Карина!
Видимо, судьба журнала с момента основания быть в эпицентре литпроцесса, а наиболее маркерным показателем того, что “НС” флагман современного журнального процесса и остаётся им со времён Пушкина — основателя журнала, именно вот этот девятый вал, накативший на журнал. Сколько неплохих вроде журналов тихо-мирно почили, и никакого шума. А тут журнал выходит, молодых авторов к читателю выводит и столько шума. бывшие главные редактора, думаю, были бы удовлетворены. Не им же одним страдать от булгариных-гречей и всех прочих, кому журнал был поперёк горла во времена, заметим!!! — всех редакторов — от Пушкина, продолжая Некрасовым, Викуловым, Станиславом Куняевым... Целятся же всегда и пытаются подбить именно флагманский корабль любой эскадры! Это надо помнить! Такие попытки надо воспринимать как высшую форму признания. Хотя ясно, что лучше быть первым тихо-мирно, но у кого это получилось? Назовите!
Диана Кан,
поэт, журналист, лауреат литературных премий
“Капитанская дочка”, “Имперская культура”
г. Оренбург
* * *
Добрый день, Карина.
Прочитал статью Сегеня в “ЛГ” и вспомнил о журнале. Захотелось поделиться мыслями.
Несомненно, дальнейшее развитие журнала возможно только с ещё большим привлечением молодежи. Пусть даже и уровень текстов будет не всегда гениальным. Молодые люди лучше и тоньше чувствуют время.
По поводу обложки. Здесь я с Сегенем тоже не соглашусь — обложка явно устарела... И журналу, мне кажется, не хватает серьезных культурологических и философских статей. И патриотических в том числе, конечно. Я бы на Вашем месте молодым поручил и публицистику. 50% и не менее.
Ситуация с Сегенем — явление совершенно закономерное. Это борьба старого и нового. Лучшее дело для людей типа Сегеня сейчас — заниматься только своим творчеством. Любая издательская и книгоиздательская политика им противопоказана. И журнал не нуждается в рекламе. Возникший в середине далеких 50-х годов, всегда входящий в обойму лучших наших “толстяков”, журнал всегда стоял и стоит на патриотических позициях (в самом хорошем смысле этого слова!), пропагандируя при этом произведения, опирающиеся на традиции великой русской литературы.
В сознании рядового русского читателя журнал ассоциируется с такими именами как Валентин Распутин, Георгий Семенов, Юрий Бондарев, Евгений Носов, Василий Белов, Вадим Кожинов, Юрий Кузнецов. В 90-е годы главным редактором журнала стал неутомимый Станислав Куняев, поэт, публицист и общественный деятель, автор всем известной строки “Добро должно быть с кулаками”, личность очень неоднозначная, но в то же время и необычайно яркая и самобытная.
За последние десять лет издание проявляло некоторую инертность, зачастую публикуя одних и тех же авторов-пенсионеров. К сожалению, и патриотизм у этих авторов зачастую был одет в казённый мундир. Но сейчас всё изменилось! Среди авторов появилось очень много людей, не входящих в группу 60+. Последнее меня особенно радует! Но главное всё же в том, что журнал меняется, и меняется в лучшую сторону! Ни минуты не сомневаюсь, что “Наш современник” останется ярким и необходимым нашему многонациональному народу ярким художественным литературным изданием!
А Вам, Карина, здоровья, творческих успехов и преодоления “свинцовых мерзостей жизни” в Новом году.
Евгений Эрастов, поэт
г. Нижний Новгород
* * *
Здравствуйте, Карина.
Прочитала статью Вашего бывшего коллеги в Литгазете. Такое впечатление, что он, обвиняя С.Ю.Куняева в том, что тот назначил сына гендиректором, завидует Сергею, это сквозит между строк.
А упрекая редакцию в том, что теперь публикуется мало текстов о Донбассе, стремится противопоставить “Наш современник” Системе, привлечь недоброжелательное внимание чиновников. Кажется, этот человек хочет заставить редакцию оправдываться.
Я заметила, сейчас некоторые издания и литераторы соревнуются в поддержке правящей партии и её геополитики. Но писатель, тем более редактор, должен мыслить в исторической перспективе. Поэтому, думаю, чем меньше публикаций не примиряющих, а разделяющих народы, тем чище будет репутация издания в истории.
Я желаю Вам успехов на литературной стезе. Не обращайте внимания на Ваших недоброжелателей. Это уходящее поколение, которое пытается забрать с собой Россию. Но Россия живёт, меняется — ведь не меняются только мёртвые. И журнал меняется, как воплощение живой развивающейся русской и мировой литературы.
Время на Вашей стороне, в том числе потому, что Вы молоды.
И то, что журнал “Наш современник” всего лишь поменял обложку и тут же стал жертвой болезненных подозрений, нелепых обвинений и призывов “отменить” авторов, которые там печатаются — то есть не брать их тексты в другие журналы, что уж вовсе за гранью приличия.
Думаю, порядочные авторы, наоборот, должны обратиться к этому журналу, сделавшемуся объектом абсурдных нападок.
А ведь многие из тех, кто сейчас критикует “Наш современник”, благодаря ему сделали имя в литературе.
Со стороны всё напоминает происходившее в худший период советской эпохи — 20–30-е годы прошлого столетия.
C уважением к Вам,
Марина Струкова, поэт, публицист, журналист
Тамбовская область
* * *
Добрый вечер, дорогая Карина! Случайно натолкнулся в ЛИТГАЗЕТЕ на мерзкие писания Сегеня. Подозреваю, что сейчас начнется возня вокруг истории с его увольнением, будут трепать вам нервы. Поэтому позвольте выразить вам слова поддержки. Из своего четвертьвекового опыта редактирования журнала точно знаю, что управлять изданием нужно исключительно твердой рукой и никакие редакторы отделов без одобрения руководства ничего самостоятельно решать не должны, иначе журнал попросту развалится. Просто за годы неоправданной вольницы эти господа потеряли всякие ориентиры, привыкнув к самоуправству и безнаказанности, хотя за журнал ответственность несут отнюдь не они.
