Наш Современник
Каталог
Новости
Проекты
  • Премии
  • Конкурсы
О журнале
  • О журнале
  • Редакция
  • Авторы
  • Партнеры
  • Реквизиты
Архив
Дневник современника
Дискуссионый клуб
Архивные материалы
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    Корзина0
    +7 (495) 621-48-71
    main@наш-современник.рф
    Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    +7 (495) 621-48-71
    Наш Современник
    Каталог
    Новости
    Проекты
    • Премии
    • Конкурсы
    О журнале
    • О журнале
    • Редакция
    • Авторы
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Архив
    Дневник современника
    Дискуссионый клуб
    Архивные материалы
    Контакты
      Наш Современник
      Каталог
      Новости
      Проекты
      • Премии
      • Конкурсы
      О журнале
      • О журнале
      • Редакция
      • Авторы
      • Партнеры
      • Реквизиты
      Архив
      Дневник современника
      Дискуссионый клуб
      Архивные материалы
      Контакты
        Наш Современник
        Наш Современник
        • Мой кабинет
        • Каталог
        • Новости
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Премии
          • Конкурсы
        • О журнале
          • Назад
          • О журнале
          • О журнале
          • Редакция
          • Авторы
          • Партнеры
          • Реквизиты
        • Архив
        • Дневник современника
        • Дискуссионый клуб
        • Архивные материалы
        • Контакты
        • Корзина0
        • +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Публикации
        • Публикации

        ЯНА САФРОНОВА НАШ СОВРЕМЕННИК № 10 2023

        01.12.2023
        Автор публикации
        ЯНА САФРОНОВА

        Описание

        Яна Сафронова — родилась в Смоленске. Литературный критик и публицист. Окончила Московский государственный институт культуры. Печаталась в журналах «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни», «Юность» и других. Живет в Москве.

                КНИГА ДЖУНГЛЕЙ
                

                 Почти три года без Александра Казинцева.
                Помню, когда мы едва начали общаться с кругом его воспитанников, часто мелькало короткое прозвище “Каа”. Спрашивать “почему?” особенно и не требовалось. Сразу было понятно, что они называли его так не только из-за сочетания мудрости и опыта, но также из-за особенно мягкой гипнотической манеры речи.
                Александру Ивановичу действительно важно было сформировать литературное поколение, в этом он видел свою миссию наставника. Но прошло уже немало времени после его смерти, и многое изменилось, в том числе и люди, чьи тексты часто оказывались тогда на соседних журнальных страницах, теперь вряд ли могут существовать вместе даже в пределах одной комнаты. Это не значит, что поколения не получилось, просто они повзрослели.
        Работая в редакции, я с большим интересом наблюдала, как Казинцев создаёт довольно сложные и тонкие комбинации взаимоотношений, взаимозависимостей, смыслов, реальностей. Настоящее искусство дипломатии — самое незначительное письмо написать так, чтобы человек понял: ты искренне интересуешься его жизнью, помнишь, как зовут жену, дочь и даже собаку. Ценить своего собеседника и с особенно пристальным вниманием относиться к противнику.
                Вспоминаю, как радовалась, что меня напечатали в таком-то журнале и дали такую-то премию. И благодарила его за это искренне, и обсуждала с ним это. А он ласково на меня посмотрел, поздравил, а потом сказал вдруг медленно и отчётливо, как только он умел, что, мол, напечататься там, где тебя ждут, привечают и дружественно к тебе относятся — не такая уж великая заслуга. А вот прийти на площадку к оппоненту и получить признание там не за условную сторону баррикады, но за талант — совсем другое дело.
                С тех пор я постоянно живу с этой мыслью. Постепенно понимание происходящего ширилось и росло: барахтаясь в пределах своего привычного озера, ты ничего не добьёшься. Где-то там, на горизонте, целое море. И люди разные, и литература во всём её многообразии, а одно из главных умений на свете — договариваться. Что, между прочим, оказалось намного сложнее, чем просто огрызаться и наскакивать. Александр Иванович умел договариваться как никто — это были и тематические номера, и важные для журнала контакты, и постоянная аккуратная подстройка внутренних механизмов в коллективе.
                Были у него две расхожие фразы, которые обрамляли и неизменно дополняли повседневность. Одна применялась, когда кто-то на семинаре или в редакции схлёстывался. Тогда он расставлял руки будто для объятий и, покачивая головой, говорил: “Дорогие мои, не ссорьтесь!” Ссориться при нём становилось действительно неловко, поэтому продолжали мы без него, но уже уличённые и стыдливые.
                Людей неблагонадёжных и ведущих себя дурно он называл “Хрюша большая” или “Хрюша малая”. Замечу, что звание “большой” ещё надо было постараться заслужить... Этому милому обзывательству предшествовала какая-то очень интересная история или байка, но сколько мы с коллегами ни старались её вспомнить, так и не смогли. Бывало, описываешь ему некий неприятный случай, ужасно распаляешься, пышешь негодованием в сторону выбранного субъекта, а Казинцев всплеснёт руками и поддержит: “Да он же просто поросёнок!” В этом зоологическом назывании не было агрессии, оно, наоборот, снимало градус напряжения, обесточивало ситуацию. Ведь как можно продолжать злиться на розового молочного поросёнка? Конечно, “хрюши малые” и “хрюши очень большие” иногда встречаются на пути, но благодаря ему теперь я знаю, что надо смотреть на них, как мудрый “Каа”.
                Для меня Казинцев был медиатором. Примирителем, который не делил жизнь на чёрное и белое и конкретно меня мирил со многим: с литпроцессом, средой, иногда с самой собой. Когда его не стало, рассыпался стеклянный купол, исчезло чувство базовой безопасности, не к кому стало прийти и посоветоваться... При его участии я ушла на новую работу, в Ассоциацию союзов писателей и издателей России. Оборвались многие контакты, которые поддерживались большей частью благодаря ему, и наступил период терпения, труда и молчания.
                Но следом настал период другой: теперь уже мне есть кому говорить: “Не ссорьтесь!” — а всё те же контакты и связи я могу выстраивать на другом уровне, полностью взяв за них ответственность на себя.
                Так получилось, что я ни разу не была у “Каа” на могиле, а в июле этого года мы пришли туда с Кариной Сейдаметовой. О многом вспоминали, разговаривали о премии имени Александра Ивановича, которую делает журнал и которую вручали в резиденции АСПИР, в Доме Ростовых. Мы стояли там, и я смотрела на его фото, с которого он как будто улыбался.
                На обратном пути Карина с увлечённостью рассказывала мне о книгах молодых авторов, выходящих по итогам премии. “Обложки, правки, презентации...” — совсем как он когда-то. Надеюсь, он бы гордился и радовался: так продолжилось его дело по поддержке (именно это слово, а не учительское “воспитание”) нового поколения.
        Созидание, а не разрушение, — главный урок Казинцева. Урок, который он не давал напрямую, но который всем нам рано или поздно всё-таки придётся выучить.

        Нужна консультация?

        Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос

        Задать вопрос
        Назад к списку
        Каталог
        Новости
        Проекты
        О журнале
        Архив
        Дневник современника
        Дискуссионый клуб
        Архивные материалы
        Контакты
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        +7 (495) 621-48-71
        main@наш-современник.рф
        Москва, Цветной бул., 32, стр. 2
        Подписка на рассылку
        Версия для печати
        Политика конфиденциальности
        Как заказать
        Оплата и доставка
        © 2025 Все права защищены.
        0

        Ваша корзина пуста

        Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
        В каталог