Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        ПАВЕЛ СИНЕЛЬНИКОВ НАШ СОВРЕМЕННИК №8 2023

        01.11.2023
        Направление
        Книжный развал
        Автор публикации
        ПАВЕЛ СИНЕЛЬНИКОВ

        Описание

                НЕНАЙДЕННОСТЬ ОТВЕТОВ

                Рецензия на книгу Романа Ненашева “Человек в квадрате”

                С книгой Ненашева у меня сложная история. Получилось так, что читал я её неоднократно, и каждый раз по-разному. Сперва в виде разрозненных текстов в сети и на сходках в литобъединении. Потом — как сторонний читатель. И вот сейчас читаю как рецензент. Что, безусловно, накладывает некий отпечаток многозначности и неопределённости на моё мнение.
                К оформлению — лаконизм цвета, формы и дизайна: белый прямоугольник с монохромным портретом на обложке. И надпись в сторонке — “Ненашев. Человек в квадрате”.
                Вот и подумай тут: случайно ли автор так над нами подшутил или зряче зашёл с козырной метафоры, мол, и книжечка квадратная, и портрет на ней, как в рамке. Или же некое высокомерие за этим, мол, мы тут про индивида в превосходной степени поговорим. Но и пронзительно-личная самоирония тут — не наш он не то что вдвойне, а на порядок...
                Пропущу сознательно вступительное слово к книге, иначе тут и четвёртое мнение на меня влияние окажет.
                Что же со стихами? Сделано мастерски, породисто, квалифицированно. Лингвистическим мудростям я не обучен, поэтому синекдохи и гиперболы в инструментарии автора выискивать не смогу. А вот надо бы — человек в “Лите” учился, соответствующего уровня критики достоин. Но я прочту эту книгу как рассказ человека о своей жизни, дневниковые записки поэта. Бытовой характер записей подтверждается большим количеством посвящений и просто имён-фамилий в текстах. Вот и поди ты разузнай, кто тут реален: Семёнов, что упился вдребезги до выхода из окна, или Бородин, что погиб под грустную считалочку, как бы понарошку. Скорин ли ускорился в этой жизни, или некий Синельников исчез в Коврове навсегда.
                Отметим, кстати, что все эти люди — заполнение пробелов пейзажа, странноватые тени в “нехорошей квартире” и безусловные персонажи смутных качеств, к которым стихи эти пристают нечётко (ведь стороннему читателю повод к написанию неизвестен).
                О людях же и следующий раздел книги — “Люди обычных профессий”. Первым же текстом автор настраивает оптику на некий ироничный лад: садовые приставы с сучкорезами — совсем необычная профессия, вопреки названию:

                То ли катишься яблоком к пристани,
                то ли вьёшься плющом до небес,
                но приходят садовые приставы
                с сучкорезами наперевес.
                Миражами, тенями бескрылыми,
                с плодородной землёю в мешках,
                то ли люди с садовыми вилами,
                то ли ангелы с лейкой в руках...
                
                И дальше погружаемся мы в некий магический реализм: вот и Ванюша в кабаке предсмертно бредит белой горячкой; вот колдуны, черти и вурдалаки поднимаются во вполне обыденном Рыбацком; вот тень мёртвого курьера ходит от дома к дому; вот небесный эвакуаторщик изымает транспорт, в котором автор готов вознестись… Или вот цирковой дрессировщик разрисовывает слона странами... Калейдоскоп очень странных, измышленных персонажей; и чего там только эти поэты не придумают — путаники, фантазёры. Но остановишься на строчке: “Ещё и ты хрусталик льда мне в сердце положил...” — и поймёшь: да не присказки это всё. В этой магической реальности автор и его переживания реальны. И прежде всего, у автора на повестке стоит смерть.
                Рассмотрим образ смерти из первой части, её предощущение, близость, обыденность:

                Раньше были причины высмеивать смерть,
                а теперь — ни одной...
                ……………………………………………………..
                У Семёнова — жизнь за плечами,
                У Семёнова — смерть впереди...
                ……………………………………………………..
                Я один и ты один.
                Умер Вася Бородин...