Вы умница, и у вас отменный художественный вкус, с вашим приходом “Наш современник” стал намного душевнее и выше в творческом плане. Желаю вам выстоять и успешно продолжать начатое.
Всегда с вами!
Анатолий Аврутин,
поэт, главный редактор
журнала “Новая Немига литературная"
Республика Беларусь
* * *
От души благодарю “Наш современник” и замечательную Карину Сейдаметову!
Читаю журнал с удовольствием и радуюсь, что он становится по-хорошему современным и живым. Желаю “Нашему современнику” — всё больше неравнодушных читателей, а редколлегии — творческих удач и взлётов!
Анна Мамаенко, поэт.
г. Краснодар
* * *
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
В № 1-2 “Литературной газеты” за этот год появилась статья бывшего зав. отделом прозы журнала “Наш современник” Александра Сегеня “Король Лир”, очевидно, призванная поведать читательской общественности о положении дел в журнале.
Скажем прямо: в этом повествовании, временами сбивающемся на непозволительный тон, крайне неуважительный по отношению к главному редактору и сотрудникам популярного и уважаемого издания, многое повергает в состояние недоумения.
Можно по-разному относиться к новому оформлению журнала (многие журналы периодически меняют свою обложку, но нигде и никогда подобная перемена не вызывала столь острую, мы бы сказали, истерическую реакцию). Внутренние проблемы издания остаются его внутренними проблемами, и крайне неприятное впечатление производит выставление их на всеобщее обозрение — тем более, с ёрническими, шутовскими оборотами, которые позволяет себе автор, переходя на личности и пересыпая свой текст прямыми оскорблениями. Разбирать подобные “откровения” мы не станем. Но есть в этом тексте пассажи, пройти мимо которых невозможно.
“Журнал станет антипатриотическим? Оппозиционным правительству России?” — задаётся вопросами автор пасквиля, апеллируя к общественности. Загляните под обложку журнала, прочитайте его публикации! Вы нигде, ни в прозе, ни в поэзии, ни в публицистике, ни в критике не найдёте и тени того, на что намекает автор “Короля Лира”.
Возмутительны его выпады против многолетнего сотрудника “Нашего современника”, его нынешнего генерального директора, известного писателя Сергея Станиславовича Куняева.
“Безвольный и бездеятельный Сергей успокоился на даче в Переделкине, пописывая длинную и нудную книгу о Вадиме Кожинове... Бездельник и баловень Серёженька...” “Безвольного бездельника и баловня” (по выражению Сегеня) мы знаем, как неутомимого труженика, опытного архивиста, квалифицированного филолога, составителя многочисленных книг (“О, Русь, взмахни крылами...” в соавторстве со Ст. Куняевым; Николай Клюев. “Стихотворения. Поэмы”; Алексей Ганин. “Стихотворения. Поэмы. Роман”; “Последний Лель. Проза поэтов есенинского круга”; “Венец певца, венец терновый”; “Сергей Александрович Есенин. Русский мир в лицах”; Павел Васильев. “Сочинения. Письма”; Вадим Кожинов. “Россия, как цивилизация и культура”; Станислав Куняев. “Русский дом” и трёхтомник избранных сочинений, изданный к 90-летию поэта; Анатолий Ланщиков. “О чём безмолвствует народ” в соавторстве с А.Разумихиным; Юрий Селезнёв. “В мире Достоевского. Слово живое и мёртвое” в соавторстве с А.Разумихиным; “Классика и мы. Дискуссия на века”; Татьяна Глушкова. “О “русскости”, о счастье, о свободе”; “Вадим Валерианович Кожинов. Русский мир в лицах” — эта книга была благожелательно отрецензирована в “Литературной газете” в № 50 за 2023 год — и других).
Не многовато ли для “бездельника”? Каждая такая работа требует огромной начитанности, неусыпного труда, кропотливой работы в архивах.
Сергей Куняев — автор книг, внесших весомый вклад в отечественную историю литературы. Книга “Сергей Есенин”, написанная совместно со Станиславом Куняевым и изданная в серии “ЖЗЛ”, выдержала 12 изданий и была удостоена Есенинской премии (в своей статье Сегень говорит о Станиславе Куняеве, как о единственном её авторе). Книга “Русский беркут. Документальная повесть о Павле Васильеве” получила Васильевскую премию, книга “Николай Клюев” (ЖЗЛ) — Большую литературную премию России, а книга избранных статей “Жертвенная чаша” — премию имени Виктора Розова.
Что касается “длинной и нудной книги” о Вадиме Кожинове, то главы этой книги полно и ярко раскрывают существо эпохи, в которой жил великий литературовед и историософ, его личность, его литературные и исторические интересы и приоритеты. Каждая глава читается с огромным интересом, и виден огромный труд автора, который не остаётся без внимания благодарных читателей.
Впрочем, вся эта пена рано или поздно схлынет, а журнал будет жить и радовать читателя талантливыми произведениями своих авторов, продолжая свою линию, становясь объединяющим началом для писателей разных манер и стилей, плодотворно работающих на отечественную литературу в нашем жестоком, кардинально меняющемся мире.
КОЗЛОВ Ю.В., писатель,
главный редактор журнала “Роман-газета”
ПАПКОВА Е.А., старший научный сотрудник
Института мировой литературы им. А. М.Горького РАН,
доктор филологических наук
СОЛНЦЕВА Н.М., доктор филологических наук