ОБРЕТЕНИЕ ДОСТОИНСТВА –
ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Честь имею и достоинством дорожу
Можно качать мускулы, можно развивать самомнение, да что угодно можно развивать, но лучше развивать мозг. О том, что разум — это развитый ум, я впервые прочитал в книге притчей Соломоновых, наугад открыв Библию, в которую заглядываю не часто, преимущественно в Новый завет. Я глубоко убежден: неофитам не следует начинать с Ветхого завета знакомство с Божественным писанием. Мне известны случаи, когда неокрепшие верой православные, прочитав несколько десятков страниц Ветхого завета, навсегда теряли интерес к главной книге человечества. Почему? Разъяснение нуждается в отдельном разговоре, но сейчас не об этом.
Разум – развитый ум
Казалось бы, случайно открытые мудрости Соломона — всего-то 22 страницы библейской книги — заинтересовали меня особо, ибо развитие ума способствует процессу становления личности.
Себя не считаю молчуном, а тут как обухом по голове: “Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда”. Дальше больше: убедительно представлены протестные рассуждения о нынешней ювенальной юстиции, набирающей силу и в России. Под строками текста несложно понять разницу в воспитании сына и дочери: дочь в отличие от сына нельзя воспитывать розгами! Но для меня открытием стала расшифровка понятия разума. Провёл тестирование нескольких интеллектуальных людей с вопросом “Чем ум отличается от разума?” и все очень длинно пытались объяснять. А ведь куда короче: разум — развитый ум! Соломон как бы подвел меня к углубленному пониманию этой формулы. Творец в отличие от обезьяны наградил человека умом. Большим умом или маленьким — не столь важно. Главное, как человек им распорядится. Либо зароет в землю, либо станет наращивать, как наращивают стартовый капитал предприимчивые люди.
Помните знаменитое высказывание Максима Горького о том, что всем лучшим в себе он обязан книгам. Недаром Горький свой первый широко опубликованный рассказ назвал “Книга”. Хорошая книга помогает вырваться из объятий повседневного быта в мир высоких чувств, интересных мыслей, ярких героев и вместе с ними ощутить новый вкус жизни. Понятно, чем больше хороших книг прочитывает человек, тем больше хороших “жизней” он проживает и попутно набирается ума-разума в общении с интересными воображаемыми собеседниками. Мне посчастливилось более десяти лет общаться с отважным Станиславом Куняевым, и, собираясь в очередной раз в отшельничество с 45 килограммовой ношей (а пробираться мне предстояло через болото протяженностью 700 метров), я спросил его о трёх книгах минимального веса, которые я мог бы с собою прихватить. Без долгих раздумий мудрец посоветовал мне: “Капитанская дочка” Пушкина, “Тарас Бульба” Гоголя и тургеневские “Записки охотника”, в которых три автора с разных позиций достаточно полно и глубоко отразили русский национальный характер. Его краткие пояснения таковы: за сто дней до своей гибели Пушкин опубликовал духовное завещание потомкам, а камертон русской души кратко, образно и точно изобразил Гоголь в своей повести. Произведение же Тургенева было переведено на более чем 120 языков мира. Причем Станислав Юрьевич, сам будучи страстным охотником, главным рассказом популярных записок до сих пор считает рассказ “Певцы”. Интересна и глубока библейская трактовка финального завершения рассказа, далеко не всеми понимаемого с ходу. Предложенные книги были прочитаны мной ещё в школе и их сюжеты давно уже были известны, но почему-то более всего со школьной поры запомнились эпизоды казни Пугачева и смертельно опасного возврата Тараса за утраченной трубкой, а также рассказ “Бирюк”. Вместе с тем, перечитав эти произведения заново, я получил несравненное удовольствие как от творчества русских классиков, так и от идеалов, превозносимых ими.
Психологами замечено, что человек после прочтения хорошей книги не может совершить плохого проступка: он некоторое время находится во власти высокой обостренности всего лучшего, что в нем сокрыто. А я после прочтения трёх упомянутых книг почувствовал дистанцию почти полувекового развития своего ума, чувств и понимания величия страны. С особой остротой понял цену времени, как величайшего богатства, которым наряду с умом Творец одарил каждого из нас. А насколько мы сумели распорядиться богатством этих знаний, обретённых на земле, непременно оценят по исходу земной жизни.
А в жизни мне повезло небывало. Повезло, прежде всего, с наставниками в школе, и в институте, и в государственном научном центре... Понял к исходу жизни: такое везение надо отрабатывать, ибо кому много дано – с того много спросится. А как отрабатывать? Решил проводить беседы с детьми 12-14 лет и их родителями. Темы бесед разные — от “Пробуждения творчества” до “Мастерства инженера”. Тем более профессия инженера, может, тесно связана с профессией литератора. Сразу вспоминается крылатое выражение “вождя всех народов” о том, что писатели — инженеры человеческих душ. Если инженеры призваны не только грамотно создавать и эксплуатировать технически сложные объекты и, в силу своих возможностей, совершенствовать их, то писатели своим творчеством обязаны совершенствовать души людей. И у инженеров высокого уровня, и у признанных временем писателей творчество проявляется в умении увидеть необычное в обычном и увиденное поставить на службу людям. В авторской статье (журнал “Двигатель” № 6, 2013 год) даётся разъяснение термину “инженер”. Их обозначили английским словом Ynjenuity, что означает изобретательность, остроумие. Инженерами мирового уровня, максимально соответствующих первоначальному смыслу термина, являются Томас Эдисон, Никола Тесла и Владимир Георгиевич Шухов, изобретательский уровень любого их решения характеризуется тем, что оно порой не очевидно специалисту в данной сфере деятельности, но при своей реализации демонстрирует прорывной характер развития.
О тесной сопряженности литературного творчества и творчества специалистов по совершенствованию техники свидетельствуют примеры формирования писателей из среды инженеров. Осмелюсь утверждать, что высокое литературное творчество и инженерная изобретательская деятельность тесно перекликаются по своему прямому назначению совершенствования единой системы “Человек — Техника” c эффективной реализацией её основополагающей парадигмы — всё во благо каждого человека с обеспечением максимальной комфортности его пребывания на земле. А начать надо с подавления в самом себе зачатков смердяковщины — лакейского преклонения перед западными ценностями. Вспомните откровение нашего национального гения о гордости за то, что он — русский.
Вместе с тем, в противовес всему сказанному, может возникнуть вопрос “Зачем технарю художественная литература? Ум можно развивать и в своей прямой сфере деятельности”. Такой вопрос десять лет тому назад я задал выпускнику филологического факультета МГУ директору знаменитой московской школы № 434 Александру Андреевичу Абрамову. Ответ был мгновенным и разительным: “Чтобы уберечься от цинизма!” Аргументы директора школы насколько просты, настолько и убедительны. Только через литературу, прежде всего русскую, мы постигаем богатство великого и могучего языка, глубину русской идеи и нравственную основу жизни. В потоке иностранной переводной литературы можно сориентироваться, только имея фундамент, замешенный на русской литературе.
Замечено, что среди просвещённых людей большое число истинно верующих православных, поскольку именно просвещение (а не образованщина) приводит людей к гражданскому мировоззрению с развитым чувством собственного достоинства. А просвещение трудно представить без тесного сопряжения профессиональных знаний с пониманием огромной роли в нашей жизни творчества русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева… Поэтому очень важно, начиная со школы и продолжая в университетах (пусть даже жизненных университетах), поддерживать в подрастающем поколении высокий уровень мышления. Установлено, что в начальной школе 80% детей обладают творческим мышлением — в быту это характеризуется смекалкой, — а среди выпускников университетов указанный процент снижается до 10%. Это ли не достаточно полный ответ на вопрос: “Зачем технарю художественная литература?”
Амбары, алтари и арсеналы
Вспоминаю, как меня ошеломила однажды услышанная фраза: “русские — это не нация, русские — это миссия”. Русский народ несёт на себе Божественное бремя спасения человечества от сползания в пропасть неудержимого потребительства и индивидуализма. Русская идея, по словам философа Николая Бердяева (1874-1948), — это мечта о соборном единстве человечества, когда все ответственны за всех! Наш современник Арсений Гулыга (1921-1996) развил утверждение упомянутого философа в своём последнем труде “Русская идея и ее творцы”. Русская идея — это соборное объединение людей, которое должно основываться на высокой общности общего и индивидуального, а не на буржуазном индивидуализме. В соборном единении в отличие от коллективизма личность остается личностью, не растворяясь в обществе при полном с ним слиянии.