                А во второй части сборника этот образ вводится автором в другую, едва ли не шуточную, саркастическую действительность:

                Где салютует канонада
                и запах крови на траве,
                и, значит, мне и, значит, надо
                лежать с дырою в голове...
                ………………………………………….
                Чем собирать с окраин
                помятые рубли,
                возьми ружьё, хозяин,
                и сразу застрели...
                ………………………………………….....
                Ну, сцепились, мебель руша,
                в драке по полу кружа.
                Так и помер наш Ванюша
                от кабацкого ножа...

                Эскапизм ли это или просто смещение точки зрения на проблему — неважно. В основе этой поэзии — тяжёлая, как могильная плита, тема “нежизни”, которой пропитано всё вокруг. Какая уж тут разница: говори ты о ней серьёзно или придумывай для этого фантасмагории. В каком-то смысле автор похож на факира посреди толпы зевак: играет смертоносной кобре различные мелодии в надежде загипнотизировать смерть.
                Под этой могильной плитой покоится и лиричная тема: вот женщина в трамвае — могла бы твоей быть, назначать свидание в семь часов, но...

                Не то беда, что камень и броня
                вокруг тебя, но что броня и камень
                возводятся твоими же руками,
                тепло уже ненужное храня...

                Уравнивая смерть с одиночеством и наоборот, автор находит выход в “шапке с бубенцами”. Заряжает третий, шуточный раздел своей книги с текста, где уверенно подводит полуитог всему сказанному ранее:

                ...вот уже и нет тебя в помине,
                маленький остывший уголёк.

                Жизнь, читатель, — скорбные пустоты.
                Ты зачем хватаешь за пиджак?
                Я же пошутил, ну, что ты, что ты...
                Не кричи, не нервничай ты так...

                И, как бы намекая на столкновение парадигм осмысления смерти в разных частях своей книги, автор вписывает сюда вот этот искусственный конфликт, мол, “не кричи, не нервничай ты так…” С гипотетическим ли, усреднённым реципиентом говорит автор, со своим ли альтер эго, примиряясь перед заходом на новый виток своей книги с разухабистыми стихами? Скорее, и то, и другое. Ведь несмотря на шутейные экзерсисы, тексты автора и в третьем разделе — всё та же дудочка для смерти:

                Но копейка-жизнь отважно
                катит задом наперёд.
                И закатится однажды,
                и никто не подберёт...
                ………………………………………………….
                Вот вершина жизни благочинной:
                чтобы чтили, вспоминали чтоб,
                в банке взять кредит перед кончиной
                и спустить на платиновый гроб...
                ………………………………………………….
                Что же всё плутают,
                ходят стороной
                и не прилетают
                ангелы за мной?..

                И — что хотите со мной делайте! — не оставляет меня гнетущее чувство от того, что я вижу меж строчек иронии и скабрёзы: там поиск света во тьме. Иногда уже кажется — безнадёжный.
                Что сказать в финале? Стилистически однородные, грамотно сделанные тексты. Отсутствие технических ошибок и спокойный темп позволяют легко вчитываться в стихи Ненашева. Допуская время от времени лёгкую, на уровне намёка самоиронию, автор располагает читателя к себе. И не это ли играет с ними (и автором, и читателем) злую шутку? Ибо создаёт иллюзию несоответствия формы и содержания. Ведь содержание львиной доли текстов — это философское размышление об одиночестве, непонятости, бессмысленности существования, скорой кончине...
                Нельзя также не упомянуть в этом же контексте и литературно-психологическую экстраверсивность автора (или его литгероя): постоянный заочный диалог с многими персонажами — вымышленными или реальными — намекает на некую неуспокоенность автора в смысле поиска обратной ли связи, вдумчивого читателя, собеседника или оппонента. Внимания ли, понимания…
                Тем, наверное, и интересна поэзия Ненашева: незавершённостью, неуспокоенностью, ненайденностью ответов. Пожелаем же поискам увенчаться успехом. Да и сами посмотрим вокруг себя: всё ли найдено и завершено?

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог