Лите” учился, соответствующего уровня критики достоин. Но я прочту эту книгу как рассказ человека о своей жизни, дневниковые записки поэта. Бытовой характер записей подтверждается большим количеством посвящений и просто имён-фамилий в текстах. Вот и поди ты разузнай, кто тут реален: Семёнов, что упился вдребезги до выхода из окна, или Бородин, что погиб под грустную считалочку, как бы понарошку. Скорин ли ускорился в этой жизни, или некий Синельников исчез в Коврове навсегда.
Отметим, кстати, что все эти люди — заполнение пробелов пейзажа, странноватые тени в “нехорошей квартире” и безусловные персонажи смутных качеств, к которым стихи эти пристают нечётко (ведь стороннему читателю повод к написанию неизвестен).
О людях же и следующий раздел книги — “Люди обычных профессий”. Первым же текстом автор настраивает оптику на некий ироничный лад: садовые приставы с сучкорезами — совсем необычная профессия, вопреки названию:
То ли катишься яблоком к пристани,
то ли вьёшься плющом до небес,
но приходят садовые приставы
с сучкорезами наперевес.
Миражами, тенями бескрылыми,
с плодородной землёю в мешках,
то ли люди с садовыми вилами,
то ли ангелы с лейкой в руках...
И дальше погружаемся мы в некий магический реализм: вот и Ванюша в кабаке предсмертно бредит белой горячкой; вот колдуны, черти и вурдалаки поднимаются во вполне обыденном Рыбацком; вот тень мёртвого курьера ходит от дома к дому; вот небесный эвакуаторщик изымает транспорт, в котором автор готов вознестись… Или вот цирковой дрессировщик разрисовывает слона странами... Калейдоскоп очень странных, измышленных персонажей; и чего там только эти поэты не придумают — путаники, фантазёры. Но остановишься на строчке: “Ещё и ты хрусталик льда мне в сердце положил...” — и поймёшь: да не присказки это всё. В этой магической реальности автор и его переживания реальны. И прежде всего, у автора на повестке стоит смерть.
Рассмотрим образ смерти из первой части, её предощущение, близость, обыденность:
Раньше были причины высмеивать смерть,
а теперь — ни одной...
……………………………………………………..
У Семёнова — жизнь за плечами,
У Семёнова — смерть впереди...
……………………………………………………..
Я один и ты один.
Умер Вася Бородин...
А во второй части сборника этот образ вводится автором в другую, едва ли не шуточную, саркастическую действительность:
Где салютует канонада
и запах крови на траве,
и, значит, мне и, значит, надо
лежать с дырою в голове...
………………………………………….
Чем собирать с окраин
помятые рубли,
возьми ружьё, хозяин,
и сразу застрели...
………………………………………….....
Ну, сцепились, мебель руша,
в драке по полу кружа.
Так и помер наш Ванюша
от кабацкого ножа...
Эскапизм ли это или просто смещение точки зрения на проблему — неважно. В основе этой поэзии — тяжёлая, как могильная плита, тема “нежизни”, которой пропитано всё вокруг. Какая уж тут разница: говори ты о ней серьёзно или придумывай для этого фантасмагории. В каком-то смысле автор похож на факира посреди толпы зевак: играет смертоносной кобре различные мелодии в надежде загипнотизировать смерть.
Под этой могильной плитой покоится и лиричная тема: вот женщина в трамвае — могла бы твоей быть, назначать свидание в семь часов, но...
Не то беда, что камень и броня
вокруг тебя, но что броня и камень
возводятся твоими же руками,
тепло уже ненужное храня...
Уравнивая смерть с одиночеством и наоборот, автор находит выход в “шапке с бубенцами”. Заряжает третий, шуточный раздел своей книги с текста, где уверенно подводит полуитог всему сказанному ранее:
...вот уже и нет тебя в помине,
маленький остывший уголёк.
Жизнь, читатель, — скорбные пустоты.
Ты зачем хватаешь за пиджак?
Я же пошутил, ну, что ты, что ты...
Не кричи, не нервничай ты так...
И, как бы намекая на столкновение парадигм осмысления смерти в разных частях своей книги, автор вписывает сюда вот этот искусственный конфликт, мол, “не кричи, не нервничай ты так…” С гипотетическим ли, усреднённым реципиентом говорит автор, со своим ли альтер эго, примиряясь перед заходом на новый виток своей книги с разухабистыми стихами? Скорее, и то, и другое. Ведь несмотря на шутейные экзерсисы, тексты автора и в третьем разделе — всё та же дудочка для смерти:
Но копейка-жизнь отважно
катит задом наперёд.
И закатится однажды,
и никто не подберёт...
………………………………………………….
Вот вершина жизни благочинной:
чтобы чтили, вспоминали чтоб,
в банке взять кредит перед кончиной
и спустить на платиновый гроб...
………………………………………………….
Что же всё плутают,
ходят стороной
и не прилетают
ангелы за мной?..
И — что хотите со мной делайте! — не оставляет меня гнетущее чувство от того, что я вижу меж строчек иронии и скабрёзы: там поиск света во тьме. Иногда уже кажется — безнадёжный.
Что сказать в финале? Стилистически однородные, грамотно сделанные тексты. Отсутствие технических ошибок и спокойный темп позволяют легко вчитываться в стихи Ненашева. Допуская время от времени лёгкую, на уровне намёка самоиронию, автор располагает читателя к себе. И не это ли играет с ними (и автором, и читателем) злую шутку? Ибо создаёт иллюзию несоответствия формы и содержания. Ведь содержание львиной доли текстов — это философское размышление об одиночестве, непонятости, бессмысленности существования, скорой кончине...
Нельзя также не упомянуть в этом же контексте и литературно-психологическую экстраверсивность автора (или его литгероя): постоянный заочный диалог с многими персонажами — вымышленными или реальными — намекает на некую неуспокоенность автора в смысле поиска обратной ли связи, вдумчивого читателя, собеседника или оппонента. Внимания ли, понимания…
Тем, наверное, и интересна поэзия Ненашева: незавершённостью, неуспокоенностью, ненайденностью ответов. Пожелаем же поискам увенчаться успехом. Да и сами посмотрим вокруг себя: всё ли найдено и завершено?
ПАВЕЛ СИНЕЛЬНИКОВ НАШ СОВРЕМЕННИК №8 2023
01.11.2023
Направление
Книжный развал
Автор публикации
ПАВЕЛ СИНЕЛЬНИКОВ
Описание
Нужна консультация?
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос
Задать вопрос