Очевидно, что становление личности происходит через осознание смысла жизни. Истинный смысл жизни человека, в отличие от животного образа жизни, не в самой жизни и не в наслаждении ею, как у гедонистов Древней Греции... Осознание истинного смысла жизни происходит через постижение откровений небесных сил. В этом осознании неоценима роль Православия. Фундаментом становления личности является жизненный достаток, то есть удовлетворение физических, психологических и духовных потребностей человека с соблюдением чувства меры. Ведь по утверждению древних эллинов аристократизм характеризуется постижением меры во всем (метрон — аристон). Достаток порождает достоинство — основу личности. Нищий человек никогда не обретет достоинства — однокоренного с достатком слова. Нищенство искоренить невозможно (большинство нищих не хотят работать), а устранить бедность можно. Для этого необходимо создать рабочие места в малых городах (20-30 тысяч человек) и крупных населенных поселениях. В своё время обеспечение повсеместной занятости людей работой с помощью широкого строительства дорог помогло, во многом обуздать кризисы в США и Германии 30-х годов прошлого века. Так же произошло при грандиозном строительстве Крымского моста в России много лет спустя.
Как видим, есть реальные возможности при политической воле руководства страны обеспечить население работой, что позволит заполнить амбары зерном, хранение которого в России затруднено из-за невиданных ныне урожаев пшеницы. Повышение достатка повысит достоинство человека и его устремленность к высшим ценностям жизни взамен постоянной заботы о выживании. Вместе с тем обретение достоинства является основой становления личности.
Но чтобы почувствовать себя русским, надо побывать в Москве, проплыть по Волге от ее истока до устья и прочитать роман Достоевского “Братья Карамазовы”.
Вместе с тем, “амбары и алтари” — это важные условия, но не достаточные для сохранения державности России. Необходима надежная защита своих внешних границ. Такому правилу следовали правители древнего Китая, обустраивая Великую Китайскую стену, так поступали и наши правители в периоды исторических потрясений, когда только мощь российских армии и флота являлась опорой державности.
Россия обладает уникальным свойством — в смутные времена вверять себя лидеру, способному бросить вызов её клеветникам. Наглядным образом прослеживается поразительная параллель середины нулевых ХХ1 века с серединой двадцатых века прошлого. Та же схожесть риторики нынешних либералов с бухаринской... К счастью для страны, ее тогдашним руководителем был принят курс на две ударные пятилетки. И теперь мы в течение 15 лет строили свою “Великую стену”, что и позволило нашему Президенту в марте 2018 года заявить о России как о великой военной державе, способной сохранить суверенитет Сирии и переломить тенденцию к свержению руководством США неугодных режимов.
Укреплению внешних границ России мы обязаны опережающему научно-техническому заделу, накопленному еще до перестроечных реформ 90-х годов и не расхищенному во времена Горбачева-Ельцина. Достаточно сказать, что успешный запуск космической системы “Буран” в 1988 году позволил сохранить технологии производства мощных жидкостных ракетных двигателей, некоторые из которых до сих пор успешно продавались в США для запуска их ракетоносителей “Атлас-5” и “Антарес”. Более того, в 1991 году в России впервые в мире (на 13 лет раньше, чем в США) успешно запущена система с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, работающим на жидком водороде.
Помимо ракетной техники несомненны наши успехи и в атомной промышленности. Удивлённые отклики западной прессы вызвал успешный пуск в 2016 году Белоярской АЭС, работающей на быстрых нейтронах. А чего стоит информация о спуске на воду в начале ноября 2018 года плавучей атомной теплоэлектрической станции “Академик Ломоносов” (ПАТЭС), способной обеспечить теплом, электричеством и опресненной водой жилой массив с населением до ста тысяч человек. ПАТЭС является уникальной разработкой российских ученых — она не имеет аналогов в мире и отражает мировой уровень развития наукоёмкой и высокотехнологической продукции в области атомной промышленности.
В заключение выражу уверенность в том, что Россия находится на пороге опережающего прорыва в заметном повышении благосостояния её народа с обретением достоинства большей частью населения России. Дело за политической волей руководства.
(публикуется в сокращении)